Новые протесты вспыхнули в университетах Ирана и в Восточном Курдистане
Движение против режима, вызванное смертью Жины Махсы Амини, продолжается, несмотря на подавление.
Движение против режима, вызванное смертью Жины Махсы Амини, продолжается, несмотря на подавление.
В воскресенье в Иране вспыхнули новые протесты в университетах, в основном курдском северо-западном регионе, продолжая семинедельное выступление против режима.
Протесты, вызванные в середине сентября смертью Жины Махсы Амини после того, как она была арестована за якобы нарушение строгих правил одежды для женщин, превратились в крупнейший вызов клерикальному руководству со времен революции 1979 года.
В отличие от демонстраций в ноябре 2019 года, они носят общенациональный характер, охватывают различные социальные классы, университеты, улицы и даже школы, не показывая никаких признаков ослабления, даже в условиях, когда число погибших приближается к 200, по данным одной правозащитной группы.
Другая правозащитная группа, норвежская Hengaw, сообщила, что в воскресенье силы безопасности открыли огонь на акции протеста в Мариване, городе в провинции Курдистан, ранив 35 человек. Уточнить число раненых не удалось.
Последний протест был вызван смертью в Тегеране курдской студентки из Маривана Насрин Гадри, которая, по данным Hengaw, умерла в субботу после того, как ее избили полицейские – они нанесли ей удары по голове. Иранские власти пока не прокомментировали причину ее смерти.
По словам Hengaw, женщину похоронили на рассвете без похоронной церемонии по настоянию властей, которые опасались, что это событие может стать очагом протеста. Власти впоследствии направили в район подкрепление силовиков.
После смерти Амини, которая сама была курдянкой из города Сакез в провинции Курдистан, в этом регионе, населенном курдами, разгорелись протесты.
Университеты также стали основными очагами выступлений. Организация Iran Human Rights (IHR), базирующаяся в Норвегии, сообщила, что в воскресенье студенты университета Шариф в Тегеране устроили сидячую забастовку в поддержку арестованных коллег. Студенты университета в Баболе на севере Ирана тем временем убрали барьеры для гендерной сегрегации, – барьеры, которые по закону были установлены в их столовой.
Протесты поддерживаются благодаря использованию множества различных тактик, при этом наблюдатели отмечают относительно новую тенденцию, когда молодые люди срывают тюрбаны священнослужителей на улицах.
В субботу IHR сообщила, что в ходе подавления протестов Махса Амини погибли, по меньшей мере, 186 человек.
По данным организации, еще 118 человек погибли в ходе различных протестов, которые продолжаются с 30 сентября в Систан-Белуджистане, преимущественно суннитской мусульманской провинции на юго-востоке страны. Эти выступления – еще одна серьезная головная боль для режима.
IHR сообщила, что силы безопасности убили, по меньшей мере, 16 человек боевыми пулями, когда в пятницу после молитвы в городе Хаш в Систан-Белуджистане вспыхнули протесты.
Международная амнистия тем временем заявила, что, предположительно, до 10 человек, погибли во время пятничных беспорядков в Хаше, обвинив силы безопасности в стрельбе с крыш по демонстрантам.
«Иранцы продолжают выходить на улицы и как никогда полны решимости добиться фундаментальных перемен, – сказал директор IHR Махмуд Амири-Могаддам. – Ответом Исламской Республики является еще большее насилие».
Подавление протестов на данный момент отодвинуло на задний план усилия по возобновлению ядерной сделки 2015 и привлекло внимание к связям Тегерана с Россией.
Протесты разгорелись из-за ярости по поводу ограничительных правил в одежде для женщин, из-за которых была арестована Махса Амини. Но теперь они превратились в широкое движение против теократии, которая правит Ираном после падения шаха.
Между тем, сунниты в Систан-Белуджистане, где предполагаемое изнасилование девушки в полиции стало причиной протестов, уже давно чувствуют дискриминацию со стороны шиитского руководства страны.
IHR также предупредил, что «десятки» арестованных протестующих были обвинены в предполагаемых преступлениях, за которые их могут приговорить к смертной казни.
Помимо тысяч простых граждан, в ходе репрессий были арестованы известные активисты, журналисты и артисты, такие как влиятельный рэпер Тумадж Салехи.
Также растет беспокойство по поводу состояния здоровья автора Wall Street Journal и борца за свободу слова Хоссейна Ронахи, который был арестован в сентябре и, по словам его семьи, держит голодовку в тюрьме Эвин.
Новым ударом стало то, что его отец, Ахмад, сейчас находится в реанимации после сердечного приступа, случившегося во время бдения у тюрьмы Эвин, где содержится Хоссейн.