Ярость в Иране: власти не могут решить проблему отравления школьниц

На этой неделе несколько иранских городов были вновь потрясены новой волной загадочных отравлений, жертвами которых стали в основном школьницы.

Новая волна газовых атак последовала за короткой передышкой во время иранских новогодних каникул, на время которых школы закрываются на две недели, начиная с конца марта.

По сообщениям оппозиционных изданий и некоторых государственных СМИ, в число городов, подвергшихся нападениям, вошли столица Тегеран, Карадж, Сагез, Санандадж, Керманшах, Урмия, Ошнавие, Шахиншахр, Тебриз, Хой и Амол.

Среди них больше всего пострадал Сагез, родной город 22-летней Махсы Амини, чья смерть в сентябре в застенках иранской полиции нравов вызвала антиправительственное восстание, в центре которого были права женщин и гражданские свободы, а протестующие в основном призывали к свержению правящей теократии.

В ответ на новую волну отравлений в Сагезе во вторник в городе начались повсеместные забастовки против «организованных химических атак», по данным базирующегося в Осло курдского правозащитного центра Hengaw, в то время как родители не пускали своих детей в школы, опасаясь за их безопасность.

В других местах на видеозаписях из Амола видно, как родители яростно спорят с чиновниками, включая священнослужителя, в местном департаменте образования.

Тем не менее, иранские чиновники придерживались объяснений, которые они давали с декабря. Заместитель министра внутренних дел Маджид Мир-Ахмади – генерал Корпуса стражей исламской революции – возложил вину за инциденты на студентов. «Было очень ограниченное число случаев, – сказал он в комментариях, опубликованных в понедельник консервативным информационным агентством Мехр. – Некоторые студенты изображали себя жертвами или озорничали, чтобы вызвать прекращение занятий».

За последние четыре месяца нападениям подверглись до 13 000 студентов. Перед лицом растущего общественного гнева президент Эбрахим Раиси поручил разведывательному аппарату и другим учреждениям начать расследование, результаты которого пока неизвестны.

Также было проведено отдельное расследование комитетом, в состав которого входят некоторые члены парламента. Один из этих законодателей, Мохаммад Хоссейн Асафари, заявил в понедельник агентству новостей ISNA, что разведывательные организации по-прежнему не знают, в чем корни проблемы. Он отметил, что арестованные в феврале и марте не были главными подозреваемыми.

В то же время, во вторник прореформаторская газета «Этемад» в пространной статье раскритиковала власти за то, что они не подготовили всеобъемлющий отчет об этих инцидентах.

Неспособность адекватно решить эту проблему, похоже, только усугубила уже существующее общественное недовольство, породив многочисленные спекуляции в социальных сетях, причем многие указывают пальцем на правительство или, по крайней мере, на поддерживаемых правительством сторонников жесткой линии.

Наиболее распространенной среди иранцев является теория о том, что этими нападениями государство хочет запугать школьниц или наказать их, поскольку они были в авангарде недавнего восстания, выражая свое неповиновение сжиганием головных платков, а также портретов верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.