Журналистка Диджле Мюфтюоглу остается в тюрьме
Курдской журналистке Диджле Мюфтюоглу, редактору информационного агентства «Месопотамия» (МА), находящейся за решеткой с мая 2023 года, грозит до 15 лет лишения свободы.
Курдской журналистке Диджле Мюфтюоглу, редактору информационного агентства «Месопотамия» (МА), находящейся за решеткой с мая 2023 года, грозит до 15 лет лишения свободы.
Журналистка Диджле Мюфтюоглу останется в тюрьме – так постановил турецкий уголовный суд в Амеде (тр. Диярбакыр) на заседании, состоявшемся в четверг. Судебная коллегия отклонила ходатайство ее адвокатов об отмене ордера на арест и освобождении курдской журналистки, ошибочно обвиненной в терроризме.
Диджле Мюфтюоглу, которая работает редактором информационного агентства «Месопотамия» и является сопредседателем Ассоциации журналистов «Dicle Fırat» (DFG), с мая находится под стражей в женской тюрьме Синджан в Анкаре по подозрению в создании и руководстве террористической организацией. Ее адвокаты, в том числе Расул Темур, Вейсел Ок и Эмине Озарслан, утверждают, что обвинения против журналистки связаны с ее работой в свободной курдской прессе. Диджле подвергалась репрессиям в том числе и потому, что она была задержана в ходе волны арестов незадолго до парламентских и президентских выборов.
«По сути, речь идет о криминализации журналистики как профессии», - заявила журналистка в свою защиту, решительно отвергая все выдвинутые в ее адрес обвинения. «Будь то обвинения против меня или против моих шестидесяти коллег, которые в настоящее время находятся в заключении в этой стране, ни одно из них не имеет ничего общего с реальными причинами нашего заключения. Такие судебные процессы никогда не касаются «террористической» деятельности, а являются преследование журналистов за критикует правительства", - сказала Мюфтюоглу и охарактеризовала жалобу, поданную прокуратурой, как набор абсурдных доказательств. "Это попытка заставить нас замолчать", - сказала она.
Адвокат Расул Темур раскритиковал тот факт, что прокуратура пыталась криминализировать всю деятельность Мюфтюоглу как работника СМИ, произвольно классифицировав МА и DFG как «незаконные учреждения». При этом, по его словам, судебная власть в основном полагается на показания свидетелей обвинения, которые также используются в других судебных процессах против курдских журналистов или в политическом процессе против ДПН (Демократическая партия народов), известном как процесс Кобани. Одним из этих информаторов был «анонимный свидетель «K8Ç4B3L1T5», который на другом судебном процессе против курдских журналистов заявил, что он работал государственным агентом в информационном агентстве «Месопотамия».
Вторым информатором по делу Мюфтюоглу, как сообщается, является Керем Гёкальп. По словам адвоката Расула Темура, мужчина ранее был членом РПК (Рабочая партия Курдистана) и в 2019 году перешел на сторону ДПК (Демократическая партия Курдистана), правящей в Южном Курдистане. В ноябре того же года ДПК передала его Турции, а его «карьера» в качестве свидетеля обвинения началась сразу после этого, сказал Темур. «Этот человек воспользовался турецким законом о покаянии, чтобы избежать длительного тюремного заключения, и обвинил множество людей в рамках сделки с турецкими властями. Его показания не учитываются ни в одном судебном процессе, в котором он выступает в качестве свидетеля. По нашим сведениям, он вообще не давал показаний против Диджле Мюфтюоглу. Тем не менее, обвинение утверждает, что возбудило дело против нашей клиентки на основании его показаний. Гёкальп утверждает, что встречался с ней "в горах" в 2012 году. Мы опровергли это заявление и доказали, что она не покидала страну в то время. Из-за серьезного несчастного случая в 2012 году Диджле Мюфтюоглу была физически не в состоянии позаботиться о себе, не говоря уже о том, чтобы путешествовать».
В качестве дополнительного доказательства утверждения о том, что Мюфтюоглу является «террористкой», главная прокуратура Диярбакыра приводит анализ данных ее мобильного телефона с 2013 по 2020 год, который якобы показывает, что она подключалась к сети в таких городах, как Ван, Амед, Ширнак и Адана «в определенное время одновременно с подозреваемыми террористами в одном районе».
Кроме того, денежные выплаты ей от членов семьи для финансовой поддержки во время учебы интерпретируются как «финансирование терроризма». Проживание в отелях во время рабочих командировок, например, во время конференции 2016 года в Агры, посвященной геноциду Дерсима в 1937/1938 году, рассматривается «участие в собрании террористической организации». Из этого, а также, среди прочего, из поездки, которую Мюфтюоглу предприняла в 2017 году в Южный Курдистан для наблюдения за проходившим в то время референдумом о независимости, прокуратура утверждает, что «Мюфтюоглу не была журналисткой, а действовала по заданию террористов». Прокуратура выступает за максимальный приговор и требует осуждения по статье 314/1 Уголовного кодекса Турции. Это означает, что Мюфтюоглу грозит тюремное заключение на срок от семи с половиной до пятнадцати лет, если она будет признана виновной. Суд продолжится 18 января 2024 года.
Диджле Мюфтюоглу уже некоторое время находится в центре внимания турецкой прокуратуры. В конце 2020 года ее приговорили к одному году и трем месяцам тюремного заключения за фотографию, которую она выложила в Интернете в 2014 году во время борьбы с ИГИЛ* в Кобани на севере Сирии. В то время она была главным редактором информационного агентства DIHA, которое осенью 2016 года было запрещено указом о чрезвычайном положении после предполагаемой попытки государственного переворота в Турции. Суд обвинил ее в «пропаганде террористической организации». Несколько недель спустя против нее было возбуждено новое расследование, также по обвинению в террористической пропаганде в Интернете. В июне 2022 года журналистку снова арестовали.
* - террористическая организация, запрещена в РФ