Чего хотят курды?

Мы снова и снова возвращаемся к вопросу «Чего хотят курды». Сам по себе этот вопрос парадоксален. Потому что, хотя то, чего они хотят на базовом уровне, является самым очевидным вопросом в этой стране, это также самый нежелательный и невысказанный вопрос.

Это редкий вопрос, который виден, но о нем не говорят, и невидим, но о нем говорят! Именно отсюда он черпает свою магическую реальность, фантастическую выдумку и вечный дух.

На этот вопрос можно ответить, как тот дяденька, который на вопрос «Что такое любовь?» в уличном интервью сказал: «Ну, у меня зуб болит, не могу сейчас ответить», но это не спасет.

Но две следующие предпосылки могут спасти.

Во-первых, чтобы понять, чего хотят курды, необходимо выяснить, что у них отняли. Во-вторых, концепция, которую мы называем республикой, жива. Она давит, пинает, глотает, бросает, уходит, приходит, наступает, боится и т. д.

Отсюда было бы неплохо установить уравнение.

Есть ли у курдов все и они хотят большего, прибегают ли они к силе, обходя другие народы, или есть требование, которое касается только их, требование, которое было отнято, украдено, или, говоря более грубо, которое стоило им жизни? И как все это связано с тем, что мы называем республикой? Эти вопросы можно расширить.

Если истина заключается в том, чтобы искать потерянное там, где оно было потеряно, то в первую очередь необходимо очень коротко сформулировать «отношения между республикой и курдами».

Мы можем резюмировать эти отношения как риторику отрицания, распространяющуюся во времени.

Мы можем представить это кратко в виде семи пунктов

- 1919-1923 года: частичный диалог, процесс сосуществования

Ключевые слова: политика как средство выживания, территориальная реальность, религия, Эрзурумский конгресс, децентрализация и акцент на единстве различных идентичностей, а также конституция 1921 года как «письменный» документ. Затем — заговоры и создание национального государства.

- 1923-1938 года: насилие, массовые убийства, Крымский период

Ключевые слова: Союз и прогресс, Пиранский заговор, Восточный план реформ, Хойбун, Зилан, Мутки, Тендюрек, Хаккари, линия восстания Зейлана. Доклады Ренда (1925), Уйбадына (1925), Хамди-бея (1926), закон Тунчели, политика монизма и Дерсимская резня.

- 1938-1960 года: период замалчивания исторического потока

Ключевые слова: Процесс институционализации однопартийного периода, нажатие кнопки паузы курдского времени, политика включения племен, дело 49-го

- 1960-1980 года: период политико-социального движения

Ключевые слова: Государственный переворот 1960 года, Меморандум 12 марта, закрытие Рабочей партии Турции, дебаты «Есть курды или нет?» и право-левые дебаты, судьба турецких левых, резня в Мараше, основание РПК.

- 1980-2000 года: период возвращения насилия и отрицания

Ключевые слова: Государственный переворот 80 года, трансформация государства через святость, неолиберализм, «зеленый капитал», отношения религии и государства, прекращение огня 93 года, активизм «Гладио», международный заговор, редизайн курдского политического прочтения государства и рост насилия.

- 2000-2015 года: трансформация грамматики войны, эпоха исключения признанием!

Ключевые слова: Представление различных политических лиц, переход к индивидуальной, социальной, психической, пространственной и экологической бойне, статус в Башуре, исключение через признание, новое курдское воображение, радикальная демократия, курдские усилия по культурной гегемонии, АОК, Осло, инициативы процесса решения.

- 2015 год и далее: новая турецкая эра жесточайшей войны против курдов

Ключевые слова: Вступление курдов во второе столетие, военно-индустриальная трансформация государства, второй период Восточного плана реформ, переход к политике смерти, картина тотального государства, режим доверенных управляющих , президентская модель, политика секьюритизации.

***

После этой краткой периодизации, я думаю, нам будет легче говорить о том, чего хотят курды. Курдское самоопределение не является чем-то, что всегда было зафиксировано в истории. Как и любой социальный феномен, оно развивает свое существование, подвергаясь трансформации. Нынешняя трансформация гораздо более всеобъемлющая и стремительная. сегодня курдский феномен переживает многогранный процесс объяснения. Курдская геополитика намного опережает свое столетие, даже по сравнению с последними тридцатью годами, не говоря уже о прошлом веке.

Требования курдов можно разделить на две категории: исторические и современные...

Есть вещи, которые современный глобальный мир тянет за собой и навязывает нам. За этим следуют меняющиеся и трансформирующиеся ментальные миры и политика курдов.

Давайте рассмотрим по пунктам, что требуется:

- Прежде всего, необходимо вынести на обсуждение сам феномен курдов, проанализировать, что говорят об этом явлении все круги, от отрицателей до тех, кто придерживается наиболее эмоционального подхода, и объединиться в определении, наиболее близком к истине.

- Не открывать существование курдов для обсуждения. Не сводить онтологическое для курдов к техническому вопросу.

- В основе всего лежит факт отрицания. Оно должно быть прекращено. Где есть отрицание, там есть и разрушение.

- Одной из главных причин курдского вопроса является отказ от политики. Страх перед демократической политикой должен быть преодолен.

- Захват экономических средств курдского народа и контроль над его экономической жизнью должны быть прекращены.

- Нам нужна не абстрактная, а «реальная демократия», которая решит социальные проблемы.

- Местная демократия, культура и язык — важнейшие основы всего.

- Это может показаться простым, но наказаниям «только за то, что ты курд» должен быть положен конец.

- Курды хотят иметь право быть похороненными. Да, это трагическое требование, но это та точка, до которой мы дошли.

- Курдский вопрос — это не проблема нации, это проблема прекращения существования нации.

- Курдский вопрос — это также вопрос капитализма. Потому что капитализм — это не экономика, а прежде всего форма власти.

- Если есть товарищество в борьбе и в организации, то должно быть и товарищество на родине.

- На прекращение огня нужно отвечать. Причины, по которым на них не реагируют, также должны быть объяснены.

- Необходимо преодолеть расплывчатые формулировки. С государственным языком, который оставляет в неопределенности, превращается в насилие, остается в тумане и является иррациональным, необходимо покончить.

- Учитывая глобальную конъюнктуру, единственным решением является демократизация республики.

- Следует признать, что нынешнее название курдского вопроса — «логика изоляции».

- Курды должны получить статус и писаный закон.

- Нельзя препятствовать работе и усилиям курдов по укреплению национального единства.

- Средства курдской борьбы не должны подвергаться террору.

К сказанному выше можно добавить еще сотни деталей.

Борьба продолжается, и противник в ней — менталитет, который не позволяет вести предметную дискуссию. И мы должны это сделать. От концепции до теории, от политики до социальной реальности и от нее до исторической оси — есть много вещей, которые должны быть поставлены на повестку дня. Думаю, настало время говорить об этом снова и снова.