Инфляция в Турции выросла до двухлетнего максимума

Годовая инфляция в Турции в июле выросла больше, чем ожидалось, – до 18,95%, согласно данным, опубликованным во вторник Турецким статистическим институтом (TurkStat).

В результате роста цен на продукты питания и транспорт, годовые потребительские цены выросли на 1,42% в прошлом месяце по сравнению с 17,53% в июне, превысив прогноз Bloomberg в 18,6% на июле.

Ускоряющийся рост потребительских цен привел к тому, что уровень инфляции в Турции чуть-чуть не дотягивает до ключевой процентной ставки Центрального банка в 19%. Это снижает перспективы скорого снижения ставок, о котором неоднократно говорил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

2 июня Эрдоган заявил, что процентные ставки должны начать снижаться примерно в июле или августе, добавив, что Центральному банку крайне необходимо смягчить условия кредитования, чтобы помочь ускорить медленное восстановление экономики страны на фоне возрождающейся пандемии COVID-19.

В свете данных по инфляции за июль планы по снижению процентной ставки скорее всего будут отложены до тех пор, пока не появятся более благоприятные экономические условия. Так считает Тимоти Эш, аналитик BlueBay Asset Management.

Новости появились на фоне большого количества лесных пожаров, охвативших юго-западные регионы Турции.

Эш отметил, что общественный гнев по поводу недостаточной готовности правительства к борьбе с пожарами может привести к падению популярности Эрдогана. Поэтому турецкий лидер может попытаться восстановить ее путем стимулирования экономического роста за счет повторного снижения процентных ставок осенью. «К осени мы увидим большое давление на Центральный банк с целью ослабления турецкой лиры [путем снижения процентных ставок], потому что популярность Эрдогана будет под давлением и им снова понадобится экономический рост», – сказал Эш в интервью «Аль-Монитору», добавив: «Но сейчас [на фоне растущей инфляции] им очень трудно снижать ставки».

Рост инфляции в Турции происходит на фоне повышения мировых цен на энергоносители. Это вынудило Анкару поднять цены на электричество и природный газ в июле. На потребительские цены также, вероятно, повлиял рост числа иностранных туристов в прошлом месяце во время пика туристического сезона в стране.

Согласно последним данным TurkStat, больше всего подорожали продукты питания и безалкогольные напитки – почти на 25% в год, затем транспорт, подорожавший на 24,62%, и товары для дома, подорожавшие на 22,70%.

29 июля глава Центрального банка Сахап Кавчоглу объявил, что банк повысил свой прогноз инфляции на конец года до 14,1%, по сравнению с 12,2%. Кавчоглу заявил, что комитет по денежно-кредитной политике банка будет стремиться сохранить жесткую позицию до тех пор, пока не будет достигнуто устойчивое снижение инфляции, добавив, что в ближайшие месяцы можно ожидать волатильности (колебаний).

«Инфляция может колебаться в летние месяцы, – сказал Кавчиоглу в прошлый четверг. – Наша денежно-кредитная политика достаточно жесткая, чтобы предотвратить отражение этих колебаний в основную тенденцию».

Следующее заседание Центрального банка по ставкам запланировано на 12 августа. С момента своего назначения в марте Кавчиоглу сохранил ключевую процентную ставку на уровне 19% на фоне инфляционных тенденций, несмотря на политическое давление с целью ее снижения.

После публикации данных по инфляции за июль во вторник турецкая лира сначала выросла по отношению к доллару, достигнув 8,30 лиры за доллар, а затем упала до 8,42 по стамбульскому времени в 18:00. Хотя в последние недели лира немного восстановила свою стоимость по отношению к доллару, с начала года ее курс снизился примерно на 14%.

Эш сказал, что иностранные инвесторы и турецкие граждане все менее заинтересованы в том, чтобы хранить сбережения в лирах или инвестировать в турецкие рынки после ряда неожиданных событий в последние месяцы, включая неожиданное назначение Кавчоглу в марте, в результате которого он стал четвертым главой Центрального банка Турции за два года.

Кроме того, ряд кадровых перестановок в Центральном банке и TurkStat вызвал вопросы о независимости этих учреждений.

«Я думаю, что у людей все больше подозрений, – сказал Эш, говоря о последних данных по инфляции. – Это трудно доказать, но один или два года назад я бы точно доверял этим цифрам. Сейчас моя уверенность снизилась. Я думаю, проблема в том, что в Турции произошла такая институциональная эрозия по всем направлениям, будь то Центральный банк или ключевые министерства, что это само по себе вызывает вопросы».