Премьер-министр Ирака призывает к национальному диалогу

Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Кадими призывает к всеобъемлющему национальному диалогу между всеми силами страны в преддверии выборов.

Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Кадими заявил 16 марта, что инициатива национального диалога, который он предложил политическим партиям и блокам, «является единственным способом построить государство и хорошо устроить государственные концепции для обеспечения его успеха». Таким образом, он подчеркнул важность своего предложения от 8 марта, в котором призвал политические силы, протестующую молодежь и оппозиционеров собраться за столом диалога.

«Это первый случай, когда иракский премьер-министр призвал к всеобъемлющему национальному диалогу без какой-либо идеологической повестки дня», – заявил «Аль-Монитору» советник Кадими Хошам Дауд, ожидая, что большинство иракских политических сил, даже ополченцы, примут участие в диалоге.

Днем позже председатель Движения Национальной мудрости выразил свою поддержку этой инициативе и призвал все политические силы, а также общественных деятелей и ученых присоединиться к диалогу.

От имени регионального правительства Курдистана Масрур Барзани приветствовал инициативу о «диалоге с участием политических партий с целью разрешения всех проблем и конфликтов».

На шиитской арене пролегает кристально чистый водораздел. Альянс Фатх резко выступил против национального диалога, заявив 10 марта, что «бесполезно проводить национальный диалог до достижения полного суверенитета и вывода иностранных сил [из Ирака]». Лидер движения «Садристов» Муктада ас-Садр, однако, выразил поддержку диалогу, «который вовлек бы различные стороны, включая молодежь, в протесты».

Поддержка суннитскими силами национального диалога превышает поддержку шиитских групп. Усама аль-Нуджаифи, председатель Фронта спасения и развития, подчеркнул в своем твиттере, что «Призыв Кадими – это попытка активизировать серьезный диалог и [готовиться] к новому этапу».

Дафер аль-Ани, суннитский член парламента, выразил поддержку этой инициативе, воспользовавшись такой возможностью, чтобы написать, что некоторые партнеры в кабинете министров возрождают ядовитую политику исключения, явной критикуя проиранские шиитские силы.

Директор Центра политического мышления Ихсан аш-Шаммари рассказал «Аль-Монитору» о причинах различных позиций по национальному диалогу. Он объяснил, что те, кто выступает против диалога, будут сомневаться в его результатах под предлогом того, что они не были его частью и он не был всеобъемлющим.

Шаммари даже поставил под сомнение доверие некоторых сторон к диалогу. Он отметил, что некоторые партии не намерены вести основополагающий национальный диалог.

Шаммари указал на то, что «вооруженные партии и фракции еще не дали согласия [на диалог], хотя, по крайней мере, их политические крылья примут в нем участие. Это особенно верно, поскольку отношения между фракциями и Кадими еще не достигли того уровня, который позволил бы им признать такой диалог. Кроме того, они прекрасно понимают, что этот призыв к диалога в первую очередь нацелен на них. Вот почему они будут подталкивать свои политические крылья к участию – не потому, что они полностью убеждены в том, что являются частью процесса консенсуса, а как своего рода формальность. Я не думаю, что они будут присутствоват»ь.

По его мнению, «Национальный диалог не имеет никакой ценности, если в нем не участвуют новые политические фигуры. Демонстранты-оппозиционеры представляют собой недовольных и новое политическое сознание. В диалог обязательно должны включаться интеллектуальные элиты, носители общественного мнения и реальные оппозиционеры».

Алия Нассиф, член парламента от Коалиции за правовое государство, сказала «Аль-Монитору»: «Некоторые силы оказались под контролем политической арены. Не в их интересах вовлекать других в диалог, и впоследствии они хотят, чтобы диалог потерпел неудачу».

Хусейн аль-Малики, член парламента от Коалиции за правовое государство, сообщил «Аль-Монитору»: «Октябрьские протестующие – это сыновья Ирака. Более того, призыв Кадими касается всех иракцев внутри страны и за рубежом, включая баасистов, которые не совершали преступлений и не были причастны к кровопролитию. [Хамис аль-Ханджар] из Арабского проекта выразил желание, чтобы за столом диалога сидели все иракцы, далекие от мести и возмездия. Тем не менее, все эти призывы к всеобъемлющему диалогу будут резко отвергнуты шиитскими силами, особенно проиранскими, которые рассматривают протестующих, баасистов и оппозиционные суннитские группы внутри страны и за рубежом как врагов, с которыми они не будут вести диалог».