Что происходит между Турцией и США?

Отношения между США и Турцией развиваются в положительном направлении, но, по мнению экспертов, слишком рано говорить о полноценном сближении. США не нравится сотрудничество Турции с Росатомом.

MANDEL NGAN/AFP via Getty Images

Последовательные визиты в США министра иностранных дел Турции Хакана Фидана и главы разведки Ибрагима Калина сигнализируют о сближении Анкары и Вашингтона.

 Фидан и Калин обсудили двусторонние отношения, Сирию, Ирак, войну в Газе и конфликт в Украине со своими американскими коллегами, а также с представителями Белого дома, Госдепартамента и Конгресса.

 Важнейший вопрос, на который наталкивают эти разнообразные обсуждения — принимают ли турецко-американские отношения более институционализированный характер, отходя от транзакционного принципа компромиссов или взаимных уступок, который был характерен для последних лет.

 Кемаль Киришчи, ведущий эксперт по турецкой политике и турецко-американским отношениям, бывший директор проекта по Турции в Институте Брукингса, считает, что об этом переходе еще рано говорить.

«Все идет в этом направлении. Вступление Швеции в НАТО и решение вопроса с F-16 внесли свежую струю в отношения между странами. Но есть и серьезные проблемы, требующие решения, например, Сирия», — сказал он Al-Monitor.

 Сирийское досье остается самым спорным вопросом в отношениях двух союзников по НАТО из-за сотрудничества Вашингтона с возглавляемыми Силами демократическими Сирии (СДС), которые Анкара считает «угрозой своей национальной безопасности».

«То, что мы наблюдаем, — это деликатное восстановление полностью разрушенных отношений», — добавил Киришчи. Он отметил, что конфликт на Украине — это еще один вопрос, который может помочь или же, напротив, навредить восстановлению турецко-американских отношений. Вопрос о том, как «обе стороны будут управлять нежеланием Турции применять западные санкции против России», станет определяющим фактором в формировании новых связей между Вашингтоном и Анкарой, указал эксперт.

Турция и США, по его мнению, нуждаются друг в друге, но турецкая сторона «должна сбалансировать свои отношения с Россией и Ираном». Кроме того, в период, когда турецкая экономика все еще нуждается в значительных иностранных инвестициях, поддержание нормальных (если не дружеских) отношений с Америкой и другими западными странами отвечает интересам Анкары.

 В то время как администрация Байдена сталкивается с внутренней оппозицией своей политике в отношении Украины, армия США, по сообщениям, сотрудничает с турецкими компаниями для создания новых производственных линий для артиллерийских снарядов, которые, скорее всего, будут отправлены на Украину или пополнят сократившиеся запасы американских вооруженных сил.

Кроме того, в то время, когда жестокая война Израиля в Газе подрывает престиж США и Запада в мусульманском мире и на Глобальном Юге, где влияние Турции при Эрдогане возросло, сотрудничество с Анкарой выгодно Вашингтону. Соединенные Штаты также могли бы воспользоваться связями Турции в Афганистане и Пакистане, чтобы помочь отслеживать джихадистские группировки в этих странах.

Однако, в 2024 году несколько насущных вопросов могут изменить или разрушить турецко-американские отношения. Очевидный из них — поддержка Турцией палестинской группировки ХАМАС, которая инициировала последний раунд боевых действий в Газе своим нападением на юг Израиля 7 октября.

Другой вопрос — Сирия. Если слухи о выводе войск США из Сирии станут реальностью, как отреагирует Турция? СДС остаются партнером Запада в борьбе с ИГИЛ (запрещен в РФ — прим.). Однако Анкара считает СДС ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), которая с 1980-х годов борется с турецким правительством за признание курдского народа в Турции.

С этим связан и вопрос о том, повернет ли Турция вспять и нормализует ли отношения с президентом Сирии Башаром Асадом, которого поддерживают Россия и Иран? Вашингтон, похоже, не приемлет идею возвращения режима Асада.

Ядерная война?

 Еще одно событие, которое может осложнить отношения Турции и США, — это энергетические потребности Анкары. На прошлой неделе генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что Анкара заключила с Россией контракт на строительство второй атомной электростанции в стране. Турецкая сторона официально не опровергла и не подтвердила это сообщение. В то время как первая турецкая атомная станция в Аккую строится российским «Росатомом», этот новый шаг наверняка подорвет очевидную оттепель в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.

 В то же время, изданию Al-Monitor стало известно, что переговоры о строительстве второй атомной электростанции продолжаются как с русскими, так и с корейцами. Учитывая исторически сложившиеся хорошие связи между Анкарой и Сеулом, а также статус Кореи как близкого союзника США, присуждение нового контракта корейскому консорциуму, скорее всего, пойдет на пользу турецко-американским отношениям. Но как поступит Турция, неизвестно.