Девриш Чимен: сотрудничество с Эрдоганом означает продажу человечности
Европейский представитель Демократической партии народов (ДПН) Девриш Чимен написал глубокий анализ для шведской газеты Dagens ETC.
Европейский представитель Демократической партии народов (ДПН) Девриш Чимен написал глубокий анализ для шведской газеты Dagens ETC.
Под заголовком «Сотрудничество с Эрдоганом означает продажу человечности» шведская газета Dagens ETC опубликовала статью Девриша Чимена, европейского представителя Демократической партии народов (ДПН). Статья посвящена соглашению Швеции и Финляндии с Турцией Эрдогана о членстве в НАТО и его последствиям для курдов. Чимен пытается объяснить подоплеку законных соображений безопасности, универсальных ценностей и курдских гор с курдской точки зрения в контексте шведско-финско-турецкого соглашения. Газета ETC издается с 2014 года для читателей, которые поддерживают левые и зеленые взгляды.
Оригинал статьи опубликован здесь.
«Я хотел бы напомнить, что если Швеция и Финляндия не предпримут шаги для выполнения наших условий, мы заморозим процесс». Так заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в Анкаре 18 июля, тем самым единолично установив правила игры для заявки Финляндии и Швеции на вступление в НАТО. Но могут ли шведские и финские правительственные чиновники объяснить общественности, в чем заключаются «условия» Эрдогана и что они будут делать, чтобы их вступление в НАТО не было «заморожено»?
Вы не можете и не должны воспринимать Эрдогана как человека, с которым можно договориться. Он автократ, который не стесняется использовать население Швеции и Финляндии в своих властных играх; он антидемократичен; он ведет войны против курдов в нарушение международного права; он преследует по закону тех, кто выступает против него. Сотрудничество с ним означает продажу человечности. Если вы соглашаетесь с этим, возникает моральная проблема, которую вы не сможете объяснить ни вашему гражданскому обществу, ни нам.
Мы, курдский народ, не навязываем свои условия. Но я хотел бы немного поговорить об «условиях» Эрдогана, которые повлияют на наше будущее. С этой сделкой мы снова стали свидетелями того, что переговоры ведутся о курдах, но не с ними. Поэтому тем более необходимо взглянуть на текущие дискуссии вокруг предложенного Эрдоганом пакта с точки зрения курдов. Вместо голосов курдов, внимание привлекают угрозы Эрдогана и его попытки шантажа.
У курдов есть пословица: «У курдов нет друзей, кроме гор», или «dostên Kurdan bi tenê çiya ne». Это выражение относится к состоянию угрозы, вечной обеспокоенности безопасностью, брошенности и изоляции, в котором продолжают пребывать курды. Всякий раз, когда курды подвергались преследованиям, они уходили в горы, чтобы выжить. На своей родине, в условиях эксплуатации и дискриминации, где они лишены культурных, политических, демократических и, следовательно, универсальных прав, курды вынуждены сопротивляться. Не только у себя на родине, но и на международном уровне они должны сопротивляться дискриминационным практикам.
Как европейский представитель турецкой Демократической партии народов (ДПН), выступающей за права меньшинств, которая получила более шести миллионов голосов на последних выборах в Турции — больше, чем население Финляндии — и в которой курды играют важную роль, я хотел бы внести свой вклад в эту важную дискуссию. Важно также знать, что в настоящее время в Конституционном суде идет разбирательство о запрете ДПН. Существует большая опасность того, что правительство Эрдогана использует судебную систему, которая полностью находится под его контролем, для запрета ДПН до президентских и парламентских выборов, запланированных на июнь 2023 года. Поэтому я считаю одной из своих задач писать статьи и представлять возражения всех людей, которые поддерживают ДПН. Конечно, речь идет не только о голосах миллионов курдов в Турции, но и о культурных, социальных и политических отношениях этих людей с курдами в Сирии, Ираке и Иране. Это еще раз значительно расширяет сферу нашей ответственности. Термин «Курдистан» должен быть деколонизирован, а требования курдов о свободе и демократии декриминализированы. Все, что Эрдоган говорит о курдах или якобы от их имени, проистекает из расистской и антикурдской политики и не признается курдской общиной.
Сделка Эрдогана и «проблемы безопасности»
Сделка, названная прорывом на саммите НАТО в Мадриде в конце июня, только подтолкнет Эрдогана к дальнейшим актам шантажа Запада и агрессивным войнам против курдов. Теперь Эрдоган имеет право требовать поддержки в борьбе против курдского населения и демократической оппозиции. Таким образом, его враждебная антикурдская политика также навязывается Швеции и Финляндии против их воли.
Обе страны в ближайшем будущем вступят в военный альянс НАТО. Вскоре после заключения соглашения на саммите было также объявлено, что США помогут Турции модернизировать парк истребителей F16. Ясно одно: согласованный в Мадриде меморандум не станет вкладом в турецкую литературу, а истребители не украсят турецкие музеи, но, конечно же, будут использованы в войне против курдов.
Это не дикое обвинение. Скорее, соглашение о вступлении двух стран в НАТО было достигнуто только после того, как Турция Эрдогана отказалась от своего права вето — и после подписания сделки, согласно которой интересы курдов и жизни курдов снова будут принесены в жертву.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил перед саммитом в Мадриде, что «опасения по поводу безопасности», которые высказала Турция Эрдогана, наложив вето на заявления Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО, были «законными». Премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон также, похоже, поддержала комментарии Эрдогана, сказав: «Мы очень серьезно относимся к озабоченности Турции, и не в последнюю очередь к озабоченности безопасностью в контексте борьбы с терроризмом».
Но заявления Столтенберга и Андерссон нелегитимны и ошибочны, потому что они были сделаны на ложной основе. Они ошибочны, потому что дают Эрдогану свободу действий для дальнейших репрессий и войн, ведущихся вопреки международному праву. В этой сделке нет ничего правильного.
Мы не должны забывать, что исторически существование турецкого государства основано на геноциде армян и ассирийцев и отрицании основных прав других народов, особенно курдов. Следовательно, с момента основания государства все, кто ставит под сомнение доминирующую политическую культуру Турции, сталкиваются с жестоким противодействием.
Курды в Турции сталкиваются с экзистенциальной проблемой
Вот почему курды в Турции сталкиваются с такой экзистенциальной проблемой. Доминирующая политическая доктрина, по сути, требует уничтожения всего, что не может быть определено или обозначено как турецкое. Таким образом, 100-летняя проблема курдской идентичности и 40-летний конфликт между курдским движением и турецким государством являются прямым результатом турецкой государственной идеологии. Проблема заключается не в курдах, а в тоталитарных методах турецкой государственной идеологии. Она имеет антикурдский характер, что также отражено в конституции, которая официально заставляет всех живущих в Турции пройти «тюркизацию». Это включает в себя навязывание определенной религии, определенного языка, определенного образа жизни и определенных гендерных норм.
Бывший министр развития Швеции Пьер Шори сказал, что меморандум НАТО был большим успехом для Эрдогана, позором для Швеции и предательством курдов. Он добавил, что, по его мнению, «текст был написан турками». Таким образом, это не справедливое соглашение между несколькими странами, но сделка была навязана Эрдоганом. Это будет иметь разрушительные последствия для курдов и в то же время для демократических ценностей в Швеции и Финляндии, если оно все-таки не будет аннулировано.
Курды не входят в состав какого-либо органа, принимающего решения и имеющего право ставить вопрос о расширении, сокращении или даже роспуске НАТО. Но они имеют право требовать четкой приверженности международному праву, демократии и свободе, которые должны распространяться и на курдское население.
Ни одна организация не имеет права злоупотреблять всеобщими правами человека ради собственной выгоды и прибыли — ни Турция, ни НАТО, ни страны, претендующие на новое членство в альянсе.
Ответственность за защиту универсальных демократических ценностей
Фильм Ингмара Бергмана «Стыд» 1968 года, освещающий настоящую историческую дискуссию, преподносит исторический и политический урок. Фильм эффективно учит зрителя тому, как история формирует личную и коллективную этическую ответственность в ситуации войны. В фильме пара художников хочет бежать от гражданской войны. Но суматоха войны распространяется на их остров, и давление текущих событий врывается в их повседневную жизнь на всех уровнях. Циничный Бергман безжалостно иллюстрирует разрушение человеческих отношений и невозможность уединения.
В центре внимания фильма — отдельные люди и сообщества, добро и зло в них. Речь идет об индивидуальных, этических ценностях, различных перспективах, выборе — и, соответственно, действии или бездействии.
Когда в октябре 2019 года Турция под предлогом «законных соображений безопасности» атаковала часть автономных, возглавляемых курдами регионов северной и восточной Сирии, многие люди по всему миру проявили солидарность с местными жителями, пострадавшими от войны в городах Сарекание (или Рас-эль-Айн) и Гре Спи (или Тель-Абьяд). Они выступили против войны, которая представляла огромную угрозу безопасности курдов.
В это время Швеция и Финляндия решили ввести эмбарго на поставки оружия в Турцию. Другие страны символически ограничили экспорт оружия в Турцию. Таким образом, была осуждена война Турции, которая противоречила международному праву. Это была не услуга курдам, а необходимый акт — принятие на себя ответственности в защиту универсальных демократических ценностей.
Подписанный с Эрдоганом меморандум, осуждающий и криминализирующий взятие на себя странами Северной Европы ответственности за приостановку продажи оружия Турции, представляет собой отрицание истории и этический провал. Если новое наступление на север и восток Сирии действительно скоро начнется, турецкое правительство, возможно, и не заручилось поддержкой Швеции и Финляндии, но, по крайней мере, обеспечило себе их молчание.
Но как можно принять такую позицию перед лицом нарушений Турцией международных прав и прав человека? В этом смысле фильм Бергмана привлекает внимание к важному вопросу, который должен заставить всех нас переосмыслить свою позицию. Фильм заставляет увидеть параллели между его героями-художниками и судьбами людей в Курдистане или Турции, переживших крайности войны. Миллионы курдов каждый день сталкиваются с чрезвычайно сложным этическим выбором: сопротивляться или сдаться? Уехать или остаться? Защищать товарищей, которым угрожает опасность, или смотреть в другую сторону? Стоит ли рисковать собственной жизнью ради спасения других? Как далеко нужно зайти, чтобы защитить ценности, провозглашенные в мирное время? Или просто попытаться воспользоваться ситуацией?
С помощью немецкого философа Теодора Адорно мы можем спросить себя: Можем ли мы жить правильной жизнью посреди неправильной?
Систематическая дискриминация и угнетение курдов
Сделка, заключенная на саммите НАТО, обещает многое — и против курдов, и для Турции. Это лишь самый свежий пример того, как антикурдская политика турецкого государства систематически дискриминирует и угнетает курдов. Антикурдская политика имеет долгий исторический прецедент в политике турецкого государства.
Еще в 1934 году турецкий парламент принял «Закон о принудительной эвакуации» (İskân Kanunu), который создал правовую основу для депортации курдов-алевитов из Дерсима в 1935 году. Всего через два года, 4 мая 1937 года, на секретном заседании турецкий кабинет министров постановил: «На этот раз население мятежного района будет собрано и переведено в другие районы. [...] Если довольствоваться только наступательными действиями, центры сопротивления будут сохраняться. По этой причине считается необходимым окончательно обезвредить тех, кто применял и применяет оружие на местах, полностью разрушить их деревни и вывезти их семьи».
«Наказание и депортация» (tedip ve tenkil) — фраза, использовавшаяся для оправдания массовых убийств и нападений. Нечто подобное происходит сегодня в так называемой «зоне безопасности», которую Эрдоган требует разрешить ему создать на севере Сирии, финансируемой на деньги ЕС. После решения турецкого правительства в 1937 году эта политика была кроваво реализована. Курды сопротивлялись. Но турецкие сухопутные войска сожгли сотни деревень, были убиты тысячи мирных жителей, включая женщин и детей. Турецкие ВВС бомбили Дерсим, используя зажигательные бомбы и ядовитый газ. Около 70 тысяч курдов из меньшинства, исповедующего веру алевизм, стали жертвами атак, а около 50 тысяч человек были депортированы.
К 1938 году восстание в Дерсиме было подавлено. Нападения турецкой армии, которые некоторые называют «зачисткой», закончились переименованием Дерсима в Тунджели, или И'рон Ханд'. С этого момента горы Дерсима стали украшать словами: «Я горжусь тем, что я турок». Ни одна деревня в регионе не избежала разорения турецкой армией.
Горы Курдистана и «Мы — горы курдов»
Сейит Али Юдже, один из очевидцев, укрывавшийся в горах в течение семи лет после «зачистки» Дерсима, рассказал мне об этих зверствах, живя в изгнании, до своей смерти в 2009 году. Он объяснил, что еще до основания Турецкой Республики в 1923 году провинция Дерсим, основной район расселения курдов-алевитов на востоке Турции, подвергалась нападениям османов и массовым убийствам. В этом горном районе, труднодоступном в то время, курды-алевиты могли жить в соответствии со своей традиционной культурой практически беспрепятственно.
Но когда в регионе начался геноцид, крик курдов о помощи не был услышан никем. Как говорили в то время, «единственными, кто защищал нас от нападений, были горы». И до, и после, горы были тем местом, где курды получали защиту. Интересно, что Сейит Али Юдже рассказал нам, что было и продолжительное сопротивление против продолжительного государственного гнета. Он добавил, что один из его сыновей, Халид, погиб в 1986 году в горах Дерсима в бою с турецкой армией в составе партизан РПК. То же самое верно и для других частей Курдистана, особенно для курдов в Ираке, которые подвергались систематической резне в течение десятилетий при баасистском режиме. Только горы давали им защиту.
Но теперь, помимо гор Курдистана, по всему миру есть «горы», которые стоят на стороне курдов — наши друзья, союзники и сторонники.
Действительно, метафора «горы» имеет для курдов значение, выходящее за рамки друзей. На том историческом этапе, которого достигла сегодня борьба курдов, многие люди во всем мире сделали заявление «мы — горы курдов», чтобы показать, что они солидарны с курдами. После успешной борьбы курдов против ИГИЛ* и построения автономного проекта на севере Сирии, народ и политики из Швеции также сделали подобные заявления о солидарности. Это было очень значимо, и в то время это была сильная позиция. Но чтобы быть «горой», нужно уметь противостоять буре.
Что касается курдского народа, то подобные заявления не менее важны, чем официальные договоры. Поскольку курды исключены из официального международного права, у них нет глав государств, которые могли бы заключить официальные договоры, гарантирующие их защиту. По этой причине курды придают большое значение словам и моральным установкам. Это результат их традиции, что курды доверяют словам, когда они произносятся, и требуют порядочного отношения от всех политических игроков.
Требование курдов к Швеции и Финляндии выступить против угроз Эрдогана основано на этой традиции доверия и моральной ответственности. В ближайшие дни мы узнаем, означают ли демократические и гуманистические ценности обеих стран, что они могут перемириться.
Сделка с НАТО создаст «легитимность» для нелегитимных действий
Турция — страна, которая чаще других в истории Европейского суда по правам человека осуждалась за нарушение универсальных прав человека — тюрьмы, аресты, политические заключенные, пытки, нераскрытые убийства, жестокое обращение, нарушения прав и так далее.
Эрдоган попирает демократические ценности в Турции, не дает покоя журналистам и критикам, объявляет всех законных политических противников — особенно курдов — террористами, чтобы иметь возможность посадить их в тюрьму. Согласно данным Министерства юстиции Турции за ноябрь 2021 года, 383 тюрьмы страны заполнены более чем на 110%, а Турция имеет самый высокий уровень лишения свободы среди всех стран Совета Европы, кроме России. Это имеет серьезные последствия для заключенных.
Среди заключенных десятки тысяч политических заключенных, в том числе не менее 4 тысяч членов партии ДПН, таких как бывшие сопредседатели Фиген Юксекдаг и Селахаттин Демирташ, а также многие члены парламента и мэры городов. Кроме того, правительство Эрдогана хочет в ближайшие пять лет создать более 100 тысяч новых мест за решеткой, построив множество новых тюрем. Все это происходит под предлогом соображений безопасности Турции.
Вместо того чтобы поддаваться на шантаж Эрдогана сейчас, западным державам было бы правильнее выдвинуть встречное требование: «Создайте в своей стране демократические условия, при которых люди и оппозиция не подвергаются систематическим преследованиям и произвольным наказаниям».
Своей политической борьбой курды породили надежду и веру в плюралистическую, свободную, демократическую, экологическую модель, основанную на освобождении женщин, где бы они ни жили. Их борьба за жизнь в условиях свободы и достоинства не является угрозой для Турции или кого-либо еще. Напротив, угроза исходит от автократов и тех, кто ставит под угрозу наши общие универсальные ценности, чтобы сохранить или расширить свою власть. Среди таких деятелей есть Моди и Больсонаро, а еще один — Эрдоган, который навязывает всем нам националистическое, исламистское, антидемократическое и антикурдское мировоззрение.
Заявления международных игроков о том, что Турция имеет «законные интересы безопасности и право бороться с терроризмом», являются манипуляцией, инструментом, произвольно используемым Турцией Эрдогана для подрыва законных прав курдов и других народов, стремящихся жить в мире и свободе. Это соглашение с НАТО создаст «легитимность» для нелигитимных действий.
Угнетатели не могут выдвигать законные соображения безопасности против тех, кого они угнетают. Напротив, у нас, угнетенных народов, есть проблемы безопасности, которые должны быть морально, политически и юридически поддержаны всеми остальными. Именно отрицание прав курдов и политика ассимиляции, проводимая доминирующими государствами в регионе, особенно турецким государством, приводят к незаконным и враждебным репрессиям. Нападения Турции на курдские регионы с преобладающим населением в северной Сирии и северном Ираке и их оккупация являются прямым выражением этой политики.
В литературных кругах Турции часто ссылаются на следующие строки из фильма Бергмана. На вопрос «Дела идут плохо, как спасти мир?» мы слышим следующий ответ: «Стыд. Только стыд может спасти мир». Моральная и политическая ответственность общества Швеции и Финляндии, а также всего западного сообщества заключается в том, чтобы не позволить Эрдогану шантажировать нас и дальше.
* - террористическая организация, запрещена в РФ