Земля, которая описана в священных книгах, как рай и Эдемский сад, где протекают четыре реки, включая Евфрат и Тигр, – земля под названием Курдистан. Она была разделена на четыре части между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией под руководством Великобритании 24 июля 1923 г. в городе Лозанне. Тогда было положено начало политике отрицания и уничтожения. Благодаря Лозаннскому договору курдский вопрос превратился во всеобщую проблему, а народ курдов стал мишенью политики геноцида. Причина, по которой курдский вопрос не вписывается ни в одно из классических, новых и постколониальных определений, заключается в том, что Лозаннский договор стал уникальным международным соглашением о геноциде; поэтому общепринятое описание данного договора нуждается в корректировке. Вместо того, чтобы характеризовать его так, как это часто делается в мировой литературе, – «соглашение западных государств о разделе и расчленении Османской империи», – его пора называть соглашением турецкого государства и Великобритании о геноциде курдов и разделении Курдистана.
До XIX в., когда Османская империя пыталась остановить процесс своего распада с помощью 1-й и 2-й конституционных эпох, Комитета союза и прогресса (CUP) и усилий регулярной армии, курдский народ всё ещё имел автономный статус. С созданием национального государства в империи началась политика ликвидации курдской автономии; вместе с ней началась и двухсотлетняя история курдских восстаний. Вплоть до окончания Первой мировой войны конфликт со странами Антанты строился не на защите границ Османской империи, а на окончательном оформлении распада с последующим созданием национального государства. Турецкий режим осознал, что время классических империй прошло, и приступил к строительству национального государства. Именно эта установка привела Турцию к компромиссной уступке Египта Франции, к отступлению с Балкан и из арабских стран и, главным образом, к попытке сохранить свой контроль над Курдистаном и Арменией. Возникшее противоречие заключалось в конфликте между панисламистскими османистами, выступавшими за продолжение существования страны в её прежнем виде, и националистическим Комитетом союза и прогресса, стремившимся к созданию турецкого национального государства на основе идеологии тюркизма и в согласии с Великобританией и США. Соответственно, суть спора между европейскими государствами была связана не с Османским государством, а с конфликтом по поводу того, кто из них выйдет победителем и гегемоном из этого процесса распада. По этим причинам, когда в 1918 г. Османская империя приняла условия Мудросского перемирия, турецкие политические силы и общественное мнение восприняли его не как капитуляцию, а как «факт того, что государство, пусть и уменьшившееся в размерах, пережило такое бедствие, сохранив своё политическое существование и национальное единство, что должно считаться величайшим политическим достижением». В рамках этого соглашения Османское государство не должно было претендовать на какие-либо права в проливах, Средиземноморье, на Балканах и Аравийском полуострове, за исключением Курдистана.
Огромная трагедия для курдского народа началась в XIX веке, когда Великобритания и Франция боролись за право разделить Курдистан. Для турок это была возможность заключить новые международные союзы с целью создания национального государства на основе Османской империи, которая находилась в процессе распада. Для курдов это означало начало эпохи физического и культурного геноцида, в ходе которого западные страны не будут оспаривать политику отрицания и истребления, к которой прибег турецкий режим. В эту темную эпоху, в результате дипломатических взаимоотношений турецкого государства с США и Великобританией на первый план вышел вариант выхода Османской империи из состава Анатолии как государства. Этот путь был избран вместо распада Османской империи и раздела Анатолии, «однородного турецкого государства». Великобритания и Франция оккупировали Курдистан, и курды начали сопротивляться, желая либо независимости, либо автономии. Наиболее известными попытками сопротивления были восстание шейха Махмуда Барзанджи, восстание революционера Симко и народное сопротивление оккупации Cеверного Курдистана. Эти попытки были подавлены в результате прямых атак британской авиации.
Несмотря на то что Мустафа Кемаль достиг компромисса с правительствами Великобритании и США в части условий создания нового турецкого государства, страны Европы не поддержали это соглашение, и он отправился в Курдистан, чтобы заручиться поддержкой курдов. В августе 1919 г. он созвал Эрзурумский конгресс, куда прибыли курдские делегаты, и объяснил им, что именно хочет сделать от имени турок и курдов, попросив их поддержки. При поддержке этих делегатов 8 сентября 1919 г. прошёл съезд в Сивасе. Через месяц, 22 октября 1919 г., состоялась встреча в Амасье, в ходе которой Кемаль подчеркнул, что эта борьба – общая судьба курдского и турецкого народов, пообещав курдам автономию. Съезды в Севасе и Эрзуруме стали мероприятиями, на которых курды согласились с Мустафой Кемалем в отношении принципа общей родины и единой республики. Государственные границы были оформлены в Амасийской декларации как общие курдско-турецкие границы, которые будут признаны в случае вхождения курдских территорий и народа в состав Турецкой Республики при условии обеспечения их автономии и соответствующего представительства в этом государстве.
По этой причине, несмотря на наличие в Севрском договоре от 1920 г. статьи «Для Курдской области; в курдских провинциях к востоку от Евфрата будет создана местная администрация; через 1 год курды могут обратиться в Лигу Наций с просьбой о независимости, если пожелают», когда Курдистан был разделен между Великобританией, Францией и турецким государством, курды не поддержали Севрский договор, предусматривавший раздел Курдистана. Курдский народ действовал, исходя из того, что Курдистан не должен быть разделен на части.
Статус автономии курдов был включен в Соглашение Сайкса – Пико и Севрские соглашения, но в Лозаннском договоре их уже не упоминали. Подобное пренебрежение и отрицание существования курдов и их ассимиляции начались с Лозаннского мирного соглашения. Курды были возмущены Лозаннским договором и отреагировали масштабными восстаниями во всех частях страны, используя свое законное право на самоопределение. Из 28 курдских восстаний наиболее заметными были восстания шейха Саита, Сеида Ризы, события в долине Зилан, Араратское и Сасунское восстания, борьба революционера Симко, шейха Махмута Барзанджи и Ахмета Барзанджи. Эти восстания были жестоко подавлены в результате совместных операций Турции и Ирана, а также при военной и международно-политической поддержке иракского государства Великобританией. В 1923-40 гг. были убиты сотни тысяч курдов, включая 90 тысяч, чьи жизни оборвались в Дерсиме (Тунджели), 70 тысяч – в долине Зилан и 30 тысяч – на горе Арарат. Все эти события имели место в условиях чрезвычайного положения, когда были созданы так называемые «суды независимости» и шла активная депортация населения. Курдские названия провинций, городов и сел запрещались, проводилась политика ассимиляции на базе отуречивания. В 1940-45 гг. правительство Исмета Инёню предложило британскому правительству ассимиляционный проект по отуречиванию курдов, и он был одобрен. Таким образом Турция нарушила соглашение с курдами об образовании автономной Демократической Республики Курдистан и разделила курдские территории с Великобританией, взяв на себя главную роль в геноциде этого народа.
Державы, заключившие Лозаннское соглашение, фактически договорились о геноциде курдов. Зная, что народ будет естественным образом восставать против уничтожения, они желали именно такой ситуации и разделили его земли на четыре части. Британия, создавшая четыре национальных государства на Ближнем Востоке, использовала возникший в регионе курдский вопрос, чтобы влиять на эти страны по своему усмотрению. Затем Турция была принята в НАТО в 1950 году. Унаследовав историческую вражду, все четыре государства должны были действовать против курдов в едином ключе. Как бы ни боролись курды, они сталкивались с региональным и международным альянсом. План использования раздробленности курдских территорий и отрицания существования целого народа для поддержания мировой гегемонии и системы национальных государств на Ближнем Востоке заключался в том, чтобы заставить этот народ принять отуречивание, арабизацию и персизацию.
По этой причине Первая мировая война так и не закончилась в случае курдов. Вот уже сто лет Курдистан находится в состоянии Первой мировой войны из-за заключения Лозаннского договора. Для всего мира это означает, что на Ближнем Востоке разворачивается Третья мировая война. Операция «Анфаль» [атаки режима Баас на курдов – геноцид на севере Ирака в 1986-1989 годах] и резня в Халабдже, сожжение более 4 тысяч курдских деревень в Турции, перемещение 3 миллионов курдов и убийство почти ста тысяч человек из числа этого народа – вот лишь несколько примеров геноцида курдов за последние 30 лет. Национализм и религия используются, как наиболее эффективное идеологическое оружие в этой войне на истребление. Стремясь подавить революцию в Рожаве (западный Курдистан/северная Сирия), турецкий режим использовал ИГИЛ*, самое страшное проявление радикализации религии, непосредственно против курдов. Не следует считать совпадением тот факт, что ИГИЛ сначала захватило курдский город Мосул, после чего боевики похищали езидских женщин в Шенгале и объявили войну революции в Рожаве, а также то, что турецкие войска вторглись в Африн, Сарекание и Гре Спи вместе с джихадистскими бандами. Это означало, что Турция стремится к насилию везде, где появятся курды.
Используя Лозаннский договор, турецкое государство получило «право» на борьбу с курдами и их истребление в рамках международной концепции с альянсом НАТО, а сегодня, взяв на вооружение проект «умеренного ислама неоосманизма», Эрдоган рассчитывает выйти на границы Национального пакта, чтобы завершить геноцид курдов. Это очень похоже на современный вариант ситуации с Гитлером. Европейские государства, которые закрывали глаза на геноцид 6 миллионов евреев, пока Гитлер воевал против Советской России, сегодня оказывают всяческую поддержку Турции в её войне на геноцид против курдов, потому что это отвечает интересам турецкого государства на Ближнем Востоке. По этой причине борьба курдского народа за существование под руководством Рабочей партии Курдистана (РПК) на протяжении последних сорока лет определяется странами НАТО не иначе, как «террористическое движение». Лидер курдского народа, всемирно известный политик и философ Абдулла Оджалан был выдан Турции при поддержке США, пока турецкому режиму оказывалась всевозможная поддержка, как техническая, так и разведывательная, в его войне против курдов. Сейчас Турция атакует курдских бойцов освободительного движения при вооруженной и разведывательной поддержке НАТО, применяя все виды насилия, включая запрещенное химическое оружие. Пожалуй, это весьма иронично, когда достойное сопротивление народа, терпевшего беспрецедентный терроризм на международном уровне и давшего отпор геноциду, определяется как «террористическое движение». Разделить страну и целый народ между территориями четырех государств, ассимилировать людей и уничтожать их язык и имена – это самый жестокий акт терроризма в истории.
Все стороны Лозаннского договора должны исправить эту историческую ошибку. Это будет верный моральный и политический жест. Народу, столкнувшемуся с геноцидом, приходится искать сторону для переговоров. Народ ищет тех, кто несет ответственность за его страдания, потому что курдский вопрос – это проблема народа с населением численностью до 50 миллионов человек, подвергшегося истреблению, одобренному всем миром. Проблема в том, что сегодня турецкий режим хочет продолжить геноцид курдов, завершив его с помощью альянса НАТО, и получает в этом поддержку Североатлантического альянса. Истребление, начавшееся после заключения Лозаннского соглашения, – это процесс, который никогда не заканчивался, форма геноцида, постоянно применяющаяся на практике.
Ницше, взывавший к человечеству от имени пророка Заратустры, говорил с гор Загроса: «Любая фраза, которая действительно передает внутреннее состояние и не надуманна, хороша. Моя интуиция в этом вопросе непогрешима, и я предполагаю, что для моих слов найдутся слушатели и люди, способные воспринять эту страсть». Мы всегда обращались к миру с верой в то, что есть люди, у которых есть «сила и такая же страсть», способные услышать крик народа о собственной свободе, потому что истина – это всегда хорошо. И мы считаем, что для человечества лучше услышать каждое слово, которое возвещает правду. Врата ада, открывающиеся перед миром, всегда закрываются благодаря политической воле тех, кто способен верно мыслить, правильно говорить и адекватно действовать. Совсем недавно мы наблюдали это на примере сопротивления человечества в битве за Кобани. Борьба курдского народа за свое существование и статус против фашистских национальных государств, черных порождений нашей эпохи, – благо для всего мира.
* - террористическая организация, запрещена в РФ