Арабский законодатель прокладывает новый курс в израильской политике

Мансур Аббас, глава арабского списка (партия Раам), направил израильскую политику в новое русло.

Ни один арабский политик до сих пор не оказывал такого влияния на израильскую политику, как он. Благодаря своей звездной игре в качестве посредника и организатора сделок, а также готовности высказывать свое мнение, он сейчас находится в центре внимания.

Израиль был и остается националистическим режимом. Но правительство зависит от арабских законодателей и идет на компромиссы в арабском вопросе. Деятельность Аббаса демонстрирует, какой могла бы быть роль прокурдской Демократической партии народов (ДПН) в рамках широкой политической коалиции, которая имеет шансы прийти на смену режима Эрдогана после выборов 2023 года.

***

Его восхождение началось, когда Аббас вошел в израильскую коалиционную политику – впервые для арабского законодателя. Он сразу же стал игроком, учитывая крошечный перевес голосов правящей коалиции в израильском парламенте – Кнессете.

Арабские граждане Израиля составляют более 20 процентов, или около 1,9 миллиона человек из 9 миллионов граждан Израиля. Тем не менее они в основном находились на обочине израильской политики. Это устраивало правые и центристские партии Израиля, которые практически игнорировали арабские партии.

Но Аббас понял, что у арабских законодателей есть шанс. И, как ни странно, именно бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху (Биби) впервые в этом году показал путь в этом направлении, заручившись поддержкой арабских избирателей в Назарете и других арабских городах и поселках под прозвищем «Абу Яир» («отец Яира» по-арабски).

В шатком мире израильской политики Аббас внезапно обрел власть. Он постоянно находился на прямой связи с Биби, поскольку премьер-министр пытался переманить Аббаса на свою сторону, несмотря на сопротивление и недоверие со стороны членов «Ликуда» (партия Нетаняху) и других правых партий. Но в итоге Аббас объединился с коалицией лидера партии «Правые» (Ямина) Нафтали Беннета и председателя центристской партии «Есть будущее» (Еш Атид) Яира Лапида, чтобы сместить Нетаньяху с поста премьер-министра, – коалицией, набравшей всего 60 голосов в 120-местном израильском парламенте. Это был очень смелый шаг для одного из четырех членов «Раама».

Следующим решающим моментом – «сделай или умри» – для альянса должно было стать голосование по бюджету в этом месяце. Нетаньяху, низведенный до роли лидера оппозиции в Кнессете, где его партия «Ликуд» имеет 29 мест, больше, чем любая другая партия, приложил все усилия, чтобы отобрать одного из двух правых депутатов из партии Беннета (у которой семь членов Кнессета). Как пишет израильский политический обозреватель Бен Каспит, в рамках своей 2кампании возвращения» Нетаньяху отказался от прежних попыток привлечь Аббаса, вместо этого воскресив старое обвинение в том, что «Раам» связан с Исламским движением сопротивления («Хамас»).

Но правящий альянс устоял при поддержке «Раама», и бюджет был принят 5 ноября, что стало большим достижением, учитывая разнообразие коалиции, которая до голосования, как пишет Каспит, казалось, была согласна только на то, чтобы не допустить Биби Нетаньяху к власти.

Аббас не был сторонним наблюдателем в переговорах по бюджету. Он добился таких достижений, как пятилетний план социально-экономического развития арабских общин (9,6 млрд долларов), национальный план борьбы с преступностью и насилием в арабских общинах (800 млн долларов), создание нового бедуинского города в Негеве и признание трех бедуинских деревень, как сообщает Афиф Абу Муч.

Аббас, похоже, чувствует себя спокойно в центре бури. 9 ноября израильские СМИ запестрили сообщениями о его встрече в Аммане с королем Иордании Абдаллой. Аббас похвалил короля за его позицию по палестинскому вопросу, поддержав решение о двух государствах в границах до 1967 года и статус-кво в Иерусалиме.

Нетаньяху, предчувствуя очередной политический подарок, обвинил премьер-министра Беннета в том, что тот «продал Израиль на распродаже», разрешив встречу и включив Аббаса в свое правительство. «Эта новость стала большим конфузом для Беннета, который часто подчеркивал, что, согласно коалиционному соглашению, Аббас будет заниматься исключительно гражданскими делами», – пишет израильская журналистка Мазаль Муалем.

Однако на следующий день после встречи с королем Аббас еще больше углубился в вопрос о статусе Иерусалима, заявив, что Соединенные Штаты уже признали Иерусалим столицей Израиля, поэтому было бы уместно уравновесить ситуацию. Если этот шаг будет способствовать установлению мира, то тем лучше.

Эти замечания еще больше обеспокоили Нафтали Беннета и его партнера по коалиции, министра иностранных дел и альтернативного премьер-министра Яира Лапида, которые выступили единым фронтом против открытия США палестинского консульства в Иерусалиме, как заявила администрация Байдена.

Разрыв между арабскими избирателями и правительством остается большим. В Иерусалиме палестинские семьи в Шейх-Джаррахе демонстрируют «новый дух неповиновения, который наблюдается в разных частях оккупированных территорий», сообщает Дауд Куттаб. Израильские власти также снесли бульдозером часть исторического мусульманского кладбища возле мечети Аль-Акса, а расширяющиеся [еврейские] поселения у аэропорта Иерусалима еще больше нагнетают напряженность в городе.

Тем не менее Аббас оседлал волну необычного влияния как в израильской политике, где он удерживает власть в качестве члена хрупкой правящей коалиции, так и, все чаще, в более широких арабо-израильских и палестинских вопросах, делая ставку на обсуждение вопроса об Иерусалиме.

«Главными бенефициарами событий последних недель являются Аббас, который только что повысил свой политический статус как в Израиле, так и в арабских странах, – заключает Муалем, – и [израильские] правые, у которых появилась возможность подорвать правительство».