Расследование в отношении депутатов ДПН

Прокурор Анкары в спешке начал расследование в отношении депутатов ДПН (Демократической партии народов) Худы Кая и Омера Фарука Гергерлиоглу. Поводом для критики со стороны депутатов ДПН стала бомбардировка турецкой армией лагеря для военнопленных.

Генеральная прокуратура Анкары в спешном порядке начала расследование в отношении Худы Кая и Омера Фарука Гергерлиоглу. Два депутата от ДПН обвиняются в нарушении так называемого пункта о «турецкости». Поводом для высказанной ими критики стала бомбардировка турецкой армией лагеря для военнопленных в партизанском районе Гаре Южного Курдистана. Вторжение в Гаре, начатое в среду, было остановлено рано утром в воскресенье. Тамошний лагерь, где содержались военнопленные, принадлежащие к турецким силам безопасности, – сотрудники турецкой разведки, солдаты и полицейские – в течение трех дней подвергался интенсивным бомбардировкам турецкой армией как с воздуха, так и с земли. В то время как турецкое правительство и проправительственные СМИ развязали кампанию дезинформации о вторжении в Гаре, распространяя сообщение о том, что «тринадцать турецких граждан» были «истязаемы» выстрелами в голову и плечо, командование Народных сил самообороны объявило сегодня, что причиной смерти военнопленных стал приказ министра обороны Турции Хулуси Акара.

HСС: атака, направленная на уничтожение военнопленных

В соответствующем заявлении командования HСС говорилось: «Лагерь подвергся интенсивной бомбардировке с воздуха в пять часов 10 февраля. За этим последовала наземная атака, в которой были использованы все виды военной техники. Чтобы обезопасить себя и пленных, наши силы, находящиеся в обстреливаемом лагере, дали необходимый ответ оккупантам и эффективно отразили их атаку. После этого удара турецкая оккупационная армия немного отступила. Хотя было известно, что там есть заключенные, лагерь снова подвергся интенсивной бомбардировке истребителями. Обстрел, продолжавшийся три дня, и ожесточенные бои внутри и за пределами лагеря привели к гибели некоторых захваченных нами членов турецкой разведки, солдат и полицейских. То, что никто не выдержит такого ожесточенного нападения, ясно любому, кто обладает базовыми военными знаниями. Атака была направлена ​​не на освобождение военнопленных, а на их уничтожение. Единственный человек, ответственный за смерть этих людей – Хулуси Акар. Он отдал приказ о такой атаке».

Худа Кая: государство искажает правду

Депутат Худа Кая с возмущением отреагировала на организованную государством кампанию дезинформации, обвинив власти в искажении правды. «Семьи этих пленных солдат приходили к нам десятки раз и вели переговоры с нашей партией. Но всякий раз, когда мы говорили о мире, они [правительство] продолжали нападать. Теперь, после того как Турция разбомбила лагерь и прекратила атаки, потому что смерть [военнопленных] была установлена, те, кто сказал «да» этим военным приказам, оплакивают мертвых сегодня», - написал Кая в Twitter.

Гергерлиоглу также раскритиковал турецкую военную операцию в Гаре в Twitter. Оба депутата также указали на несколько предыдущих инициатив по освобождению и безопасному возвращению военнопленных, на которые Анкара не отреагировала. «Если бы сохранялась атмосфера мира, эти люди были бы живы», – сказал Гергерлиоглу.

Несколько инициатив по освобождению военнопленных

Фактически, в прошлом было множество инициатив по освобождению турецких солдат и полицейских, захваченных партизанами. Обычно такие инициативы организовывались  Ассоциацией по правам человека (АПЧ). АПЧ также взяла на себя инициативу в случае с тринадцатью турецкими государственными служащими, предположительно погибшими в результате авиаудара по Гаре, но в конечном итоге они безрезультатно обращались к правительству. В мае 2019 года письма, написанные военнопленными, были переданы в Ассоциацию прав человека для передачи их семьям. В них некоторые солдаты выразили обеспокоенность по поводу бомбардировок территории вокруг лагеря турецкими военно-воздушными силами, но также выразили разочарование в связи с отсутствием приверженности правительства их освобождению. Получая и передавая письма, пострадавшие семьи также встречались с депутатами ДПН. «Государство оставляет без ответа наш призыв о помощи», – жаловались тогда пострадавшие.

Расследование по статье 301

Расследование в отношении Кая и Гергерлиоглу было начато на основании статьи 301 Уголовного кодекса Турции. До 2008 года статья 301 по-прежнему регулировала «оскорбление турецкости», но под давлением ЕС закон подвергся реформе. Устаревшая версия теперь гласит: «Тот, кто публично унижает турецкую нацию, государство Турецкой Республики, Великое Национальное собрание Турции, правительство Турецкой Республики и государственные судебные органы, должен быть наказан тюремным заключением от шести месяцев до двух лет».

Эффективный инструмент против оппозиции

Оппозиционеры и неугодные интеллектуалы неоднократно привлекались к суду в Турции за якобы пренебрежительное отношение к турецкости с целью ограничения свободы слова и основных прав. Грант Динк, армянский журналист, убитый в Стамбуле в 2007 году, был первым, кого обвинили в «оскорблении турецкости» и приговорили к условному наказанию. Его сын Арат Динк также был обвинен в подобном правонарушении. Адвокат и правозащитник Эрен Кескин, вероятно, наиболее часто обвинялся в Турции на основании данной спорной статьи.