Координационный комитет, созданный из представителей поддерживаемых Ираном групп и ополчений (КМ) собрался 21 июля. Это стало последней встречей в серии совещаний, на которых обсуждалось формирование нового иракского правительства после ухода из парламента сторонников шиитского клирика, Муктады Садра.
19 июля КМ создал комитет для выдвижения кандидатуры премьер-министра. В него вошли представитель движения «Хикма» Аммар Хаким, представитель «Асаиб Ахль аль-Хак» Кайс Хазали, представитель Высшего исламского совета Ирака Хумам Хамуди и представитель Партии исламской добродетели Абдуссадех аль-Фураиджи.
Комитет представил семь имен, основываясь на следующих критериях: кандидат должен быть независимым, он должен быть избран из второго поколения политиков после 2003 года, у него должны быть хорошие отношения с садристами, и он должен быть принят внутри страны, в регионе и на международном уровне.
После выборов в октябре прошлого года садристы получили самый крупный блок в парламенте с 74 местами. Они сформировали альянс с суннитской коалицией «Такаддум» во главе со спикером парламента Мухаммадом Халбуси и с Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани. Однако альянс не смог сформировать правительство из-за отсутствия большинства в две трети голосов, необходимого для избрания президента. КМ, состоящий из про-иранских партий, сформировал блокирующую треть в парламенте против альянса Садр-Хальбуси-Барзани.
В прошлом месяце Муктада Садр приказал своим последователям покинуть парламент, открыв тем самым место для КМ. (Это привело к тому, что большинство мест депутатов-садристов заняли представители КМ, получившие на выборах в соответствующих избирательных округах вторые места, – прим.). Но спустя месяц политики КМ все еще только пытаются сформировать правительство. Причина промедления – острые разногласия – теперь уже между собой.
Формирование координационного комитета КМ стало шагом вперед. В ходе его встречи были согласовал четыре кандидатуры. Источник из КМ подтвердил, что три кандидата – это нынешний советник по национальной безопасности Касем аль-Араджи, советник президента Али Шокри, действующий депутат парламента и бывший министр по правам человека Мохаммед Шиа аль-Судани. Источник не смог назвать четвертого кандидата. Однако в некоторых сообщениях назывался Фалех аль-Файяд, нынешний глава Сил народной мобилизации (СНМ – шиитские ополчения).
Некоторые из лидеров первого уровня КМ, такие как два бывших премьер-министра, Нури Малики и Хайдар Абади, были заинтересованы в выдвижении своих кандидатур на эту должность. Однако резкие разногласия между ними привели к тому, что КМ постановил, что кандидат не должен быть из числа лидеров первого поколения. Недавняя утечка пленки с подстрекательскими комментариями Малики также создала серьезный барьер против него.
Хотя на встрече был достигнут прогресс в выборе официального кандидата на пост премьер-министра, КМ все еще нуждается в дополнительных переговорах, чтобы прийти к окончательному варианту.
Источник также сообщил Al-Monitor, что кандидатура нынешнего премьер-министра Мустафы Кадими также рассматривается, и некоторые члены КМ поддерживают его.
Но даже после того, как комитет договорится о новом премьер-министре, им нужно будет договориться с курдами о выборе президента.
Президент выбирается из курдов, в частности, из Патриотического союза Курдистана. Нынешний президент, Бархам Салих, по-прежнему является кандидатом от ПСК на эту должность.
Однако конкурирующая с ПСК Демократическая партия Курдистана (ДПК) выдвинула на эту должность министра внутренних дел Курдистана Рибера Ахмеда. Если две соперничающие курдские партии не договорятся о президенте, им придется идти в парламент со своими кандидатами. В этом случае у Бархама Салиха больше шансов, так как ПСК является союзником КМ.
В любом случае, формирование нового правительства не сдвинется с мертвой точки, пока политические партии не договорятся о кандидатурах президента и премьер-министра.
(По конституции 2005 года, Ирак — федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этно-конфессиональных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. Ключевая власть у премьер-министра, который назначается из шиитов, спикер парламента – обязательно суннит, а президент страны – курд. Премьер-министра парламент избирает большинством из 325 депутатов, однако это может произойти только после того, как президент страны выдвинет его кандидатуру. Система построена таким образом, чтобы курдские, шиитские и суннитские партии могли достичь согласия по некоторым ключевым вопросам. На практике страной управляют шиитские партии и силовики, – прим.).
25 июля Мохаммед Шиа аль-Судани был выдвинут на пост премьер-министра Ирака.
Координационный механизм, который является крупнейшим блоком в парламенте, выдвинул кандидатуру Мохаммеда Шиа аль-Судани на пост премьер-министра.
На фоне затянувшегося политического тупика, последовавшего за парламентскими выборами в октябре 2021 года, Координационный механизм, КМ, который является крупнейшим блоком в иракском парламенте, выдвинул кандидатуру Мохаммеда Шиа аль-Судани на пост премьер-министра.
Судани будет поручено сформировать следующее правительство после того, как в парламенте выберут президента.
«Координационный механизм провел сегодня – в понедельник, 25 июля 2022 года – заседание по выбору своего кандидата на пост премьер-министра, и в позитивной атмосфере лидеры Координационного механизма единогласно согласились выдвинуть на пост премьер-министра г-на Мохаммеда Шиа аль-Судани», – говорится в заявлении Координационного механизма.
Судани является членом парламентского комитета, контролирующего правительственную программу, и комитета по стратегическому планированию. Ранее он занимал пост министра по правам человека с 2010 по 2014 год и министра труда и социальных вопросов с 2014 по 2018 год. Он также был исполняющим обязанности министра министерства промышленности, министерства торговли, министерства финансов, а также возглавлял министерство по делам миграции и перемещенных лиц и министерство сельского хозяйства.
Лидеры Координационного механизма, состоящего из поддерживаемых Ираном групп и ополчений, приветствовали назначение Судани в отдельных заявлениях или твитах. Среди них Кайс Хазали из «Асаиб Ахл аль-Хак», глава «Сил народной мобилизации» Фалих аль-Фаяд и Абу Ала аль-Валаи из «Катаиб Сайид аль-Шухада».
Удивительно, но Нури аль-Малики, глава коалиции «Правовое государство», которая имеет самый большой блок в Координационном совете, пока никак не отреагировал на выдвижение Судани. Однако «Правовое государство» в своем заявлении поддержало выдвижение Судани.
Малики был главным препятствием против этой кандидатуры, по словам источника из Координационного механизма, который беседовал с изданием Al-Monitor на условиях анонимности.
Недавняя утечка пленки, изобличающей Малики, которая закрыла дверь для его кандидатуры на пост премьер-министра, очевидно, заставила его отозвать свое возражение против выдвижения Судани.
Главной проблемой для Судани будет Муктада аль-Садр, который на последних выборах получил самый крупный блок; он был вынужден выйти из парламента из-за неудачи в формировании правительства.
Один из официальных аккаунтов садристов в Facebook сразу после выдвижения Судани опубликовал саркастическое сообщение, назвав Судани фасадом для Малики. Это означает, что Садр рассматривает Судани как премьер-министра, находящегося под контролем Малики.
Спор между Садром и Малики очень острый и давний.
Садр сформировал альянс с суннитской коалицией «Такаддум» во главе со спикером парламента Мохаммедом аль-Хальбуси и Демократической партией Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани. Альянс, однако, не смог сформировать правительство из-за того, что Координационный механизм, который является конкурирующей структурой, действующей против Садра, смог сформировать блокирующую третью часть, препятствующую выбору президента, без чего невозможно формирования правительства.
Хотя КМ выдвинул кандидатуру премьер-министра, им все еще необходимо согласовать с курдами кандидатуру президента, прежде чем обращаться к парламенту за вотумом доверия для следующего правительства во главе с Судани.
Патриотический союз Курдистана (ПСК) в своем заявлении поддержал кандидатуру Судани, в то время как ДПК хранила молчание по этому поводу.
Две основные курдские партии – ДПК и ПСК – еще не договорились о кандидатуре президента, который обычно является курдом. ДПК выдвинула кандидатуру министра внутренних дел Курдистана Рибера Ахмеда, а ПСК настаивает на продлении срока полномочий нынешнего президента Бархама Салиха.
Ожидается, что две курдские партии достигнут соглашения между собой под давлением КМ, который уже решил главный вопрос следующего правительства – соглашение о премьерстве.