Центральный банк Турции рассматривает возможность гигантского повышения процентной ставки

По сообщениям, официальные лица центрального банка Турции, встревоженные возобновлением роста цен, считают, что повышение ставки до 10 процентных пунктов является неизбежным элементом ужесточения кредитно-денежной политики для борьбы с инфляцией.

Центральный банк Турции рассматривает возможность значительного повышения ставки до 10 процентных пунктов на следующей неделе, чтобы усилить борьбу с растущей инфляцией и укрепить экономический авторитет Анкары в глазах иностранных инвесторов, сообщает Al-Monitor.

Источники, близкие к Комитету по денежно-кредитной политике (PPK) банка, сообщили Al-Monitor, что возможное резкое повышение ставки на заседании Комитета 21 сентября обусловлено опасениями по поводу ежемесячной потребительской инфляции, превышающей 9% в июле и августе, а также другими факторами, препятствующими усилиям по сдерживанию цен.

С учетом того, что в июне к власти пришло новое экономическое руководство, такое резкое повышение ставки будет рассматриваться как отказ от неортодоксальной политики президента Реджепа Тайипа Эрдогана, проводившейся в течение последних нескольких лет, - политики, на которую во многом возлагают ответственность за нынешние экономические проблемы Турции. Центральный банк уже повысил ставку на 750 базисных пунктов в августе, доведя ее до 25%. Одобрит ли Эрдоган - самопровозглашенный «враг процентных ставок» - и его окружение еще одно масштабное повышение ставки, пока неизвестно. Однако, новые члены PPK, назначенные в рамках реорганизации управления экономикой страны после переизбрания Эрдогана, склонны повысить ставку на 10 процентных пунктов и принять другие меры по ужесточению денежно-кредитной политики, говорят источники.

По оценкам банка, возобновление инфляции, которая в августе достигла годового максимума почти в 60%, является следствием сохраняющегося высокого внутреннего спроса, последовательной инфляции в сфере услуг и повышательного давления на расходы, вызванного повышением налогов и зарплат, а также удорожанием импорта в связи с ослаблением турецкой лиры. А с учетом дополнительного влияния роста цен на топливо инфляционные ожидания и ценовое поведение ухудшаются сильнее, чем ожидалось.

Таким образом, повышение ставки до 10 процентных пунктов представляется неизбежным для устранения основных факторов инфляции и достижения целей, изложенных в среднесрочной экономической программе, представленной Анкарой ранее в этом месяце. Тем самым Центральный банк также надеется дать понять иностранным инвесторам и международным рейтинговым агентствам, что он намерен бороться с инфляцией. Источники сообщают, что члены PPK считают, что в ближайшие месяцы может потребоваться дальнейшее повышение ставок.

Основную озабоченность вызывает недавний рост инфляции. Только за июнь - август рост цен для потребителей составил почти 24%. В рамках среднесрочной программы Анкара прогнозирует годовую инфляцию на уровне 65% к концу года. Поэтому, как отмечают многие наблюдатели, ставка ЦБ в 25% остается недостаточной.

Высокий внутренний спрос

Объявляя о повышении ставки в прошлом месяце, PPK дал понять, что будет и впредь опираться на процентную ставку как на оружие. «Комитет принял решение продолжить процесс ужесточения денежно-кредитной политики с целью скорейшего установления курса на дезинфляцию», — говорилось в заявлении. Экономический климат, в том числе темпы роста цен, с тех пор изменился незначительно, поэтому комитет испытывает давление, чтобы продемонстрировать решимость.

Основным фактором является сохраняющийся высокий внутренний спрос. Индекс объема розничных продаж - ключевой показатель внутреннего спроса - продолжает расти, увеличившись в июле на 31% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. То же самое можно сказать и о расходах по кредитным картам. Под влиянием активного спроса промышленное производство в июле выросло на 7,4% в годовом исчислении.

Разогретая экономика подпитывает спрос на импорт и тем самым увеличивает дефицит платежного баланса страны. В июле дефицит счета текущих операций Турции составил почти 5,5 млрд. долл., в результате чего скользящий дефицит за 12 месяцев достиг 58,5 млрд. долл. Эти тенденции способствуют ослаблению лиры и росту цен на иностранную валюту, что, в свою очередь, подпитывает инфляцию издержек за счет импорта.

Центральный банк отмечает, что инфляционному давлению способствует и недавнее повышение зарплат правительством. В недавнем отчете говорится: «Корректировка минимального размера оплаты труда в июле 2023 года, сопровождаемая корректировкой заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы, а также повышение заработной платы на широкой основе, как ожидается, усилят повышательное давление на инфляцию во втором полугодии, особенно на инфляцию, обусловленную издержками».

Однако в условиях приближающихся в марте выборов в местные органы власти Эрдоган вряд ли поддержит какие-либо шаги, направленные на снижение заработной платы (в целях дезинфляции). Скорее всего, такие меры будут рассматриваться только после выборов.

Между тем, инфляция расходов была вызвана в том числе и повышением налогов. В июле правительство повысило налог на добавленную стоимость по целому ряду товаров, и эффект от этого повышения продолжается. Фиксированное повышение так называемого специального налога на потребление, взимаемого с топлива, также прямо и косвенно стимулирует инфляцию. Повышение налога сопровождается ростом валютных издержек и повышением мировых цен на нефть, что привело к резкому росту цен на транспортные услуги и, в частности, на продукты питания. Так, например, из-за роста транспортных расходов свежие овощи и фрукты продолжают дорожать, несмотря на сезон.

Что касается дефицита предложения сельскохозяйственной продукции, способствующего росту продовольственной инфляции, то здесь Центральный банк не может ничего сделать напрямую. Для оживления сельскохозяйственного и животноводческого секторов необходимы многоплановые структурные изменения.