Израиль в одиночку противостоит Ирану

Теперь ясно, что Израиль остался сам по себе, поскольку американцы стремятся к дипломатическому разрешению конфликта с Ираном.

Генерал-лейтенант Грегори Гийо, глава Военно-воздушных сил Центрального командования США, посетил Израиль в конце февраля. Его принимал командующий ВВС Израиля генерал-майор Амикам Норкин, который лично поднял его на F-15 Eagle для обзора границ Израиля с высоты птичьего полета. Трехзвездного генерала также угостили беспрецедентной экскурсией по подземному центру операций и управления ВВС Израиля.

Пока Норкин инструктировал своего гостя под землей, обстановка на улицах накалялась. Из сектора Газа была выпущена ракета по южному Израилю, Израиль и Сирия обменялись ракетами на севере, другие запуски были обнаружены в других местах. Гигантская карта оперативного штаба ВВС засветилась, и Норкин заверил Гийо, что это не шоу, устроенное специально для него. «Это в прямом эфире, это происходит в реальном времени», – сказал Норкин.

Прибывший генерал ознакомился с возможностями израильской разведки, ее способностью справляться с каждым запуском ракеты в режиме реального времени, точно знать, где каждая из них приземлится, и синхронизировать реакцию всех подразделений противоракетного перехвата и радаров из одного нервного центра. Пролетая над Израилем на тактическом истребителе F-15, Гийо был удивлен очень маленькими размерами страны и узкой «талией» – центральным Израилем, ширина которого составляет менее 20 километров (не считая Западного берега). Самолету потребовалось несколько минут, чтобы пересечь все государство Израиль с востока на запад.

Визит Гийо в конце февраля отражает степень сотрудничества между различными израильскими и американскими оборонными и разведывательными ведомствами, которое в последние годы переживает золотой век. Израиль –единственная страна в мире, кроме Соединенных Штатов, в которой прототип истребителя-невидимки F-35 модернизируется с дополнительным вооружением и топливными баками. Израиль является единственной страной, которой разрешено устанавливать свою собственную отечественную технологию на современные самолеты, что позволит ей совместно использовать сложную систему управления и соуправления F-35 со старыми истребителями израильского флота, такими как F-15 и F-16.

Эти возможности, а также то, что Израиль является единственной страной в мире, которая ежедневно отправляет «Стелс» на оперативные миссии в режиме реального времени, привлекли внимание многих других военно-воздушных сил. Обширное сотрудничество с британскими, итальянскими, греческими, немецкими, эмиратскими и другими военно-воздушными силами бьет все рекорды. Два главных оборонных актива Израиля – абсолютный контроль над небом Ближнего Востока и, казалось бы, неисчерпаемая информация, собранная его разведывательным сообществом, – превратили Израиль в магнит для международного сотрудничества, для пылких ухаживаний и совместных учений.

Однако для израильской дипломатии картина безрадостна – в том, что касается позиции Израиля на мировой арене. Израиль испытывает похмелье после максимума, которым он наслаждался в течение четырех лет президентства Дональда Трампа. В отличие от приветствуемого присутствия во многих странах начальника Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенанта Авива Кохави, директора Моссада Йосси Коэна, Норкина и других высокопоставленных лиц, внешняя политика Израиля находится под угрозой международного бойкота со стороны Вашингтона и других стран.

Деловой, но холодный тон, принятый министром обороны США Ллойдом Остином во время его визита в Израиль 11-12 апреля, является лишь верхушкой айсберга, с которым Израиль рискует столкнуться в ближайшие месяцы. Хотя это не было полностью проверено, Израиль, по-видимому, не передал американцам в полном объеме подробное предупреждение об операциях и атаках, которые он якобы планировал произвести по иранским целям в течение последних двух недель – с подозрительной близостью по времени к возобновлению переговоров с Ираном по его ядерной программе и к визиту Остина в Израиль.

Неужели Израиль во второй раз за шесть лет заклеймит себя как конфронтационную державу, показавшую язык всему миру, когда тот занимается решением иранской проблемы? Либо Израиль не сумел должным образом учесть уроки своего столкновения с Вашингтоном в 2015 году (из-за ядерной сделки США с Ираном), либо, что еще хуже, премьер-министр Биньямин Нетаньяху игнорирует их, потому что остро нуждается в чрезвычайной ситуации в области безопасности и дипломатии, чтобы сформировать свое следующее правительство.

После выборов в марте 2020 года он использовал кризис с коронавирусом, чтобы убедить лидера Бело-голубых Бенни Ганца присоединиться к его правительству в нарушение своего обещания избирателям. Год спустя он, по-видимому, пытается вызвать эскалацию в отношении Ирана, вероятно, по той же самой причине.

Израиль проводит политику преднамеренной двусмысленности в отношении своей низкоинтенсивной войны с Ираном, так называемой «войны между войнами». За последние три года Израиль совершил целую серию нападений на суда, занимающиеся контрабандой иранской нефти и/или оружия. Однако в последние недели Израиль, похоже, отказался от этой тайной позиции и проявил явную заинтересованность в том, чтобы его обвинили в определенных действиях против Ирана.

За последние недели произошло три таких операции: авиаудар по складам оружия под Дамаском, диверсия на иранском объекте по обогащению урана в Натанзе и нападение в Красном море на судно Корпуса стражей исламской революции (КСИР), использовавшееся для проведения операций и сбора разведданных.

Иран, который обычно игнорирует такие атаки и вместо этого сосредотачивается на том, что он считает своей основной миссией – отмене международных санкций, наносящих ущерб его экономике, – похоже, передумал. 13 апреля принадлежащее Израилю торговое судно MV Hyperion Ray было атаковано в районе Оманского залива в ходе третьей операции такого рода за два месяца. Вскоре после этого газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что высокопоставленные израильские официальные лица передали сообщения о том, что Израиль не будет реагировать на это последнее нападение, которое нанесло незначительный ущерб, и вместо этого будет стремиться восстановить некоторое спокойствие в регионе.

Неужели кто-то в Иерусалиме струсил в связи с быстрой эскалацией теневой войны с Ираном? Неужели министр обороны Ганц наконец понял, на какую авантюру его ведет Нетаньяху, и ясно дал понять, что не позволит втянуть Израиль в полномасштабную войну? Возможно, вскоре мы узнаем больше об этой динамике. Одно можно сказать наверняка: Израиль был более или менее предоставлен самому себе, чтобы противостоять объединению США с их союзниками в стремлении к дипломатическому урегулированию конфликта с Ираном, а не к эскалации санкций и столкновений. Новые союзники Израиля в Персидском заливе молча поддерживают его, но на реальном фронте по отношению к остальному миру Израиль оказался в вопиющем одиночестве.