2 января 2018 года мы возвращались из Аксарая с Мераль Акшенер, тогдашним председателем Хорошей партии (ХП). Она сказала нам, что у нее есть серьезные опасения по поводу безопасности выборов. Потому что из надежных источников она получила информацию и документы о том, что некоторые структуры проходят вооруженную подготовку. «Например, в Токате и Конье есть лагеря подготовки вооруженных людей», — сказала Акшенер.
По ее словам, у нее есть информация о том, что эти лагеря были открыты Международной корпорацией обороны, консалтинга и торговли (SADAT). Акшенер сказала все это не просто так. Она сказала это, чтобы подчеркнуть, что у нее есть серьезные опасения по поводу безопасности выборов и что государство должно принять меры предосторожности. Не знаю, так это это или нет, но ходили слухи, что этим заявлением Акшенер нарушила важные закулисные планы.
Не думайте, что информация не поступает от государства к председателям оппозиционных партий — РНП (Республиканская народная партия) и ХП. Партийные чиновники говорят, что информация поступает к ним почти из каждого министерства и каждого подразделения государства. Кемаль Кылычдароглу, председатель РНП в то время, однажды утром, получив информацию, отправился в офис SADAT. Он знал, что за ним наблюдают. Если сегодня SADAT уже не стоит на повестке дня со своей деятельностью, как раньше, следует признать, что заявления двух лидеров были чрезвычайно эффективны в этом отношении.
В ходе судебного процесса 28 февраля, на котором судили военнослужащих и 14 из них приговорили к тюремному заключению с отягчающими обстоятельствами, 757 из 1 148 заявителей были гражданскими лицами, 387 — военнослужащими и 4 — юридическими лицами. 128 из 387 военных подали петицию, подготовленную Ассоциацией в защиту правосудия (ASDER). Из 128 заявителей ASDER, подавших петицию, 117 были обозначены как «участники». Из тех, кому было присвоено звание «участник», 8 были консультантами SADAT, 3 — членами ASDER и консультантами SADAT одновременно.
ЭМБАРГО НА ПОСТАВКИ ОРУЖИЯ И ОБВИНЕНИЯ
Когда президент Реджеп Тайип Эрдоган упомянул о военной поддержке, оказанной Ливии и Азербайджану, и сказал, что такая же поддержка может быть оказана Газе, вопрос обсуждался в контексте турецко-израильских отношений. Не было подчеркнуто, что такая поддержка создаст трудности для Турции на международной арене.
Поддержка Азербайджана и налаживание отношений с Ливией ради турецких интересов в Восточном Средиземноморье могут быть приняты и поддержаны сторонниками турецкого государства. Однако, в то же время, Турции в любом случае требуется избегать поведения, противоречащего международному праву.
Резолюция 1970 Совета Безопасности ООН, принятая в 2011 году, запрещает прямые или косвенные поставки, продажу или передачу Ливии оружия, боеприпасов, военной техники или запасных частей.
Резолюция 1970 учредила комитет по мониторингу санкций для контроля за санкциями против Ливии, а резолюция 1973 СБ ООН учредила группу экспертов для оказания помощи этому комитету. В докладах указанной группы экспертов за 2019 и 2021 годы содержатся обвинения в адрес Турции в нарушении эмбарго на поставки оружия в Ливию.
В отчете за 2019 год говорится, что в Ливию с корабля под названием Esperanza было отправлено 5 тысяч пистолетов, тактические машины Kirpi с корабля под названием Amazon, а также беспилотные летательные аппараты TB2.
БОЕВИКИ SADAT, ПЕРЕБРОШЕННЫЕ В ЛИВИЮ
В 548-страничном докладе за 2021 год Египет, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Иордания и Турция обвиняются в нарушении эмбарго на поставки оружия Ливии.
Одно из наиболее ярких обвинений заключается в том, что силы SADAT занимались обучением сирийских боевиков. В докладе ООН говорится, что учебная поддержка была оказана этим сирийским боевикам, что это является нарушением эмбарго, и что SADAT, поддерживающий Правительство национального единства в Триполи, взял их с собой в Ливию и выплатил им зарплату
Председатель совета директоров SADAT, сын покойного Аднана Танриверди, Мелих Танриверди беседовал с турецким журанлистом Сайги Азтюрком. Он ответил а эи вопросы так: «Мы не ведем там никакой деятельности». SADAT отрицает все обвинения. Однако, текущая ситуация может привести к тому, что на Турцию могут быть наложены санкции, что выразится в замораживание активов и других ограничениях.
ПОДДЕРЖКА ТУРЦИИ
В 289-страничном отчете за 2023 год также указаны
дата и транспортное средство, с помощью которого SADAT нарушил эмбарго на поставки оружия в Ливию. В докладе говорится, что учебная поддержка, оказываемая Турцией в области, якобы, безопасности и разоружения, не преследует цели разоружения.
Эти доклады, представленные ООН международной общественности, не имеют прямой санкционной силы. Однако эти доклады создают условия для обращения [критиков Турции] в Международный уголовный суд и другие международные органы, где их можно использовать в качестве доказательств.