Юрист Турхалли: изоляция противоречит турецкой конституции и праву

Абдулла Оджалан все еще находится в изоляции в своей островной тюрьме. Юрист Джамиля Турхалли объясняет, каким образом эта ситуация противоречит конституции Турции и международному праву.

Национальный лидер народа курдов продолжает оставаться в изоляции в тюрьме на Имралы. Политические заключенные в тюрьмах Турции и северного Курдистана голодают уже 169-й день кряду, требуя прекращения изоляции Оджалана и прекращения правонарушений во всех тюрьмах.

Юрист Джамиля Турхалли побеседовала с ANF о годах изоляции Оджалана, несовместимости этого режима с турецким и международным правом и протестной голодовке:

«К заключенным, которым был вынесен приговор, применяется больше ограничений, нежели к тем, кто находится в предварительном заключении, но и первым законодательство о тюрьмах позволяет возможность ежедневных встреч с адвокатами и еженедельных визитов родственников. Ввиду того факта, что конституционный суд нашел нарушения прав г-на Оджалана, мы столкнулись с практикой, когда турецкое государство противоречит не только собственной конституции, но и подписанным им самим международным договорам. Более того, оно идет против собственного конституционного суда, поддержавшего конституционную жалобу по этому делу».

Говоря о том, что министерство юстиции одобрило изоляцию, Турхалли заявила: «Мы видим, как правительственный орган принимает решения и занимает позицию, противоречащую собственным законам и постановлениям суда. Официальная практика также вступает в противоречие с антидискриминационными законами. Фактически, суды должны быть едины для всех. Любой закон, не применяющийся равно к каждому, демонстрирует дискриминацию.

С другой стороны, г-н Оджалан постоянно работает над поиском решения курдского вопроса не военными средствами, а путем мирного диалога всех сторон. Во время периода, известного как «процесс мирного урегулирования», предложенные решения обсуждались правительством. Однако это заставляло очень сильно нервничать определенные круги, предпочитающие войну. Теперь мы можем видеть, что правительство фактически действует в союзе с этими кругами».

«Турция не исполняет своих обязательств как член Совета Европы»

Как считает Турхалли, изоляция нарушает не только турецкое право. Международное право и обязательства, каковые появились после подписания международных договоров, также нарушены: «Европейский комитет по предупреждению пыток (КПП) – внесудебный орган, основанный в 1987 году. Его решения считаются рекомендательными. В соответствии с лежащей в его основе конвенцией КПП может встречаться с людьми, чья свобода была ограничена государственными мерами во время своих визитов на территорию государств-членов, чтобы расследовать злоупотребления.

После каждого визита КПП готовит доклад, основанный на его находках и предположениях, который публикуется с одобрения страны-члена. Как член Совета Европы, Турция фактически признала опубликованные решения обязывающими. Однако и в данном случае мы снова видим, как Турция не способна исполнить фундаментальные правовые обязательства члена Совета Европы».

«Если Турция будет исполнять собственные законы, эти правонарушения прекратятся»

Турхалли прокомментировала ситуацию так: «Запрет на пытки и жестокое обращение – одно из прав человека, которое не допускает никаких отступлений. В своем докладе КПП призывает прекратить эту практику и озаботиться соблюдением прав в этой части. Важно понимать, что КПП публикует обнаруженную им информацию и свои предложения, а не решения. Потому нет международных санкций в отношении стран, не применивших этих предложений и продолжающих нарушать закон. Но если бы Турция исполняла собственные законы и применяла их на равных основаниях, эти правонарушения прекратились бы».

«Изоляция – нарушение запрета на пытки»

Юрист подчеркнула: «Изоляция в целом рассматривается как злоупотребление и, таким образом, является нарушением запрета на пытки. Если заключенному отказывают во встречах с адвокатом, то это является серьезным правонарушением. Гарантированные конституцией законные права должны исполняться властями на всех уровнях. Нельзя забывать, что, если бы власти исполняли свои обязательства, это дало бы новую возможность вернуться к идеям и приоритету мира, предложенным во время мирного процесса г-ном Оджаланом. Протестная голодовка заключенных – выражение этого мнения, предназначенное для властей.

Заключенные заняли политическую позицию, начав протестную голодовку. Этот кризис можно преодолеть, фокусируясь на незаконности условий, ведущих к такому опасному для психологического и физического состояния действию. Если требования заключенных не распространяться на их собственную ситуацию, но относятся к праву, определенному конституционно и в политическом контексте, тогда условия, приведшие к текущей ситуации, должны быть немедленно устранены. Существующее требование состоит в том, чтобы Турция исполняла собственное конституционное право и свои внутренние законы, не дискриминируя [никого] на основании политических взглядов или идентичности».