Курдистан

ИГИЛ стремится к кровавому возвращению

Пока сети ИГИЛ* воссоздают свои ячейки в северо-восточной Сирии, администрация ХТШ в Дамаске фактически открыла двери для террористической угрозы.

События в Рожаве в период с 1 декабря 2024 года по 1 мая 2025 года дали понять, что ИГИЛ продолжает сохранять свое присутствие даже после организационного краха, пытаясь восстановить власть и контроль в некоторых районах. По данным пресс-центра СДС (Сил демократической Сирии), Сил внутренней безопасности (СВБ) северо-восточной Сирии и Сирийского центра мониторинга прав человека (СЦМПЧ), атаки, имевшие место в указанный период времени, свидетельствуют о том, что террористическая сеть по-прежнему представляет серьезную угрозу не только для региональной, но и для международной безопасности.

По официальным данным СВБ, в ходе 59 атак, совершенных ИГИЛ, погибли 33 человека, а ещё 12 получили ранения. В ходе операций против «спящих ячеек» джихадистской группировки были арестованы около 100 боевиков, а семь ячеек были полностью нейтрализованы. Из 59 нападений, совершенных ИГИЛ, 32 были направлены против сотрудников СВБ и позиций СДС, в результате чего 14 сотрудников сил безопасности погибли и ещё 5 получили ранения.

Результаты операций, проведенных СДС против ИГИЛ в период с 8 декабря 2024 года по 4 мая 2025 года, и атак, совершенных террористами, следующие: в общей сложности 46 членов ИГИЛ были арестованы, а ещё двое убиты в ходе 25 оперативных мероприятий. За этот период ИГИЛ совершило в общей сложности 13 нападений, в результате которых погибли 12 бойцов СДС и ещё 6 получили ранения.

По данным СЦМПЧ, общее число жертв терактов и столкновений за указанный пятимесячный период составило от 100 до 150 человек. Из них от 20 до 30 человек были мирными жителями, остальные – боевиками. Кроме того, было уничтожено от 50 до 70 боевиков.

Большинство нападений было совершено в Дейр-эз-Зоре

Дейр-эз-Зор: местные ячейки ИГИЛ действовали в сельских районах, таких как Бусайра, Дибан и Таяна, устраивая вооруженные засады и бомбовые атаки.

Джизре (Маркада, Тель-Хамис, Дешише) – в этих районах боевики укрывались и планировали нападения.

Ракка – здесь имели место организованные взрывы, особенно на рынках.

Хасаке – убийства, мишенями которых были местные чиновники и сотрудники служб безопасности, что свидетельствует о целенаправленных атаках ИГИЛ.

Лагерь беженцев «Холь» – имели место попытки бегства из лагеря и провокационные действия членов ИГИЛ, свидетельствуя о том, что регион остается нестабильным.

ИГИЛ завоевывает новые территории

Захват некоторых районов в окрестностях Дамаска группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ) в начале 2025 года привел к возобновлению активности не только связанных с «Аль-Каидой»* группировок, но и таких организаций, как ИГИЛ. Участившиеся случаи вывешивания флагов и демонстрации символики группировки в Дамаске, а также угрожающие граффити на общественных зданиях свидетельствуют о том, что джихадистская структура пытается реорганизоваться не только на востоке Сирии, но и на западе страны. Тот факт, что одежда с эмблемами ИГИЛ была найдена у исполнителей массовых убийств на сирийском побережье, а имена людей, связанных с этой группировкой, вышли на первый план в нападениях на друзов и что множество бывших боевиков присоединились к некоторым группам в рядах Сирийской национальной армии (СНА), свидетельствует, что эта деятельность больше не ограничивается нападениями в сельской местности.

Роль Турции

Многие местные источники в регионе сообщают, что группы ИГИЛ вернулись на поле боя благодаря поддержке наемников, которых контролирует Турция в Сирии (особенно СНА). Утечка информации указывает на то, что многие боевики ИГИЛ изменили имена и активно действуют в составе этих групп. Этот факт свидетельствует о том, что трансграничные атаки Турции имеют целью не борьбу с террористической группировкой, а создание динамики, косвенно способствующей его возрождению.

Командование СДС и международная коалиция

В последних заявлениях командования СДС звучат примечательные высказывания: «Атаки ИГИЛ больше не ограничиваются прямыми боевыми действиями, включая в себя психологические и структурные угрозы. Любое нарушение безопасности в лагере «Холь» может открыть путь для масштабных диверсий и атак в будущем. Наше сотрудничество с силами коалиции имеет решающее значение».

Международная коалиция, в частности США и Франция, подчеркивает, что ИГИЛ начало «тактическую реорганизацию» и что этот процесс осуществляется как в лагере «Холь», так и через энергетическую инфраструктуру к востоку от Евфрата. Центральное командование США заявило в январе 2025 г.: «Одних военных решений недостаточно для окончательного уничтожения ИГИЛ; необходимы также социально-политические решения. Долгосрочная стабильность невозможна без ликвидации радикальных элементов в лагерях беженцев».

Тактика ячеек ИГИЛ и новые цели

Вместо масштабных атак на открытых территориях ИГИЛ, похоже, действует через тайные ячейки, используя такие методы, как самодельные взрывные устройства, убийства и диверсии на нефтяных танкерах и внезапные рейды на контрольно-пропускные пункты. Мишенями нападений становятся местные чиновники, центры социального обслуживания и объекты гражданской энергетической инфраструктуры.

Уязвимости системы безопасности

Если международное сообщество сохранит безразличие, особенно в ситуации таких районов, как «Холь», кажется неизбежным, что ИГИЛ будет рассматривать эти точки местности, как центры логистики и источник человеческих ресурсов. Кроме того, военное присутствие Турции в Сирии и её тесные связи с ХТШ способствуют созданию новых транзитных маршрутов и безопасных зон для ИГИЛ. Источники СДС сообщают, что в последние месяцы участились попытки побега из лагерей, а ограждения прорываются как изнутри, так и снаружи. Если международная коалиция и ООН не предпримут более серьезных шагов для решения этой ситуации, не исключено, что ИГИЛ вновь начнет организованные атаки к концу 2025 года.

С ИГИЛ не покончено

Несмотря на то, что сегодня ИГИЛ, судя по всему, не ставит перед собой цели географического господства, организация превратилась в сеть ячеек, распространяющих джихадистскую идеологию без географической привязки. Это делает группировку более опасной и трудно предсказуемой. Тот факт, что бывшие боевики вошли в группы, поддерживаемые Турцией, является важным показателем реорганизации структуры. Если международное сообщество продолжит рассматривать эту угрозу лишь как локальную проблему, возрождение ИГИЛ может способствовать широкомасштабной катастрофе.

* - террористическая организация, запрещена в РФ