Турецкий парламент продлил мандат на проведение иностранных операций в Сирии и Ираке на два года. Благодаря голосам Партии справедливости и развития (ПСР), Партии националистического движения (ПНД) и «Хорошей партии» президент Тайип Эрдоган получил право до 2023 года принимать решения о «пределе, масштабах, количестве и сроках» развертывания турецких войск для военных операций в двух соседних странах.
Эрдоган обосновал запрос, который он сам представил, ссылаясь на предполагаемую угрозу национальной безопасности, исходящую от Сирии. В ходе сегодняшних парламентских дебатов политик от ПСР Исмет Йылмаз привел в качестве аргумента «террористическую угрозу, исходящую от РПК и ИГИЛ» и подчеркнул, что Турция является частью глобальной коалиции в борьбе с ИГИЛ.
Депутаты от Народно-республиканской партии (НРП) проголосовали против предложения. Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу высказался в его поддержку на заседании парламентской группы своей партии перед парламентскими дебатами. Он сказал, что хочет мира, а не войны в Сирии, и что больше ни один турецкий солдат или полицейский не должен погибать в соседней стране. Он также подверг критике притязания турецкого президента на власть.
«Сохранение политики войны до 2023 года»
56 депутатов от ДПН также проголосовали против мандата. Курдский депутат Салиха Айдениз (Партия демократических регионов) заявила в парламентских дебатах, что предложение должно быть отклонено, чтобы защитить страну и народы от войны, смерти, массовых убийств курдов, усугубления экономического кризиса, дальнейшего обнищания населения и от коррупции.
Сопредседательница ДПН Первин Булдан назвала мандат «продлением войны и оккупации». На заседании парламентской группы ДПН Булдан отметила, что до сих пор разрешение на деятельность иностранных миссий в Сирии и Ираке продлевалось только на один год: «Видимо, правительство боится, что через год парламентской группы ПСР может больше не быть. Оно само видит, что его уход приближается, и хочет сохранить свою военную политику до 2023 года».
По словам Первин Булдан, мандат направлен против курдов и призван развязать руки исламистским группировкам, таким как ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра* в Сирии: «Этим мандатом правительство хочет предотвратить возникновение мирного процесса в Сирии. Конфликты и вызванные ими перемещения беженцев должны продолжаться, чтобы наживаться на этом. Такова цель этого мандата».
В преддверии голосования ДПН призвала оппозиционные партии не давать президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану еще один военный мандат и положить конец «кровавому циклу насилия». Многочисленные организации гражданского общества также выступили против предложения.
Впервые мандат был выдан в 2014 году
Турция имеет вторую по численности армию в западном оборонном альянсе НАТО. Парламент впервые выдал иностранный мандат на Сирию и Ирак в октябре 2014 года и с тех пор ежегодно продлевает его. Официально он разрешает военные операции в соседних государствах против джихадистской воооруженной группировки «Исламское государство» (ИГИЛ) и других группировок, которые турецкое правительство относит к «террористическим» — для «защиты собственных границ». Однако, как правило, эти операции направлены против партизанских организаций РПК и Сил демократической Сирии (СДС).
Расширена зона операций в Сирии
Если в ранее принятых мандатах говорилось, что в случае с Сирией они касаются только «законных интересов национальной безопасности против ОНС/ПДС-РПК в районах, связанных с границей страны на востоке от реки Евфрат» — то есть в зоне оккупации, называемой «зоной безопасности» — то новый мандат прямо распространяется на все районы Сирии.
*-террористическая организация, запрещенная на территории РФ