Двести одиннадцать турецких авторов, включая единственного в стране нобелевского лауреата Орхана Памука, выразили протест против недавно ратифицированного закона о СМИ, который вводит тюремное заключение сроком от одного до трех лет за «распространение дезинформации».
«Как писатели, мы отвергаем этот закон о цензуре, который погрузит страну в глубокую тьму. [Пусть] правда народа и мира [победит] ложь тиранов», - говорится в заявлении протестующих против закона.
В список авторов заявления вошли многие всемирно известные турецкие писатели и интеллектуалы, некоторые из которых провели время за решеткой или в изгнании. Поэт, музыкант, политик и бывший посол доброй воли при ЮНЕСКО Зульфу Ливанели несколько раз попадал в тюрьму во время турецкого переворота 1971 года из-за своих политических взглядов и жил в изгнании на протяжении 1970-х годов, вернувшись в Турцию только в 1984 году. Ойя Байдар, левый социолог и писатель, оказался в изгнании после переворота 1980 года и 12 лет прожил в Германии. Асли Эрдоган, живущая в изгнании в Германии, была арестована во время полицейского рейда на прокурдскую газету Ozgur Gundem в 2016 году за то, что она была членом консультативного совета газеты, что власти сочли «поддержкой терроризма». Через четыре месяца она была освобождена в ожидании суда и покинула Турцию.
«Нас не заставят молчать», - пообещали авторы.
Это - самые последние голоса в хоре гнева и беспокойства, который зазвучал после принятия 40-статейного законопроекта о СМИ. Международные правозащитные группы назвали закон «опасным и антиутопическим». Находясь в стадии обсуждения с июля прошлого года, окончательный вариант законопроекта был принят парламентом в прошлую пятницу голосами правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и ее политического союзника Партии националистического движения (ПНД).
В понедельник президент Реджеп Тайип Эрдоган ратифицировал закон без промедления на фоне протестов международных правозащитных групп и местных СМИ.
Законопроект вносит поправки в существующий Закон об Интернете, Закон о печати и Уголовный кодекс Турции. Он дает правительству дополнительные средства для ужесточения контроля над небольшими независимыми СМИ, в первую очередь онлайновыми новостными изданиями, под предлогом борьбы с «дезинформацией».
Закон рассматривает «распространение ложной информации» как уголовное преступление, предусматривающее тюремное заключение сроком от одного до трех лет, увеличенное вдвое, если аккаунт, распространивший информацию, является анонимным.
Кроме того, закон устанавливает гораздо более жесткий государственный контроль над новостными интернет-сайтами путем усиления полномочий контролируемого правительством Управления по информационным и коммуникационным технологиям. Международные цифровые компании, такие как Facebook и Twitter, которые уже сталкиваются с ограничениями в соответствии с законом 2020 года, теперь обязаны, согласно новому закону, назначать турецких граждан для управления своим местным офисом, хранить свои данные в Турции и предоставлять информацию о пользователях по запросу правительства. В противном случае им грозит блокировка.
Новый закон также сужает пространство для служб обмена сообщениями. WhatsApp, Signal и Telegram должны будут создать компании в Турции, чтобы быть официально внесенными в государственный реестр. Они должны будут периодически предоставлять турецкому государству информацию о количестве активных пользователей, а так же голосовые и видеозвонки, мгновенные сообщения. Несоблюдение требований повлечет за собой штрафы до 30 миллионов турецких лир ($1 615 000), снижение пропускной способности канала или блокировку.
Международные правозащитные группы, такие как Венецианская комиссия Совета Европы и Amnesty International, заявили, что расплывчатые положения закона могут оказать охлаждающее воздействие на свободу слова и позволить правительству подавить СМИ и критиков в преддверии предстоящих выборов.
Офис ООН по правам человека также выразил обеспокоенность по поводу закона в прошлую пятницу. Согласно международному законодательству о правах человека, свобода выражения мнений не ограничивается «правдивой» информацией. Она распространяется на «информацию и идеи любого рода», как онлайн, так и офлайн. «Ограничения свободы выражения мнений должны предусматриваться только на законных и необходимых основаниях», - заявила Марта Уртадо, пресс-секретарь Управления ООН по правам человека. Она также выразила обеспокоенность тем, что поправки оставляют значительное пространство для «произвольного, субъективного толкования и злоупотреблений».
В докладе Freedom House за 2022 год, который охватывает Турцию в период с мая 2021 года по июнь 2022 года, Турция отнесена к числу стран, «несвободных» в интернете. Доклад отмечает, что блокирование онлайн-контента, особенно новостей и гражданской журналистики, усилилось в последние годы.
«Это не просто законопроект о цензуре, это закон о «полном молчании», - сказал ветеран журналистики Ферай Тинч.
Сегодня на заседании парламентской группы своей партии Эрдоган защищал этот закон как «насущную необходимость» и демонстрацию стремления правительства обеспечить «мир и безопасность» турецкого народа в «сфере социальных сетей, а также в физической сфере».
«Ложь, клеветнические кампании, направленные на наши национальные интересы и ценности, а также на частную жизнь наших людей [в Интернете], ничем не отличаются от террористических атак», - сказал Эрдоган своей партийной группе.
Главная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП), которая с июня прошлого года тщетно пыталась сначала внести поправки, а затем похоронить законопроект, во вторник обратилась в Конституционный суд.
Энгин Алтай, заместитель председателя РНП, сообщил представителям СМИ, что первоначально партия подала заявление о приостановке и аннулировании печально известной статьи 29. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от одного до трех лет для любого лица, «которое публично распространяет дезинформацию о внутренней и внешней безопасности страны, общественном порядке и общем состоянии здоровья с единственной целью вызвать тревогу, страх или панику среди населения и, таким образом, нарушить общественное спокойствие».
«Это закон Сталина», - сказал Алтай, добавив, что его партия позже обратится в Верховный суд по всем статьям. Источники в РНП сообщили, что они отдали приоритет статье 29, чтобы заставить суд дать быстрый ответ по самой важной, по их мнению, статье.
«Этот закон - закон Сталина, - сказал Алтай. - Но он не спасет правительство».
В своей речи в среду Эрдоган обрушился на оппозицию, предложив лидеру РНП Кемалю Киличдароглу открыто объявить о своей кандидатуре и встретиться с ним у избирательных урн. Он также обрушился на депутата от РНП Бурака Эрбая, который в знак протеста разбил молотком смартфон во время одного из предыдущих заседаний.
«Как ты смеешь брать молоток на трибуну», - сказал Эрдоган, обвинив Алтая в «вандализме».