В Дамаске было сформировано новое правительство под руководством Ахмета аш-Шараа. Как известно, аш-Шараа был назначен президентом временного правительства в ходе совещания с участием военных сил. Комиссия, созданная ХТШ («Хайят Тахрир аш-Шам»*), разработала временную конституцию, а другая комиссия созвала национальный конгресс. Все эти действия осуществлялись без какого-либо согласования и обсуждения с представителями народов Сирии. Всё, что мы можем наблюдать сейчас в стране, напоминает настоящий переворот, в результате чего население оказывается перед лицом свершившегося факта.
Полномочия, предоставленные Ахмету аш-Шараа в результате этих событий, оказались практически неограниченными. Временный президент наделен полномочиями, аналогичными тем, которыми глава государства пользовался при баасистской системе. Проект временной конституции не обсуждался ни в кругах сирийских интеллектуалов, ни при участии юристов, ни среди политиков. Однако, такие основополагающие законы, как конституция, должны быть общественными соглашениями. Они должны создаваться в ходе многомесячных общественных дебатов, чтобы обеспечить права всех слоев общества и групп населения страны. Мы видим, что временное правительство формирует комиссии и пишет Конституцию в соответствии со своими собственными интересами, игнорируя мнения общества. Хуже всего то, что они намеренно исключают организованные группы.
Нынешнее правительство будет править Сирией в течение многих лет. Однако, во власти не представлены многие партии, инакомыслящие и национальные меньшинства. В Сирии преобладает менталитет, не терпящий не многообразия, ни дискуссий. Теперь ХТШ использует наследие страны и завоевания революции. Придя к власти, эта группировка действует так, как будто сирийская революция – исключительно её заслуга. В действительности же курды, друзы, ассирийские христиане, сириаки, интеллигенция и широкие слои общества боролись против баасизма плечом к плечу. И, хотя ХТШ была влиятельна в Идлибе, теперь её представители действуют так, будто вся Сирия – их собственность, а никто другой не заслуживает возможности влиять на управление страной.
Путь, которым идёт ХТШ, безусловно, антидемократичен. Новое правительство заменило баасистскую систему своей собственной, используя методы переворота. Группировка не допускает демократических дебатов, и общественность не может наблюдать за процессами управления. Решения принимаются за закрытыми дверями и навязываются народу. ХТШ взяла под контроль государственные СМИ, наследие баасистского режима, и использует их, чтобы заставить замолчать сирийское общество, его интеллектуалов и всех инакомыслящих. Односторонняя политика и пропаганда – основные инструменты, которые новые власти используют для влияния на население.
Сообщения о недавних массовых убийствах алевитов разлетелись по всему миру. Правительство заявило, что для расследования этой бойни была собрана специальная комиссия. Однако, человек, назначивший членов этой комиссии, сам Ахмет аш-Шараа, санкционировал нападения и операции против алевитского меньшинства. Кто может поверить, что эта комиссия проведет независимое расследование и представит свои выводы общественности, сообщив все данные о совершенном преступлении без изъятий? Подобные органы должны создаваться под контролем Организации Объединенных Наций. Однако, как можно видеть на многочисленных примерах, ХТШ ведет свою собственную игру по своим правилам.
В стране было подписано соглашение с Автономной администрацией северо-восточной Сирии (Рожавы). Почти треть населения Сирии проживает в автономных районах, где граждане управляют своими городами самостоятельно. Эти регионы имеют определенный уровень организации. Однако, структура вновь сформированного правительства никак не обсуждалась с представителями Рожавы; не было никакого обмена мнениями. Друзская община также выступила со следующим заявлением: «Это правительство не представляет нас». С ними тоже не посоветовались по поводу состава правительства. Положение алевитов более чем очевидно. Ассирийская, армянская и другие общины также были исключены из процесса принятия этих решений. Так как же правительство, провозглашенное Ахметом аш-Шараа, может претендовать на то, чтобы представлять всё население страны и её народы?
Соединенные Штаты, Великобритания и страны ЕС внимательно следят за событиями, и похоже, что они признают администрацию Дамаска. Однако, ХТШ остается в списке террористических организаций, и эмбарго против этой группировки не отменено. Это говорит о том, что указанные страны всё ещё не полностью доверяют ХТШ. Тем не менее, они пассивно наблюдают за тем, как группировка устанавливает в Сирии централизованное и деспотическое правление, демонстрируя признаки радикальной идеологии и диктаторский подход. Молчание стран мира в отношении временной конституции ХТШ вызывает серьезные опасения. Этот проект очевидным образом направлен против демократической Сирии. Он определяет религию, как основу конституции и требует, чтобы президент Сирии был мусульманином.
Неизвестно, какие соглашения заключила ХТШ с США и Великобританией и какие обязательства взяла на себя. Но мы видим, что эти иностранные державы поощряют Автономную администрацию и другие силы к сотрудничеству, взаимодействию и даже к заключению соглашений с группировкой, правящей Сирией. При этом ХТШ строит фанатичный режим, основанный на религии и исключении множества народов из процессов управления, желая безоговорочно контролировать страну. Не вызывает сомнений, что это государство будет ещё более монолитным и репрессивным, чем баасистский режим. Есть старая турецкая поговорка – если вы видите деревню, проводник вам не нужен; похоже, что так и планирует действовать ХТШ. Сирийцы, выступающие против формирования режима, худшего, чем баасизм, должны действовать, пока не стало слишком поздно.
На сегодняшний день сирийский народ плохо организован, и ХТШ использует эту возможность для укрепления своих собственных сил. Живя под гнетом прежнего режима в течение многих лет, народ не смог развить достаточно сильную демократическую культуру. Поэтому сирийская интеллигенция и продемократические силы должны мобилизоваться в кратчайшие сроки. Но стоит понимать, что организация невозможна без информированности, поэтому просвещение населения должно стать нашим главным приоритетом. В Сирии необходимо развернуть широкомасштабную политическую и идеологическую борьбу. Действуйте без промедления.
* - террористическая организация, запрещена в РФ