Исламизация образования в Турции

Тихая революция Эрдогана стремится к большему, чем просто создание благочестивой молодежи.

В недавно появившемся докладе утверждается, что система образования Турции становится все более исламистской, а учебная программа фокусируется на исламских концепциях в ущерб науке и секуляризму. Однако еще предстоит выяснить, насколько велик эффект от этих мер.

Турецкая исключительность на Ближнем Востоке, когда дело доходит до светского образования, закончилась. Хотя в турецких учебниках в прошлом были проблемы с пропуском неловких моментов, касающихся некоторых вопросов истории, никогда раньше учащихся государственных школ не учили чувствовать себя обязанными рассматривать джихад как ответственное дело каждого хорошего мусульманина.

В марте исследовательский институт IMPACT-se опубликовал исследование 28 новых турецких учебников. Исследования показали, что антиамериканизм, антисемитизм, турецкий ультранационализм, а также симпатии к движениям джихадистов теперь регулярно поощряются в учебных пособиях. Немусульмане регулярно упоминаются в учебниках как «неверные». И концепция джихада рассматривается как ключевой термин, который был положен в основу новой учебной программы.

IMPACT-se, базирующаяся в Иерусалиме, описывает себя как исследовательскую, политическую и пропагандистскую организацию, которая контролирует и анализирует образование во всем мире.

Наследие президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в системе образования является глубоким. Его цель, о которой он часто говорит, состоит в том, чтобы воспитать благочестивые поколения. Она сочетается с его восхвалением средних школ Имама Хатипа (IHS). Первоначально IHS были предназначены для подготовки назначенного правительством духовенства, но с тех пор, как Партия справедливости и развития (ПСР) пришла к власти в 2003 году, их число превысило 5000. Постепенно некоторые средние школы были преобразованы в школы имама Хатипа, и у десятков тысяч учеников не осталось иного выбора, кроме как посещать их.

Учебная программа IHS распространилась и на обычные средние школы. Сотни тысяч турецких учащихся теперь вынуждены посещать «факультативные» занятия по учебному плану IHS, такие как курсы под названием «священный Коран» или «жизнь пророка Мухаммеда». На практике эти занятия являются обязательными, поскольку других вариантов нет. Если и когда семьи пытаются не допускать своих детей в эти классы, их дети рискуют подвергнуться остракизму даже в богатых районах Стамбула.

Зехра Кулали, председатель регионального отделения Болу Эгитим-Сен, независимой неправительственной организации, объединяющей учителей К-12 (обычных средних школ), сказала «Аль-Монитору», что даже дети в дошкольных учреждениях не застрахованы от исламского образования. «Министерство образования заключило соглашение с провинциальным управлением муфтия (исламского духовенства), и духовенство получило доступ в дошкольный класс, – рассказывает Кулали. – Дети в возрасте от 3 до 6 лет в настоящее время получают 6 часов в неделю обучения моральным ценностям». Кулали и другие эксперты обеспокоены растущей политизацией образования, которая проявляется в сегрегированных по признаку пола классах и классах Корана для 4-летних детей.

Преподавание суннитских исламских ценностей вызывает беспокойство даже у благочестивых мусульман. Например, студентов учат, что многоженство является исламской практикой, как и возможность мужчин быстро получить развод. Эти исламистские ценности подкрепляются новым стилем турецких сериалов, где регулярно изображается многоженство. Женщина – профессор социологии и исламистка, работающая в государственном университете и пожелавшая остаться анонимной, сказала «Аль-Монитору»: «Мое поколение сражалось плечом к плечу с мужчинами за право на ношение платков. Но полигамия – это красная черта для большинства женщин в Турции в моем возрасте, будь то благочестивые или светские. Тем не менее для молодого поколения это меняется, поскольку они видят, что многоженство является устоявшейся нормой, в школе, по телевизору, даже в реальной жизни».

«В светском образовании мы могли бы подвергать сомнению авторитет, но теперь студентов просят подчиняться, особенно девочек. Как мать и бабушка, я волнуюсь», – добавила она.

Женщины часто изображаются в головных уборах в учебниках и книгах, которые министерство образования рекомендует для детей младшего возраста. В докладе IMPACT-se цитируется отрывок из учебника по основам религиозных знаний 2014 года как первый в пропаганде хиджаба.

«Вуаль, которая началась с пророка Адама и Евы, является напоминанием всем народам о приказе Аллаха. Аналогичным образом, последний пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также выдвинул ряд принципов в этом отношении».

И некоторые говорят, что влияние изменений в учебной программе уже можно увидеть за пределами школ. Эбру, деловая женщина, у которой две дочери учатся в начальной школе, сказала «Аль-Монитору»: «Я могу позволить себе частную школу, поэтому мои дочери растут, защищенные от большей части исламистской риторики. Однако они не обладают иммунитетом. На днях в продуктовом магазине подросток сказал: «Ваши девочки достигли брачного возраста, они не должны одеваться как дети». Им 10 и 12 лет, они дети. Просто выйти в магазин – это травматично».

Еще одним признаком общественного недовольства является стремительный рост числа частных школ. Некоторые родители настолько обеспокоены изменениями в учебных программах и качеством учителей в государственных школах, что, несмотря на растущие экономические трудности, выбирают частное обучение.

ПСР позволила расширить влияние религиозных групп в сфере образования. Движение Гюлена активно занималось образованием до попытки государственного переворота в 2016 году. Вакуум, созданный чисткой гюлеистов, был заполнен другими религиозными орденами.

Новые фонды, созданные близкими соратниками Эрдогана, такие, как Фонды ТУРГЕВА, Мурадие и Энсара, также играют важную роль в системе образования Турции. Этим фондам по закону разрешено самостоятельно собирать средства для образовательной деятельности, но им также предоставляется доступ к льготному и щедрому государственному финансированию.

Теория эволюции Дарвина была признана слишком сложной для старшеклассников и исключена из учебной программы в 2017 году. Светское и научное образование было заменено в значительной степени исламской учебной программой. Это было в 2012 году, когда коранические стихи вошли в учебники. Несколько лет спустя все новые школы должны были построить молитвенный зал и специальную ванную комнату для умывания перед молитвой.

В издании учебника по религиозной культуре и моральным знаниям 2019 года глава под названием «Некоторые понятия в Коране» представляет джихад как «усилие ради чего-то… Вооруженная борьба с врагами для защиты родины является одним из наиболее известных значений слова jihad. В этом отношении джихад – это борьба человека со злом и сатаной».

В докладе также отмечается двусмысленный характер некоторых текстов об экстремистских группировках, таких как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе запрещены в РФ). Например, в учебнике истории современного мира и Турции «Аль-Каида» описывается как террористическая группировка, но в то же время говорится, что «практика США явилась одной из причин нападения «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года.

ПСР также ввела в учебную программу «новейшую историю».

Впервые антиамериканизм также вошел в турецкие учебники. Америку обвиняют в слабостях турецкой экономики, девальвации лиры и военных переворотах.

Книги изображают протесты в парке Гези в 2013 году как восстание, организованное против демократизации и экономической политики правительства Турции. Об этом говорится в докладе IMPACT-Se. В учебнике по истории современного мира и Турции говорится: «Несмотря на то что сотрудничество различных групп капитала и иностранных разведок оказало влияние на акции в парке Гези [протесты], большинство активистов, не зная об этих последствиях, участвовали в акциях в соответствии со своими собственными желаниями».

Однако степень воздействия этих изменений в учебной программе еще предстоит выяснить. Исследования показывают, что деизм – вера в бога, но без религии – находится на подъеме в Турции. А в 2018 году Турция заняла место ниже среднего показателя ОЭСР по математике и чтению в тестировании PISA. Средний уровень удовлетворенности жизнью студентов в Турции был одним из самых низких среди стран-участниц PISA. В то же время, однако, интерес студентов к изучению других культур был одним из самых высоких. Таким образом, студенты, недовольные ксенофобной системой образования, по-прежнему стремятся узнать о других культурах. Это интеллектуальное любопытство может быть слабой надеждой на образование в эпоху после Эрдогана.