Вода в Евфрате снизилась до катастрофического уровня

«Мы находимся в центре катастрофы», – сказа директор плотины Тишрин, описывая кризис, который Турция вызвала искусственным сокращением воды, поступающей из русла реки Евфрат на сирийские территории.

Четыре месяца назад Турция начала искусственно снижать уровень воды, поступающих из русла реки Евфрат на сирийские территории. Это привело к большой катастрофе, которая коснулась миллионов людей, живущих на берегах реки и зависящих от нее во многих аспектах жизни.

С 27 января Турция стала перекачивать воду из реки Евфрат на сирийские территории со скоростью 200 кубометров воды в секунду, хотя соглашение о совместном пользовании водными ресурсами, достигнутое Сирией с Турцией, предусматривает, что подача воды из Евфрата в Сирию должна составлять не менее 500 кубометров в секунду.

Непрерывный и резкий спад уровня воды в реке Евфрат

Цифры, полученные нашим информационным агентством, показывают масштабы великой катастрофы, которую Турция вызвала искусственным снижением уровня воды в реке Евфрат, поскольку процент снижения уровня озера плотины Евфрата, самого большого в Сирии, достиг почти 6 метров.

Озеро плотины Евфрат, одной из трех плотин, установленных на Евфрате, ежедневно теряет один сантиметр своих водных запасов.

В связи с этим заместитель директора плотины Тишрин Джихад Байрам заявил, что подача воды из Евфрата сократилась на четверть от согласованного объема, так как с конца января до них доходит только около 200 кубометров воды в секунду.

Джихад Байрам объяснил, что снижение уровня воды в озерах вызвало увеличение часов нормирования электроэнергии, поскольку турбины на плотине Тишрин работают всего 8 часов.

Что касается ситуации в озере плотины Евфрат, то Джихад Байрам говорит, что им пришлось продолжать вырабатывать электроэнергию и черпать воду через оросительные каналы, что привело к резкому снижению уровня озера плотины Евфрата.

Естественный уровень озера плотины Евфрат составляет 304 метров над уровнем моря, а сейчас уровень снизился до 298,50 метров.

В Тишринской плотине естественный уровень воды достигал 325,50 метра над уровнем моря, в настоящее время он снизился до 321,31 метра. Если будет зарегистрировано снижение еще на один метр, плотина выйдет из строя.

В настоящее время эксплуатируются только две из 6 турбин на плотине Тишрин, каждая турбина обычно имеет мощность 105 мегаватт, но из-за низкого уровня воды две турбины работают мощностью всего 70 мегаватт.

Джихад Байрам также говорит, что если плотина будет работать с полными турбинами в течение двух дней подряд, то они достигнут красной линии, а значит, что она полностью перестанет работать. Но сейчас уровень сохраняется настолько, насколько это возможно, чтобы не достичь критической отметки.

Безопасность водных ресурсов находится под угрозой

В свою очередь инженер Хаммуд Хамадин сказал: «Плотины работают для обеспечения безопасности водных ресурсов граждан. Однако в настоящее время мы теряем эту безопасность. Первый аспект заключается в том, что уменьшение озер по вертикали и горизонтали привело к уменьшению объема водохранилища, в то время как отсутствие этого водохранилища и слабость потока в результате остановки плотины в течение непрерывного 16-часового периода приводят к увеличению загрязнения воды из-за отходов, промышленных и сточных вод, которые сбрасываются в русло реки».

Хаммуд Хамадин также предупредил об опасности для окружающей среды, которую это может представлять: существует угроза заболеваний, загрязнения в свете распространения пандемии коронавируса, которая будет угрожать жизни 5 миллионов сирийцев из-за отсутствия воды.

Он добавил: «Загрязнение воды – это не единственная проблема. Труднодоступность получения воды – это, по сути, еще одна проблема, связанная с тем, что станции очистки и фильтрации воды тоже выходят из строя».

Приоритет – питьевая вода

Инженер Хаммуд Хамадин сказал, что питьевая вода сейчас более необходима, чем электричество, потому что вода незаменима, и для поддержания достаточного количества воды в озерах для обеспечения питьевой и оросительной воды руководство плотины сочло необходимым изменить программы нормирования всякий раз, когда уровень воды достигает определенный отметки.

Хаммуд Хамадин не исключает сокращения часов выработки электроэнергии в связи с продолжающимся снижением уровня воды в Евфрате. Он говорит по этому поводу: «Мы находимся на серединной отметки катастрофы».

Сельское хозяйство также ожидает катастрофа

В течение последних месяцев регион страдал от беспрецедентной засухи, которая нанесла большой ущерб зимнему сельскохозяйственному сезону, поскольку в нескольких районах северо-восточной Сирии наблюдался провал сезона посева и отсутствие выращивания богарных культур из-за засухи.

Что касается орошаемых культур, то в этом плане тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий зависят от реки Евфрат. Так, спад уровня воды в реке Евфрат создал много трудностей для фермеров в северо-восточной Сирии.

Однако по мере того, как вода в Евфрате продолжает отступать, многие фермеры воздерживаются от летних посадок, опасаясь нехватки воды, электричества и потерь, которые поставят регион перед продовольственным кризисом в ближайшие дни.

Фермеры и значительная часть населения уже начали терять свои повседневные средства к существованию, поскольку разрушительные последствия снижения уровня воды в реке Евфрата для жизни в северо-восточной Сирии были заведомо очевидны.

Водоснабжение не покрывает необходимых потребностей жителей

Хаммуд Хамадин продолжил: «Процент водных ресурсов составляет 200 кубических метров воды в секунду, но потребление составляет 25 кубометров для питьевой воды, 75 кубических метров для испарения, не приносящего никакой пользы, и от 140 до 160 кубических метров для орошения.

Следовательно, потребление составляет от 240 до 260 кубометров в секунду, и это приводит к истощению запасов озер, поскольку водоснабжение из Турции не покрывает необходимых потребностей жителей».

Администрация плотин вынуждена вырабатывать нормировано электроэнергию для обеспечения водоснабжения. Хаммуд Хамадин сказал: «У нас есть насосные и фильтровальные станции, но где у нас есть электричество для обеспечения водоснабжения? Здесь мы начали истощать запасы озер, чтобы обеспечить себя электричеством».

Ущерб для домашнего скота

Из-за невозможности фермеров заниматься сельским хозяйством в свете нехватки воды и электричества, а также из-за проблем с водоснабжением и продовольственной безопасностью, в секторе животноводства также начал проявляться кризис, поскольку в районах северо-восточной Сирии в настоящее время наблюдается безумный рост цен на корм, а в ответ – резкое снижение цен на скот.

Заводчики теперь продают свой скот по самым низким ценам. Хаммуд Хамадин продолжил: «Мы теряем скот, продовольственную безопасность и летнее сельское хозяйство. Одновременно с этим мы стараемся изо всех сил бороться за поддержание водной безопасности в регионе».