Турция

Шведскому журналисту Йоакиму Медину в Турции дали срок за «оскорбление» Эрдогана

Журналист Йоаким Медин приговорен турецким судом к 11 месяцам и 20 дням условного срока за «оскорбление» Эрдогана. Он остаётся под стражей по другому делу, связанному с терроризмом.

Суд в Анкаре приговорил шведского журналиста Йоакима Медина, сотрудничающего с Ассоциацией изучения СМИ и права (MLSA), к 11 месяцам и 20 дням лишения свободы по обвинению в «оскорблении президента Турции». Однако в тот же день суд отменил приговор, постановив освободить журналиста по данному делу. Тем не менее Медин остаётся под стражей в связи с другим расследованием, в рамках которого ему инкриминируется «пропаганда терроризма» и «участие в деятельности террористической организации».

Слушания по первому делу проходили в 79-м уголовном суде первой инстанции Анкары. Сам Медин выступал по видеосвязи из тюрьмы Мармара, где он находится в заключении. Его интересы в суде представляли турецкие адвокаты Вейсел Ок, Хазал Сюмели и Батыкан Эркоч.

Судебный процесс вызвал международный резонанс: на заседании присутствовали депутат Европарламента Йонас Сьёстедт, член шведского парламента Ульрика Вестерлунд, посол Швеции в Турции Малена Мард, а также представители международной организации «Репортёры без границ» (RSF), Турецкого союза прессы DİSK Basın-İş, Ассоциации турецких журналистов и самой MLSA.

Во время заседания возникли сложности с переводом: в ходе первоначальной процедуры опознания обвиняемого, по словам адвокатов, перевод был неточным, в связи с чем юрист Батыкан Эркоч был вынужден взять на себя функции переводчика прямо из зала видеосвязи.

В своем заявлении перед судом Медин подчеркнул, что до момента заключения не был ознакомлен с обвинительным заключением и узнал о его содержании лишь после помещения в тюрьму. Его адвокаты подтвердили, что администрация тюрьмы не предоставила клиенту документы в установленном порядке.

Журналист также пояснил, что причиной преследования стали две его публикации, подготовленные для шведской аудитории, в которых он анализировал реакцию турецкой общественности на процесс вступления страны в НАТО. Медин заявил, что не участвовал в протестной акции, упомянутой в обвинении, не имел отношения к выбору иллюстрации, использованной в статье, и что все редакционные решения принимались редакцией издания.

«Я прибыл в Стамбул всего на выходные, — рассказал Медин. — При задержании у меня не было адвоката или переводчика. Мне пришлось использовать Google Translate, чтобы хоть как-то понять, что говорят сотрудники полиции. О сути обвинений я узнал уже в тюрьме».

В своей речи в суде журналист отверг обвинения в намеренном оскорблении президента Турции, подчеркнув, что придерживается принципов журналистской этики.

«Я не ставил цели кого-либо оскорбить. С точки зрения профессиональной этики, унижать достоинство человека — недопустимо. Президент Эрдоган — политический деятель, который руководит страной уже более 20 лет. Его деятельность имеет важное значение для общественности и потому является предметом журналистского анализа», — заявил он.

По делу об «оскорблении президента» суд в итоге принял решение освободить журналиста, но он остаётся в заключении в связи с продолжающимся следствием по более серьёзным обвинениям. Сторона защиты намерена обжаловать действия следствия и требует соблюдения прав на справедливое судебное разбирательство.