Вековая история химических атак в Курдистане
Курдистан по сей день служит ареной для совершения военных преступлений – за последние сто лет страна неоднократно подвергалась химическим атакам.
Курдистан по сей день служит ареной для совершения военных преступлений – за последние сто лет страна неоднократно подвергалась химическим атакам.
История полна жестокостей, совершённых господствующими государствами над беззащитными народами. Использование химического оружия представляет собой одну из самых серьёзных угроз человечеству.
С развитием химической индустрии применение химического оружия стало распространённым средством уничтожения народов.
Чтобы предотвратить использование химического оружия, были введены соответствующие законы, а также созданы организации и структуры. К сожалению, мы до сих пор являемся свидетелями применения химического оружия, поскольку эти организации и структуры не выполняют возложенных на них обязанностей. В особенности, когда речь идёт о курдах.
Столетняя история химических атак массового истребления в Курдистане
Курдистан – одна из стран, которые постоянно подвергаются зверствам со стороны государств, преследующих свои интересы. Массовое истребление курдского народа при помощи химического оружия началось ещё в 1920 году. Курдистан, который был разделён на четыре части, стал ареной для политического произвола и военных преступлений со стороны различных государств.
В середине 20-х годов войска Великобритании в целях подавления сопротивления Шех Махмуда Берзенджи в Сулеймании уничтожили от 5 до 10 тысяч курдов, используя устройства с ядовитым газом, сброшенные с военных самолётов. В 1937-1938 годах во время геноцида в Дерсиме в результате применения турецкой армией ядовитого газа погибло 70000 человек. 16 марта 1988 года войска режима Саддама совершили химическую атаку на город Халабджа, находящийся в южном Курдистане вблизи иранской границы. В результате этой атаки погибло не менее пяти тысяч человек, большинство из которых составляли женщины и дети. В новейшей истории это событие получило название «массового истребления в Халабдже».
Отчёты, содержащие сведения о применении Турцией химического оружия
В отчёте под названием «Доказательства применения химического и биологического оружия во время вооружённого конфликта в Турции», изданном Ассоциацией по правам человека (АПЧ) 26 августа 2011 года, говорится, что 437 членов РПК погибли от химического оружия, которое применялось 46 раз во время ожесточённого военного конфликта в период с 1994 по 2011 годы.
В ходе военных действий в регионе Африна в 2018-2019 годах от химического оружия пострадали десятки людей, включая женщин и детей. Об этой химической атаке сообщалось в отчётах ООН.
Также выяснилось, что турецкая армия использовала химическое оружие в ходе своих нападений на регионы Запа, Метины и Авашина в южном Курдистане, начатых 23 апреля 2021 года. Об этой химической атаке сообщалось в британской газете «Morning», где также были опубликованы фотографии бойцов РПК, потерявших в результате атаки жизнь, и ряд интервью с представителями АОК.
Более того, согласно сообщениям пресс-центра Народных сил самообороны (НСС), за последние пять месяцев турецкая армия осуществила 138 химических атак, которые послужили причиной гибели множества бойцов НСС. 4 сентября в результате химической атаки на деревню Хироре пострадала целая семья. Иракское отделение Христианских миротворческих групп сообщило, что химическая атака нанесла серьёзный ущерб здоровью членов этой семьи.
Согласно поступившим недавно сообщениям, турецкая армия продолжает использовать запрещённое оружие.
Женские организации, политики, писатели и юристы выразили протест против использования Турцией химического оружия, призывая Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) принять меры. Во всех частях мира регулярно делаются заявления и проводятся акции протеста против использования Турцией запрещённого оружия.
Почему ОЗХО хранит молчание
Самым крупным препятствием на пути решения проблемы разоружения является несостоятельность международных организаций. Особенно, когда дело касается курдов.
ОЗХО упорно не реагирует на призывы неправительственных организаций, включая НСС и АОК, приступить к расследованию использования турецкой армией химического оружия в Курдистане.
Отношения между ОЗХО, головной офис которой находится в Гааге, Нидерланды, и Турцией подверглись критике ещё в октябре 2019 года – сразу же после вторжения Турции на территории Гре Спи и Сарекание. Стало известно, что посол Турции в Нидерландах Шабан Дишли пожертвовал ОЗХО 30000 евро в то время, когда стали поступать заявления о применении Турцией химического оружия против гражданского населения в ходе этой атаки.
ОЗХО призвано накладывать запрет на применение всех видов химического газа, включая слезоточивый газ, применяемый полицией при разгоне массовых мероприятий, в закрытых помещениях, таких, например, как боевые туннели. Однако после захватнического нападения турецкой армии на Гаре, совершённого с 10 по 13 февраля 2021 года, министр Национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что турецкая армия прибегала только к использованию слезоточивого газа. ОЗХО не провело никаких расследований относительно достоверности информации, представленной в заявлении Акары.