«Обоснованное беспокойство за собственную безопасность» со стороны курдов

Девриш Чиман, представитель Демократической партии народов (ДПН) написал статью для итальянского портала dinamopress.it

«На подлый план Эрдогана, пытающегося заставить принести курдов в жертву во время дебатов по поводу расширения НАТО, было очень много разных реакций. Швеция и Финляндия готовятся присоединиться к этому альянсу в ближайшее время. Однако присоединение к НАТО этих двух стран стало по-настоящему возможным лишь тогда, когда Эрдоган отказался от своего вето – и после того как был подписан специальный меморандум, обрекающий в очередной раз курдов на роль жертв.

К несчастью для курдов, данный меморандум обещает очень многое для Турции. После саммита НАТО, прошедшего в Мадриде 29-го и 30-го июня, британская газета The Economist написала следующее: «Реджеп Тайип Эрдоган возвращается домой с триумфом». Ультра-националист Девлет Бахчели, являющийся неофициальным партнёром Эрдогана по коалиции, заявил по этому поводу следующее: «Это стратегическое завоевание для нашей страны и в то же самое время национальный успех». Он в какой-то степени прав, когда говорит о национальном успехе, потому что правительство страны ведёт войну против курдов и поэтому нуждается в такого рода «национальных успехах».

Вместо того чтобы прислушаться к курдам, Европа ведётся на угрозы и шантаж Эрдогана. О курдах говорят, но их не поддерживают. Поэтому сейчас важнее, чем когда-либо, взглянуть на все эти обсуждения с курдской перспективы. Поэтому, будучи европейским представителем Демократической партии народов (ДПН), в которой курды играют важную роль, я бы хотел представить как раз такой взгляд, внеся вклад в это важнейшее обсуждение.

Если мы представляем себе Курдистан как географическое пространство, где проживает большинство курдов, мы видим, что он находится под колониальным управлением с момента раздела и, таким образом, создания Турции почти сто лет назад. Национализм новых сильных военных лидеров в образовавшихся государствах, привёл к систематическим и жестоким репрессиям в отношении курдов и их политических движений, это всё продолжается с того самого момента, то есть почти сто лет. Поэтому не было бы неправильным сказать, что Курдистан – это международная колония, где все, кроме самих курдов, занимаются самообогащением. Поэтому, чтобы правильно понять Курдистан, верным будет взглянуть на него в контексте деколонизации.

Курды находились и продолжают находиться под «покровительством» таких стран-колонизаторов, как Турция, Иран, Сирия и Ирак. Лишённые свободы, курды позволили своей культуре быть ассимилированной, тех же, кто сопротивлялся и сопротивляется, либо убивают, либо криминализируют. Тысячи курдских деревень, которые были покинуты жителями, тысячи нераскрытых дел об убийствах, десятки тысяч политзаключённых, запреты политических партий, организаций и ассоциаций – всё это лишь некоторые примеры из долгого списка тех преступлений, которые совершала турецкая власть, проводящая политику систематических репрессий в отношении курдов.

Для более чем сорока миллионов курдов очень важен вопрос собственной безопасности. Нет никакого органа, представляющего курдские интересы и защищающего права курдов, на международной арене. За них говорят представители колониальных стран, как это делал Эрдоган в недавних дискуссиях по поводу присоединения Швеции и Финляндии к НАТО. Именно эти колониальные силы считают курдское движение сопротивления угрозой для безопасности. Если курдов и можно в чём-то винить, так это в том, что они недостаточно сильно сопротивлялись процессу колонизации в прошлом. Это не означает, что они обязательно должны построить собственное национальное государство, скорее, речь идёт об их борьбе за свободу и признание демократических прав в рамках автономных структур, находящихся под самоуправлением, в составе уже существующих государств.

Таким образом, угроза национальной безопасности не вытекает из справедливой и законной борьбы курдов, наоборот, причина здесь заключается в отрицании и ассимиляции со стороны колониальных держав, в первую очередь Турции, которые пытаются подавить жестоким путём эту справедливую борьбу. В этом контексте нападения на территорию северной Сирии и северного Ирака являются прямым выражением этой политики подавления.

Говоря коротко, у угнетателей нет никаких обоснованных причин беспокоиться за собственную безопасность. Напротив, это угнетённые испытывают обоснованное беспокойство за свою безопасность, и их должны морально, политически и в правовом поле поддерживать все остальные.

Поэтому утверждения многочисленных международных органов и организаций о том, что «беспокойство Турции о собственной безопасности обоснованно и что Турция имеет право бороться с терроризмом» – это всего лишь манипуляция и инструмент, которым Эрдоган пользуется, чтобы подрывать законные права курдов и других народов.

Мы не можем забыть, что в историческом плане существование турецкого государства основывается на геноциде армян и ассирийцев, а также на отрицании права других народов, в особенности курдов, на существование; все те, кто бросает вызов турецкой национальной доктрине, подвергаются преследованию.

По этой самой причине курды в Турции сталкиваются с проблемами и вынуждены бороться за выживание. Таким образом, столетняя проблема и сорокалетний конфликт являются результатом турецкой национальной идеологии. Это не курды являются проблемой, проблема в политике Турции. Данная политика носит ярко выраженный характер, что также отражено в конституции страны. Для выживания в этих условиях сопротивление становится чуть ли не необходимостью для курдов. Все силы, которые выступают за легитимные и справедливые требования курдов, учитывают обоснованное беспокойство за существование курдов и ведут сопротивление, получают совершенно объяснимую поддержку со стороны курдского народа. Но как можно вести борьбу в регионе, где все колониальные государства проводят настолько жестокую политику? С курдской точки зрения будет вполне допустимым сказать, что Саддам Хуссейн и Эрдоган – это два разных тела, имеющих один и тот же ум, обладающих общим сознанием.

Преамбула Всеобщей декларации прав человека ООН гласит: «Принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Тирания и угнетение – это то, чем занимались захватчики Курдистана. Поэтому, согласно международным законам, курды вынуждены поднимать восстания, а их действия, таким образом, являются полностью легитимным.

Но те, кто провозглашает в своей преамбуле, что восстание и сопротивление против тирании и угнетения являются необходимостью, защищают тиранов и угнетателей, когда речь заходит о курдах. Это не попытка найти виновного, это суровая реальность.

Принесение в жертву свободы и жизней людей из одной группы ради безопасности людей из другой группы – это больше, чем просто жестокость и беззаконие. Однако мы постоянно наблюдаем подобное в современных государствах, так как эти государства должны консолидировать свои позиции. Какова роль ООН в том, что сотни наций эксплуатируются примерно двумя сотнями наций?

Курды постоянно вынуждены оправдывать себя, когда они дают отпор угнетателям. Почему нет никаких рычагов на международной арене, при помощи которых они могли бы привлечь тех, кто их угнетает, к ответу? В чём смысл существования международных законов, если они не могут защитить права народов, в данном случае курдов?

Что должны делать Швеция и Финляндия с курдами? Почему вы обещаете уступки за счёт курдского народа?

Беспокойство по поводу безопасности, высказанное Турцией в связи с заявлением Швеции и Финляндии о приёме в НАТО, «вполне справедливо», – заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время подготовки к саммиту НАТО в Мадриде. Почему никто не задаёт вопросы по поводу несправедливого заявления Столтенберга, который, по сути, даёт Эрдогану добро на дальнейшие расправы с курдами? Шведская премьер-министр Магдалена Андерссон также выказывает понимание опасений Эрдогана, заявляя следующее: «Мы очень серьёзно относимся к опасениям Турции, в особенности к беспокойству по поводу безопасности в контексте борьбы с терроризмом».

Где начинается и заканчивается обеспокоенность государства, которое ведёт войну, используя новейшее вооружение, о собственной безопасности? Как может угроза безопасности курдов со стороны Турции так переворачиваться с ног на голову? Что в границах Турции, что за её пределами Турция нападает на курдов, мешая им в их начинаниях. 

Ради собственных геополитических и стратегических расчётов международные органы и организации, такие как НАТО, ЕС и Европарламент приписывают заботу о безопасности Турции,  которая на самом деле сама угрожает безопасности других, в частности, безопасности курдов. Давайте вкратце рассмотрим конкретный пример. Резолюция Европарламента от 7-го июня 2022-го года, основанная на отчёте Комиссии по Турции за 2021-ый год, гласит: «(Европарламент) признаёт, что у Турции есть легитимные опасения за собственную безопасность и что Турция имеет право бороться с терроризмом».

Тот же самый парламент принял 11-го марта 2021 года резолюцию, названную «Конфликт в Сирии: 10 лет после восстания», где было упомянуто следующее: «(...) призывает Турцию вывести свои войска из северной Сирии, которую она незаконно оккупировала, не получив никакие разрешения ООН; осуждает незаконную переброску сирийских курдов из оккупированной северной Сирии в Турцию для задержания и привлечения к суду, что противоречит международным обязательствам Турции, подписавшей Женевские соглашения; призывает немедленно вернуть домой всех заключённых, вывезенных из Сирии; обеспокоен, что продолжающиеся действия Турции по изгнанию населения могут приобрести масштабы этнических чисток в отношении курдского населения Сирии; подчёркивает, что турецкое незаконное вторжение и оккупация нарушают мир в Сирии, на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье; сурово осуждает использование Турцией боевиков из Сирии в конфликтах в Ливии и Нагорном Карабахе, что противоречит международному закону».

В резолюции говорится о «нелегальном вторжении и оккупации со стороны Турции», а также об «этнических чистках курдского населения Сирии». Прежде чем Турции будет позволено в очередной раз заговорить о собственном «беспокойстве за безопасность», она должна ответить за всё то, что совершила в Сирии. Поэтому общественность и политики не должны допустить реализацию положений нового меморандума между Швецией, Финляндией и Турцией под эгидой НАТО, который был принят в геополитических и стратегических интересах, чтобы осложнить жизнь курдов, в очередной раз поставив под вопрос из безопасность.

Курды не имеют никакого голоса, когда заходит речь о расширении или сокращении НАТО. Но они имеют полное право требовать соблюдение международного закона, приверженности идеями свободы и демократии, все эти понятия должны распространяться и на курдов. Никто, ни Турция, ни НАТО, не имеют права ради собственных прибылей и выгод унижать и оскорблять курдов.

Подписанное соглашение означает для курдов следующее: Враждебность режима Эрдогана к курдам и к демократии в целом получили неопровержимое доказательство. При помощи шантажа Эрдоган пытается перенести свою враждебность к курдам и свою «политику войны» на территорию Швеции и Финляндии. В этом случае стандарты свободы, демократии и прав человека будут устанавливаться не Швецией или Финляндией, но самим Эрдоганом. Если ничего не изменится, это соглашение войдет в историю как официальный документ с озвученной враждебной позицией в отношении курдов. Таким образом, это позор для всеобщих человеческих ценностей, авангардом которых Швеция и Финляндия являются или пытаются быть. Более того, Эрдоган пытается криминалазировать саму солидарность с Курдским освободительным движением. Никто не должен пытаться умилостивить Эрдогана такими компромиссами. Напротив, следует декриминализировать борьбу курдов за свободу и демократию.

Марио Драги сказал по поводу Эрдогана следующее в прошлом году: «С этими диктаторами – давайте называть вещи своими именами – вы должны действовать прямо, давая им понять, что вы смотрите на устройство общества по-другому. Но вам также нужно работать с ними, обеспечивая интересы своей страны. Вы должны найти правильный баланс». Однако нельзя забывать, что подобные балансы имеют весьма болезненные последствия. Ханна Арендт, пережившая Холокост, заявила, что никто не имеет права подчиняться. Мы, ДПН и люди, чьи интересы представляет партия, в особенности курды, не собираемся подчиняться Эрдогану и его авторитарному режиму. Не обязаны это делать и другие. Не Эрдоган, но наши универсальные ценности должны определять наше будущее».