Курдистан

Отчет о нарушениях прав в тюрьмах: полная изоляция и произвол администрации

Правозащитные и общественные организации в Ване опубликовали доклад, в котором рассказали об ухудшении условий изоляции, произволе и систематических нарушениях прав в девяти тюрьмах.

Доклад о тюрьмах в регионе Серхат и Черноморском регионе был подготовлен Коллегией адвокатов Вана, Ассоциацией адвокатов за свободу (ААС), Ассоциацией солидарности семей заключенных, Профсоюзом работников здравоохранения и социальных служб (SES) и Медицинской палатой Ван-Джоламерга (Ван-Хаккяри).

Документ, обнародованный в конференц-зале Коллегии адвокатов Вана имени Тахира Эльчи, охватывает тюрьму типа F Вана, тюрьму Вана строгого режима, тюрьму Вана типа T, тюрьму Ахлата (Битлис) типа L, тюрьму Патноса (Агры) типа L, тюрьму Игдыра типа S, тюрьму Калкандере (Ризе) типа L, тюрьму Гиресун Эспие типа L и закрытую тюрьму Бешикдюзю (Трабзон) типа T.

В докладе, посвящённом систематическим нарушениям прав в тюрьмах, подчёркивается, что заключённые сталкиваются с суровыми условиями изоляции, а их освобождение постоянно откладывается из-за произвола со стороны администрации.

Нарушения права на здоровье

Просьбы заключенных о переводе в больницы либо отклоняются, либо рассматриваются с большой задержкой. В некоторых случаях они подвергаются унижающему достоинство обращению – осмотру в наручниках и принудительному досмотру ротовой полости. Узники, которые не соглашаются на такие меры, отправляют без лечения обратно в тюрьму.

Курдский язык и газеты – под цензурой

В течение последних шести лет во многих тюрьмах узникам не позволяют читать книги и письма на курдском языке под предлогом невозможности перевода. Заключенным не выдаются оппозиционные газеты, такие как Yeni Yaşam, Evrensel и Cumhuriyet, а также им запрещен просмотр некоторых телевизионных каналов.

Ограничения в связи с пандемией до сих пор действуют

Общественные мероприятия, курсы и спортивные программы, которые были приостановлены во время пандемии, до сих пор не возобновлены, что приводит к полной изоляции заключенных. Их права на свидания и общение существенно ограничены, а просьбы о видеосвязи отклоняются из-за «отсутствия необходимой инфраструктуры», хотя заключённые, находящиеся под стражей в судебных органах, имеют право на такое общение.

Произвольные обыски и давление

Обыски в камерах проводятся не по протоколу. Например, вещи заключенных разбрасываются. Навязывается военная дисциплина, превращает обыски в форму психологического давления.

Незаконные преграды для освобождения

Одним из наиболее поразительных выводов доклада является то, что тюремная администрация и наблюдательные комиссии систематически препятствуют условно-досрочному освобождению заключенных без предоставления каких-либо конкретных обоснований. Отмечается, что освобождение регулярно откладывается на основании таких расплывчатых заявлений, как «отсутствие уверенности в том, что осужденный выйдет из организации» или «склонность к совершению преступлений».

Главное требование: упразднить наблюдательные советы

Адвокат Мехтап Ишик, зачитавший отчет, обратил внимание на злоупотребление полномочиями, предоставленными новыми правилами: «По этой причине мы вновь призываем отменить соответствующие правила и либо ограничить полномочия наблюдательных советов в тюрьмах, либо полностью упразднить их».