Размышления о турецкой аннексии от Вашингтона до Багдада

Турция продолжает искать поддержку своих амбиций и оккупационных планов на международной арене. Представители Турецкой Республики стремились вынести эту ситуацию на июльский саммит НАТО, проходивший в США.

Попытка турецкого режима аннексировать Южный Курдистан (северный Ирак) мобилизовала многих заинтересованных участников событий. Все стороны на иракской арене, от США до Ирана, делают прямые или косвенные заявления. Были предприняты попытки помешать планам турецкого режима на саммите НАТО. И, пока инициативы министра иностранных дел Турции Хакана Фидана и министра иностранных дел Ирака Фуада Хусейна, которые находятся в США на саммите, рассматриваются в подобном ключе, заявление представителей Штатов о том, что «необходимо обеспечить координацию с Багдадом и Эрбилем», и позиция Ирака также указывают на возможность оккупационной операции с «определенными границами».

Турецкая армия стремится закрепиться в регионе

Тем временем турецкие войска, воспользовавшиеся нестабильностью в Ираке и Южном Курдистане, пытаются закрепиться в Бахдинане. Турецкая Республика продолжает вытеснять население из региона, сжигая курдские деревни. Хотя аннексия территорий Южного Курдистана и Ирака осуществляется на основе международных и региональных соглашений, молчание Багдада способствует различным интерпретациям.

Шиитская община против турецкой оккупации

Первая серьезная реакция в Ираке последовала от Каиса аль-Хазали, лидера движения «Асаиб Ахль аль-Хак». Шиитский лидер заявил, что «турецкая армия должна уйти со всех территорий Ирака. Считается, что этой позиции придерживается подавляющее большинство шиитской общины в стране. Кроме того, политический круг, возглавляемый аль-Хазали, представляет важную часть «Хашд аш-Шааби» (Сил народной мобилизации). Координационный механизм, базирующийся в Багдаде, также делает заявления в этом направлении, пока правительство ас-Судани идет по пути урегулирования ситуации.

Роль, которую взяло на себя правительство ас-Судани

Правительство ас-Судани стремится минимизировать возможную реакцию в регионе и успокоить общественное мнение; власти направили делегацию во главе с советником по национальной безопасности Ирака Касымом Эреджи в Эрбиль после встречи, проведенной под эгидой Совета национальной безопасности Ирака. Основная цель делегации – проанализировать развитие событий после турецкого вторжения в Южный Курдистан. Хотя Эреджи и сопровождающие его лица были приняты в Эрбиле, как гости Масрура Барзани, ожидается, что делегация сообщит Багдаду о турецкой аннексии на основе информации, предоставленной Барзани. Однако, хотя и Эреджи, и Барзани называют «местными пособниками» турецкой оккупации и аннексии, одна из главных задач Багдада – предотвратить народное возмущение.

Непростые времена для Ирака – оккупация, которую невозможно контролировать

На данный момент суннитские политические круги центрального правительства Ирака близки к оправданию турецкой оккупационной политики. Хотя заявления представителей центрального правительства о том, что оккупантам «не давали зеленый свет» и о неприятии нападений сбивают с толку, в этой ситуации хочется получить ответ на вопрос, достиг ли Ирак соглашения об оккупации с турецким режимом. Заявления правительства ас-Судани против турецкого вторжения, прозвучавшие из уст некоторых официальных лиц, объясняются тем, что Турецкая Республика вышла за рамки соглашения, достигнутого с Ираком, как в южном Курдистане, так и на землях, которые контролирует в первую очередь Багдад. По сути, турецкая армия опустошила регион и построила множество новых военных баз. Взяв на себя часть административных задач, Турция готовится обойти и Багдад, и Эрбиль в долгосрочной перспективе. Неудобство для Багдада заключается в том, чтобы выйти за рамки соглашения, достигнутого во время визита Эрдогана, и противостоять тому, что противоречит интересам иракских властей.

Одобрение США со стороны США

В этих же рамках можно интерпретировать и высказывания пресс-секретаря госдепа США Мэтью Миллера, который заявил, что «необходимо обеспечить координацию с Турцией, Багдадом и Эрбилем» во время первых попыток режима Эрдогана аннексировать Бахдинан. Подобные заявления дают понять, что акт агрессии со стороны Турецкой Республики – это операция с «определенными границами». Судя по всему, главная задача госдепа – не допустить выхода ситуации из-под контроля.

Турция дошла в своих поисках до саммита НАТО

Турецкий режим ищет поддержки в своих амбициях на международной арене, успев вынести ситуацию на саммит НАТО, прошедший в США. По некоторым сообщениям, министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн обсудил эту ситуацию с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом и некоторыми представителями США в Вашингтоне в рамках саммита. Ожидается, что в ближайшие дни Хусейн посетит Турцию и встретится со своим коллегой Хаканом Фиданом, высокопоставленным представителем национальной разведслужбы Турции Ибрагимом Калыном и министром национальной обороны Яшаром Гюлером. Хусейн – сторонник позиции центрального правительства Ирака в том, что касается узаконивания турецкой аннексии.

Усилия Фуада Хусейна по оправданию ДПК

Кроме того, Хусейн пытается скрыть роль ДПК в турецкой оккупации на международной арене и перевести фокус внимания на освободительное движение Курдистана. Министр также пытается восстановить престиж клана Барзани в дипломатии и политике, делая это с помощью возможностей, предоставляемых Багдадом.