В 2007 году парламент Турции впервые принял резолюцию об отправке войск в Ирак. Это решение продлевалось шесть лет подряд. Через год после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году было впервые опубликовано предложение об отправке войск в Сирию. Это предложение также регулярно продлевалось еще на один год. В 2014 году новая резолюция также подтвердила развертывание войск в Сирии и Ираке. В последний раз это предложение было продлено с 7 октября 2020 года по 30 октября этого года.
Эти ходатайства всегда продлевались на один год после их опубликования.
Впервые в этом году срок действия ходатайства был продлен два года, до октября 2023 года.
Благодаря голосам ПСР (Партии справедливости и развития), ПНД (Партии националистического движения) и партии IYI (Хорошей партии) парламент Турции продлил мандат на проведение иностранных операций в Сирии и Ираке на два года. Против этого выступили ДПН (Демократическая партия народов), HPП (Народная республиканская партия), РПТ (Рабочая партия Турции) и ДПР (Демократическая партия регионов), депутаты которых проголосовали против этого предложения. Против этого также выступили политические партии, не представленные в парламенте и неправительственные организации.
Сопредседатель ДПН Первин Булдан назвала мандат «продолжением войны и оккупации». На заседании парламентской группы ДПН она описала это решение, как направленное против курдов и предназначенное для того, чтобы поддержать исламистские группировки, таким как ИГИЛ и «Фронт Ан-Нусра». Она прокомментировала это решение следующим образом:
«При помощи этого мандата правительство хочет предотвратить начало мирного процесса в Сирии. Конфликты и вытекающие из них перемещения беженцев должны продолжаться, чтобы извлечь из них выгоду. В этом и заключается цель данного мандата».
Она также отметила, что разрешение на иностранные миссии в Сирии и Ираке ранее продлевалось только на год, и добавила:
«По-видимому, правительство опасается, что через год парламентской группы ПСР больше не будет. Оно само видит, что его уход приближается, и хочет сохранить свою военную политику до 2023 года».
В преддверии голосования ДПН призвала оппозиционные партии не предоставлять президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану еще один военный мандат и положить конец «кровавому циклу насилия». Многочисленные организации гражданского общества также высказались против этого предложения.
Пресс-секретарь ДПН Эбру Гюнай объяснила на пресс-конференции:
«Мандат – это тактика продления жизни ПСР посредством политики войны, хаоса, враждебности и поляризации общества. Это усилия правительства, которое втягивает страну в нищету, кризисы и крах. Вот какова основа и содержание законопроекта, внесенного в парламент. По этой причине мы все предостерегали народ Турции от этой игры, а также призывали демократические партии и оппозицию не становиться инструментом этой грязной политики правительства».
Гюнай отметила значение голосов оппозиционной партии, поданных против этого предложения для демократии в Турции, заявив:
«Мы возражаем и выступаем, не только против военной политики ПСР, но и против творимого ею уничтожения оппозиции посредством войны».
Турецкие вторжения и оккупация уже были осуждены Европейским парламентом
В своей резолюции от 11 марта 2021 года «О сирийском конфликте – через 10 лет после восстания» Европейский парламент констатировал:
«Турция осуществляет прямое вмешательство в Сирию с 2016 года с целью оккупации северных районов страны, преимущественно состоящих из анклавов, населенных сирийскими курдами, в нарушение международного права, в том числе путем вторжения в октябре 2019 года на территории, контролируемые Силами демократической Сирии (СДС).
Европарламент призывает Турцию вывести свои войска из северной Сирии, которую она незаконно оккупирует без какого-либо мандата ООН; осуждает незаконные переводы Турцией сирийских курдов из оккупированной северной Сирии в Турцию для задержания и судебного преследования в нарушение международных обязательств Турции по Женевским конвенциям; настоятельно призывает, чтобы все задержанные сирийские граждане, которые были переведены в Турцию, были немедленно репатриированы на оккупированные территории в Сирии; обеспокоен тем, что продолжающиеся перемещения Турции могут привести к «этнической чистке» сирийского курдского населения; подчеркивает, что незаконное вторжение и оккупация Турции поставили под угрозу мир в Сирии».
Турцию обвинили в применении химического оружия в северном Ираке (южный Курдистан)
Неоднократно публиковалась информация, что в ходе продолжающегося вторжения в северный Ирак Турция применяет химическое оружие. Применение химического оружия является военным преступлением и нарушением международного права.
В июне 2021 года депутат Европарламента Малин Бьорк, представитель Шведской Левой партии, подала письменный запрос Европейскому парламенту об ответах ЕС на сообщения о нападениях; но в октябре Высокий представитель/вице-президент Джозеп Боррелль ответил, сказав:
«(…) Однако никаких сообщений о подтвержденных химических атаках представлено не было».
Международные органы требуют независимых доказательств, но именно они в состоянии получить эти доказательства. Призывы к расследованию, которое могла бы провести Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) множатся – от международных женских организаций, от интеллектуалов южного Курдистана, от арабских интеллектуалов. Обращение более ста депутатов, писателей и активистов из южного Курдистана поясняет:
«Как иракские курды, мы и раньше становились жертвами химического оружия. За период 1986-1990 годов мы потеряли почти 10 000 наших людей. Наш народ все еще страдает от осложнений, связанных с этим оружием. Теперь Турция совершает те же зверства на наших землях».
22 октября Гекай Акбулут, депутат от Левой партии в Бундестаге, заявила в парламентском вопросе, что правительству Германии известно о применении Турцией химического оружия в Иракском Курдистане. Она задается вопросом: «Как Турция могла получить это оружие?»
Также итальянский парламентарий Эрасмо Палаццотто представил парламентский вопрос о применении турецким государством химического оружия против курдов. Палаццотто заявил, что химическое оружие широко применялось в Метине, Запе и Авашине во время нападений, которые продолжаются в южном Курдистане с 23 апреля 2021 года, и добавил, что теперь это «подчеркивает опасность неустойчивого сценария» развития ситуации в Курдистане.
Депутат от ДПН Фелекнас Уджа подала парламентский запрос относительно применения турецким государством химического оружия.
«Соответствуют ли действительности утверждения о применении Турцией химического оружия на территории регионального правительства Курдистана, содержащиеся в сообщениях СМИ? Было ли проведено какое-либо соответствующее исследование в связи с этими утверждениями, ведь подобное применение является военным преступлением с точки зрения международного права? Потому что Женевский протокол 1925 года запрещает применение химического и биологического оружия на войне».
Комиссия ЕС описывает Турцию как «оккупирующую державу»
Впервые в докладе Комиссии ЕС по Турции Турция описывается как «оккупирующая держава» на северо-востоке Сирии (Рожава) и на севере Ирака (южный Курдистан).
Турция находится в Сирии и Ираке вопреки международному праву и законам о правах человека и совершает преступления против человечности. Этот военный мандат поддерживает сохранение Турции в качестве «оккупирующей державы», а вместе с этим и продолжение преступлений турецкого правительства против человечности.
Международное право требует всеобщего уважения, и те, кто не соблюдает его, должны быть привлечены к ответственности. Все международные организации должны обеспечить, чтобы это произошло.
Настаивание на соблюдении прав человека и верховенстве закона – это именно то, что делает ДПН, несмотря на все репрессии и нападки.
Текст впервые появился на веб-сайте ДПН Europe 28 октября 2021 года.