Всемирный индекс свободы прессы за 2023 год оценивает условия, в которых работает журналистика в 180 странах. Его данные публикуются во Всемирный день свободы прессы (3 мая), и на этот раз RSF отметили, что в 31 стране мира ситуация для работников масс-медиа является «очень серьезной», в 42 – «сложной», в 55 – «проблемной», а «хорошей» или «удовлетворительной» в 52 странах мира. В среднем, тяжелые условия для журналистики сложились в семи из десяти стран, а удовлетворительные – лишь в трех из десяти.
Еще в трех странах ситуация ухудшилась, трансформировавшись из «проблематичной» в «очень плохую»: в Таджикистане (его рейтинг был понижен до 153-го места в списке), Индии (снижение на 11 позиций до 161-го места) и Турции (снижение на 16 позиций до 165-го места).
Администрация Эрдогана усилила преследования и репрессии против журналистов в преддверии выборов, заявили RSF:
«Поскольку на данный момент 90% национальных СМИ находятся под контролем правительства, за последние пять лет общественность стала интересоваться деятельностью критических или независимых СМИ различных политических убеждений, чтобы узнать о влиянии экономического и политического кризиса на страну. К последним относятся местные телеканалы, включая Fox TV, Halk TV, Tele1 и Sözcü, и международные новостные сайты, такие как BBC Turkish, VOA Turkish и Deutsche Welle Turkish.
По мере приближения выборов 2023 года «гиперпрезидентская» система Реджепа Тайипа Эрдогана усилила давление на журналистов, стремясь отвлечь внимание населения от экономического упадка в стране и проблем с демократией, чтобы укрепить свою политическую базу. Однако, до сих пор такие тактики, как систематическая цензура в интернете, слабо обоснованные судебные иски против критически настроенных СМИ или злоупотребление марионеточной судебной системой позволяли Эрдогану восстанавливать свой рейтинг популярности. При этом он замешан в коррупции и создании иерархии политического клиентелизма».
По данным «Репортеров без границ», дискриминация критически настроенных журналистов и СМИ, включая такие практики, как лишение корреспондентов пресс-карт, стала обычным для Турции явлением. Судьи, выполняющие распоряжения правительства, ставят демократические дебаты в самые узкие рамки, подвергая цензуре статьи в Интернете, затрагивающие такие темы, как коррупция, и подобные деликатные нюансы. Это затрудняет публикацию качественных репортажей. Некоторые журналисты, тем не менее, пытаются сохранить верность профессии и независимость, и эти корреспонденты требуют назначения «омбудсмена СМИ».
RSF подчеркивают, что «иногда журналисты, критикующие или задающие вопросы известным религиозным деятелям, становятся жертвами судебных преследований, когда их обвиняют в «оскорблении». Упоминания о домашнем насилии или различных формах жестокого обращения, особенно когда об этом пишут женщины, могут стать поводом для кампаний ненависти и травли в социальных сетях.
Спираль насилия в отношении журналистов, критикующих правящий альянс ПСР/ПНД, стала раскручиваться с новой силой после местных выборов 2019 года. По мере приближения выборов 2023 года ультранационалистические группы, уловившие политическую риторику против оппозиционных СМИ, выходят на улицы турецких городов, чтобы нападать на репортеров, обозревателей, комментаторов и гражданских журналистов, которые освещают политические события и анализируют экономический кризис».