В лагере «Холь» на севере Сирии проживает более 61 000 человек из пятидесяти разных стран, из которых только 21 000 человек родом из Сирии. Около 30 000 человек – выходцы из Ирака и 8 700 – из других стран. В лагерях «Холь» и «Рож» проживает 27 500 несовершеннолетних из Ирака и третьих стран, девяносто процентов из них – моложе двенадцати лет. В прошлом году 200 детей были возвращены в страны их происхождения, а в 2019 году их было 685.
Большая часть жителей лагеря «Холь» – сторонники ИГИЛ или бывшие члены организации, которые были арестованы Силами демократической Сирии (СДС) после захвата последнего бастиона ИГИЛ, Багуза, в начале 2019 года. С тех пор лишь немногие интернированные были репатриированы на родину. Автономная администрация северной и восточной Сирии находится в трудном положении перед лицом большого количества заключенных, турецких угроз нападения и активности спящих ячеек ИГИЛ.
ООН призывает страны репатриировать детей
В конце января Организация Объединенных Наций призвала международное сообщество взять на себя ответственность по крайней мере за детей, живущих в лагере «Холь», и вернуть их на родину. 27 000 детей «остаются брошенными на произвол судьбы», уязвимыми для нападения боевиков «Исламского государства» и подверженными риску радикализации в лагере», – заявил глава Управления ООН по борьбе с терроризмом Владимир Воронков.
Ответственность за детей, по его словам, лежит не на Сирии или силах, контролирующих «Холь» и другие лагеря в регионе, а на их родных странах. По словам Воронкова, опасения по поводу безопасности, используемые государствами в качестве возражений против решений о репатриации, необоснованны, и предыдущий опыт работы с репатриантами из лагеря «Холь» показал это.
Это требование было подхвачено политиками во Франции. И сенатор-коммунист Пьер Лоран, и депутат парламента Пьер Морель-А-Л-Юисье призывают французское правительство репатриировать около 200 детей французского происхождения, живущих в лагерях на севере Сирии. Политики утверждают, что интересы несовершеннолетних должны быть защищены, несмотря на преступления их родителей.
Франция до сих пор репатриировала только 35 детей. Согласно опросам, две трети населения Франции выступает за то, чтобы дети джихадистов оставались в Сирии или Ираке. Французское правительство также следует этой линии.