Турция

ДПН будет голосовать против мандата на трансграничные операции

Отметив, что оппозиционные партии Турции открыли двери военной политике правительства, заместитель председателя парламентской группы партии ДПН Сарухан Олуч призвал оппозиционные партии страны сказать «нет» военной резолюции.

В понедельник заместитель председателя парламентской группы Демократической партии народов (ДПН) Сарухан Олуч провел пресс-конференцию в парламенте, рассмотрев в ходе этого мероприятия последние события в Турции.

Олуч напомнил, что 7 из 10 послов, которых президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган угрожал выслать из страны, являются представителям стран – членов Совета Европы. Он подчеркнул, что сама Турция является участником Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) вместе с указанными странами. «Невозможно объяснить с точки зрения логики, что с ними так обращаются лишь потому, что они призвали Турцию выполнять решения ЕСПЧ», - сказал политик.

Он подчеркнул, что решения ЕСПЧ касаются в первую очередь государств-членов. «Заявления в ЕСПЧ – это, как правило, частные иски против стран. Поэтому решения и результаты входят в зону ответственности государств. Никто, кто знает о ЕКПЧ и ЕСПЧ, не может сказать, что этот вопрос относится к судебной системе. Этот вопрос относится к государству и правительству. Это решение против государства. Правительство, которое не уважает демократию и закон, не признает и не исполняет решения ЕСПЧ, нарушая статью 46 ЕКПЧ, не может решить этот вопрос, утверждая, что в него вмешивается судебная система. Это неубедительно. Это утверждение не соответствует истине», - сказал он.

Эрдоган хочет создать кризисы искусственным путем

Олуч отметил, что после Второй мировой войны вопрос прав человека перестал быть внутренним делом государств. Он добавил, что именно таким образом формируются международные конвенции и соглашения. «Вопрос прав человека находится вне юрисдикции [отдельных] государств. У нас есть правительство, которое не понимает этого и не информирует об этом общественность. Ни одно государство не может нарушать права своих граждан по своему усмотрению. Ни одно государство не может делать таких заявлений. Что необходимо сделать в рамках норм ЕКПЧ – так это выполнять решения ЕСПЧ».

Политик добавил, что режим Эрдогана пытается выйти из кризисного периода, который он сейчас переживает, с помощью искусственных кризисов.

«Экономика переживает кризис, который привел к падению курса турецкой лиры. Это правительство должно перестать делать вид, будто оно уважает закон. Оно не уважает решения ЕСПЧ, вынесенные в случаях Кавалы и Демирташа. В ноябре состоится заседание Совета Европы, на котором снова будет обсуждаться Турция. Это правительство не имеет права доводить Турцию до такого состояния. Мы еще раз призываем правительство выполнить решения ЕСПЧ. Не оскорбляйте тех, кто призывает к их исполнению.

Какой реваншизм! Правительство только что торжественно пообещало объявить десяток послов персонами нон грата. Турецкое правительство управляет державой, которая является членом Совета Европы. Парламент Турции подписал Конвенцию Совета Европы. Правительство должно соблюдать эту конвенцию и судебные решения, а не упражняться в юридических уловках. Из-за этого национальная валюта страны падает до рекордно низких уровней. Курс турецкой лиры колеблется около 9,80 по отношению к доллару США. Почему правительство делает заявления, которые ослабляют турецкую лиру по отношению к доллару? Почему это правительство намеренно закрывает глаза на дальнейшее обесценивание турецкой лиры? Кто получает эти доллары? Кто богатеет? Кто беднеет, так это население, общество, пенсионеры и сфера торговли. Где министр финансов? Кто-нибудь слышал его, или видел? Министр финансов исчез, он хранит молчание. Когда экономика рушится, министр финансов молчит. Где министр финансов, когда турецкая валюта слабеет?

Экономический коллапс

Центральный банк потерял два своих основных финансовых инструмента. Первый из них – процентные ставки. К счастью, процентная ставка была снижена главой ПСР, занимающим пост президента. Второй инструмент – валюта. Правительство больше не может вмешиваться в то, что происходит с валютой, потому что резервы Центрального банка тают. Это правительство истощило резервы Центрального банка. Министр финансов молчит. Где же вы, министр финансов? Почему вы молчите? Почему вы не занимаете конкретную позицию?

Политика войны

Внешняя политика Турции сталкивается с неудачами на всех фронтах. Мы говорили, что официальная политика в Восточном Средиземноморье неверна; нам нужна дипломатия, а не военные операции. Мы говорили, что политика, проводившаяся в Эгейском море и Ливии ошибочна. Противостояние с западными союзниками – это неправильный путь; нужна дипломатия. Мы говорили, что нет необходимости в резких словах, поляризации или эскалации. Выходит, что вся политика правительства была ошибочна. Правительство постепенно отходит от неё. Последняя проблема, связанная с иностранными послами, хороший тому пример. Новый мандат, который будет обсуждаться завтра в парламенте, - еще один пример того же менталитета. Законопроект, который просит продлить военное присутствие Турции на территории чужих стран, прежде продлевался 6 раз. Каждый раз он продлевался на год. Теперь был запрошен двухгодичный срок. Почему? Неужели это правительство думает, что парламент не сможет собраться до октября 2023 года? Формируется предвыборная атмосфера. Неужели правительству не хватает уверенности в себе ещё на год? Оно не может предвидеть свое будущее? Считает ли оно, что не сможет получить поддержку даже от своих собственных депутатов, поэтому хочет получить еще два года сразу? Ответы на эти вопросы должна искать политическая и общественная оппозиция. Вместо того, чтобы искать ответы на эти вопросы, оппозиционные партии, похоже, готовы ответить «да» на просьбу правительства о двухлетнем продлении. Оппозиционные партии Турции открывают двери военной политике правительства.

Напомним еще раз: этот законопроект приведет к тому, что Турция попадет в серый список Целевой группой по финансовым мероприятиям, касающимся отмывания денег (ЦГФМ). Это подготовит почву для новых докладов Европейской комиссии, в которых будет сказано, что в Турции не осталось главенства права, нет справедливости и демократии, а во внешней политике появились агрессивные концепции. Новый мандат скажет «да» марионеточным войнам в Сирии. Это означает «да», сказанное остаткам Аль-Каиды* и ИГИЛ*. Это означает, что ИГИЛ и им подобные смогут разгуливать по этой стране, как им заблагорассудится.

Мы считаем, что Турция должна улучшить отношения со всеми своими странами-соседями в экономическом, дипломатическом и культурном плане. Мы хотим, чтобы 10-летняя война в Сирии была разрешена демократическими методами с соблюдением территориальной целостности страны. Путь к этому лежит на пути дипломатии и переговоров, но не на пути войн, марионеточных военных действий и операций для изменения демографической картины на сирийских землях. Мы будем голосовать против [военного] мандата. Мы объясним наши причины по этому вопросу на Генеральной Ассамблее, в парламенте Турции».

Трансграничная операция сочтена легитимной

Мандат на военные действия обосновывается предполагаемым увеличением рисков и угроз для национальной безопасности страны. В обосновании приводятся ссылки на территориальную целостность, национальное единство и стабильность Ирака. Также сказано: «С другой стороны, сохраняющееся наличие подразделений РПК и ИГИЛ в Ираке и этнический сепаратизм представляют прямую угрозу региональному миру, стабильности и безопасности нашей страны».

В предложении утверждается, что в регионах, куда вошла Турция, была восстановлена стабильность, и «...принимаются меры в соответствии с нашими законными интересами национальной безопасности для поддержания стабильности. Существуют риски и угрозы для нашей деятельности по установлению стабильности и безопасности в Идлибе в рамках Астанинского процесса».

Предложение ссылается на статью 92 Конституции Турции и резолюции Организации Объединенных Наций (ООН) по ИГИЛ как причины для продления срока действия военного мандата.

Международное право

В предложении говорится о необходимости принятия соответствующих мер в рамках международного права: «Для эффективной защиты интересов Турции от односторонних попыток сепаратизма, не имеющих законной силы, на южных границах Турции, и для проведения быстрой и динамичной политики, чтобы не столкнуться со сложной ситуацией в будущем, турецкой армии будет поручено проведение трансграничных операций и интервенций на территории иностранных держав, если это необходимо. Численность и продолжительность пребывания войск будет определять президент».

* - террористическая организация, запрещена в РФ