Курдистан

Портрет военной преступности: «Ахрар аш-Шаркия»

Молчание международного сообщества в ситуации нового назначения Абу Хатима Шакры, лидера банды «Ахрар аш-Шаркия», распространявшей террор и совершавшей военные преступления в Сирии, стало сильнейшим ударом по правосудию и духу закона.

Группировка «Ахрар аш-Шаркия» возникла на фоне хаоса сирийской гражданской войны и обрела печальную известность, как вооруженная банда, действующая в составе Сирийской национальной армии (СНА), привлекая международное внимание военными преступлениями и актами террора. Самое страшное деяние было совершено в 2019 году, когда Хаврин Халаф, генеральный секретарь Партии «Сирия будущего», и её водитель Фархад Ремедан были жестоко убиты боевиками «Аш-Шаркии». Недавно Абу Хатим Шакра, лидер «Ахрар аш-Шаркия», получил назначение в ряды ХТШ («Хайят Тахрир аш-Шам»)*. Теперь он будет командиром 86-й дивизии, отвечающей за Ракку, Дейр эз-Зор и Хасаке. С момента захвата Дамаска 8 декабря 2024 года ХТШ продолжает сеять террор в стране, применяя методы, напоминающие тактику режима Баас.

Давайте подробнее рассмотрим кровавое прошлое бандформирования «Ахрар аш-Шаркия» под руководством Абу Хатима Шакры, назначенного командиром 86-й дивизии.

Вооруженная группировка под контролем Турции

Сформированная в Дейр эз-Зоре в 2016 году, «Ахрар аш-Шаркия» связана с Сирийской национальной армией (СНА), что делает её фактически «лицом» Турецкой Республики. Называя себя антиправительственной организацией, группа печально прославилась массовыми убийствами мирных жителей, мародерством и насилием по этническому признаку. Её лидер, Абу Хатим Шакра (Ахмед Ихсан Файяд аль-Хайес), имеет прямые связи с ИГИЛ*. Он участвовал в захватнических кампаниях Турции в Сирии, включая штурм Африна в 2018 году и наступление на Тель-Абьяд и Рас-эль-Айн (Сарекание) в 2019 году. «Ахрар аш-Шаркия» была включена в список террористических организаций Соединенными Штатами через санкции SDGT и Нидерландами – решением суда.

Лидер Абу Хатим Шакра

Абу Хатим Шакра известен в Сирии, как организатор и исполнитель тяжких преступлений. Однако, несмотря на его непосредственное участие в убийстве Хаврин Халаф, в 2025 году он был назначен командиром 86-й дивизии, контролирующей Ракку, Дейр эз-Зор и Хасаке. Это назначение было осуждено правозащитными организациями и Автономной администрацией Северо-Восточной Сирии. Кроме того, Шакра окончил университет Артуклу в Турции под вымышленным именем, что вызвало подозрения в том, что банда поддерживает широкие связи и пользуется международной сетью, прикрывающей её военные преступления. Список злодеяний лидера группировки стал позорным пятном, подрывающим легитимность новой власти в Дамаске.

Убийство Хаврин Халаф

Одним из самых жестоких преступлений «Ахрар аш-Шаркия» стало убийство Хаврин Халаф и её водителя, совершенное 12 октября 2019 года на трассе М4 между Тель-Абьядом и Сарекание. По данным Amnesty International и ООН, боевики остановили автомобиль Халаф, вытащили женщину из машины, избили и убили. Её водитель также был убит на месте. Халаф была курдским политиком и выступала за мирное будущее Сирии. Турецкие СМИ назвали её убийство «успешной операцией», очевидным образом стремясь укрепить связи между преступной группировкой и турецким командованием. Видеоанализ, проведенный Bellingcat (независимой журналистской и исследовательской платформой, базирующейся в Нидерландах), подтвердил, что ответственность за преступление лежит на группировке «Ахрар аш-Шаркия». Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) назвало это убийство внесудебной расправой, призвав Турцию провести расследование. Организация Human Rights Watch (HRW) заявила в своем отчете за октябрь 2019 года, что жестокие убийства, совершенные бандой, включая расправу над Халаф, представляют собой акты этнической чистки против курдского гражданского населения, классифицируемые как военные преступления. В 2021 году США ввели санкции, заморозив активы «Ахрар аш-Шаркия» и запретив финансовые операции с участием американских лиц.

Другие задокументированные военные преступления

Преступления «Ахрар аш-Шаркия» не ограничиваются убийством Хаврин Халаф:

- После оккупации Африна они разграбили дома мирных граждан, магазины и фермы. В докладе HRW за июль 2018 г. зафиксированы систематические кражи и захват имущества.

- В марте 2018 года HRW подтвердила факты ограблений более 50 домов в районе Махмудие в Африне.

- В деревнях Африна, где культивируют оливковые рощи (например, Джандарис и Раджо), группировка захватила эти угодья и «конфисковала» урожай. 70% урожая было вывезено группами в составе СНА, в первую очередь силами «Ахрар аш-Шаркия». Позже это оливковое масло продавалось на турецких рынках.

- В торговых районах Африна было разграблено не менее 200 магазинов. Сирийский центр мониторинга прав человека (СЦМПЧ) сообщил в апреле 2018 г., что из более чем 30 магазинов вынесли весь товар, а в некоторых разместились штаб-квартиры СНА.

- В дома мирных граждан, бежавших от войны, переселились семьи боевиков «Ахрар аш-Шаркия» и других группировок СНА. Жили там и арабы, привезенные из Идлиба. Согласно докладу ООН за март 2019 года, более 5000 домов были захвачены СНА, причем «Ахрар аш-Шаркия» сыграла в этом ключевую роль.

Убийства мирных жителей

Во время вторжения Турции в Сарекание и Тель-Абьяд в 2019 году боевики «Ахрар аш-Шаркия», по сообщениям, убили 9 мирных жителей, включая Хаврин Халаф, на международной трассе М4. СЦМПЧ подтвердил эти факты.

В докладе ООН за март 2020 года было зафиксировано участие группировки во внесудебных расправах, насилии над мирным населением и прочих военных преступлениях. В качестве доказательства ООН использовала видеозапись, сделанную 12 октября 2019 года, возложив на Турцию ответственность за действия её марионеточных прокси.

Нападения на христиан

По данным HRW и СЦМПЧ, члены «Ахрар аш-Шаркия» помечали красной краской дома христиан в сирийском и армянском кварталах Тель-Абьяда. Эти метки использовались для идентификации и преследования христианских семей. 15 октября 2019 года представители СЦМПЧ сообщили, что на дверях 12 домов были нарисованы кресты или написано слово «христианин». Семьям угрожали расправами, если они не уедут. Около 150 из 200 христианских семей (примерно 600 человек) в Тель-Абьяде были вынуждены бежать, многие из них переселились в Кобани или Хасаке.

Боевики из этой группировки неоднократно грабили церкви, дома и магазины христиан. ООН подтвердила это в своих отчетах за октябрь 2019 года. Сирийская церковь Святого Георгия в Тель-Абьяде была разграблена 16 октября 2019 года; из здания были похищены иконы и религиозные предметы. Позже церковь использовалась в качестве базы СНА. В церкви Девы Марии на двери была написана фраза «Аллаху Акбар», а религиозные символы внутри были уничтожены. Эти нападения были расценены, как покушение на христианскую идентичность. По меньшей мере 30 домов и 15 магазинов были разграблены, в некоторые из них переселились семьи членов СНА.

Amnesty International сообщила об угрозах и похищениях, направленных против христиан. 14 октября 2019 года был похищен сириец, которого освободили за выкуп в размере 5 000 долларов, после того как пытали и оскорбляли за то, что он «носит крест».

Массовые убийства друзов и алавитов

В 2025 году СЦМПЧ зафиксировал массовые убийства, совершенные группировкой «Ахрар аш-Шаркия» под руководством ХТШ. Это были преступления в отношении друзской и алавитской общин. В период с 6 по 17 марта 2025 года мониторинговый центр сообщил о гибели 1 383 мирных жителей, 311 из которых были алавитами. К 10 марта число погибших составило 830 человек, в основном снова алавитов, а к 12 марта число жертв выросло до 1 225. ООН подтвердила 111 из указанных убийств, но предположила, что реальное число насильственный преступлений, закончившихся гибелью жертв, гораздо выше. Перед казнью людей часто спрашивали: «Ты алавит или суннит?». Это явное свидетельство преследования по религиозному признаку.

Сирийская сеть по правам человека (SNHR) сообщила о гибели 973 гражданских лиц в марте 2025 года; большинство из них были алавитами. Правозащитная организация также установила, что почти 700 из этих убийств были совершены правительственными войсками против алавитских общин. СЦМПЧ выпустил отдельный отчет о целенаправленных нападениях на мирных жителей из числа друзов в марте-апреле 2025 г., связав это насилие с усилиями ХТШ по подавлению сопротивления друзской общины принятию новой конституции.

Связи группировки с Турцией

«Ахрар аш-Шаркия» действует под эгидой поддерживаемой Турцией СНА. Турция оказывает последней материально-техническую и финансовую поддержку. Такие организации, как ООН, HRW и Amnesty International утверждают, что Турецкая Республика, возможно, должна нести ответственность за военные преступления «Ахрар аш-Шаркия» из-за того, что имеет эффективный контроль над группировкой.

Международно-правовой статус

Международный уголовный суд (МУС) мог бы расследовать эти преступления в рамках универсальной юрисдикции, но политическое давление до сих пор препятствовало любым действиям в этом направлении. ООН задокументировала преступления «Ахрар аш-Шаркия», но вето Совета Безопасности препятствует санкциям, которые могли бы возыметь действие. Санкции США не остановили группировку, а ЕС хранит молчание из-за политических и экономических связей с Турецкой Республикой. Назначение преступника на военную должность в 2025 году – вопиющее оскорбление международного права. Молчание МУС, ООН и других правозащитных организаций доказывает, что преступники находятся под защитой.

Соучастие международного сообщества

Несмотря на то, что убийство Хаврин Халаф, грабежи в Африне и массовые убийства алавитов и друзов задокументированы, виновники преступлений не понесли ответственности. Назначение Абу Хатима Шакры – это, по сути, награда военному преступнику, однако ни МУС, ни ООН, ни правительства западных стран не выступили с официальным осуждением этого решения.

* - террористические организации, запрещены в РФ