Закон, который правящий блок ПСР/ПНД называет «законом о дезинформации», будет фактически контролировать прессу и СМИ и введет для средств медиа самоцензуру; он имеет целью максимальное сужение поля деятельности журналистики. Тот факт, что этот законопроект обсуждается и вносится в парламент как раз в тот момент, когда на повестке дня стоит вопрос о давлении на курдскую прессу, говорит об атаке на право общества на получение информации в целом.
Фарук Балыкчи – ветеран журналистики. Он проработал в различных СМИ Амеда (Диярбакыра) более 30 лет. Балыкчи рассказал ANF о новом законопроекте и аналогичных препятствиях и запретах, с которым пресса сталкивалась прежде.
Балыкчи подчеркнул, что если данный закон будет принят, условия работы журналистов станут крайне сложными. Свобода прессы – одно из обязательных условий существования демократии в стране, отметил он. В стране, где пресса несвободна, демократия либо чахнет, либо умирает.
Журналистика будет крайне ограничена этим законом
Балыкчи говорит: «Мы столкнулись с серьёзными препятствиями. Мы страдали от насилия, журналистов убивали агенты турецкой жандармерии, контрас, представляющие невидимое лицо государства. Однако, прежде не было ситуации, когда журналистов сажали в тюрьму, а журналистика была ограничена законом, как это происходит сегодня. Даже до 2015 года многие европейские журналисты из Европы и те, чьи представители находились в Стамбуле, приезжали на территории курдов, чтобы делать репортажи о курдском вопросе. Когда те не могли приехать сами, они обращались к местным корреспондентам за сведениями о курдах. Однако, от усиления давления на прессу после 2015 года пострадали и европейские журналисты, и теперь они больше не приезжают в курдские районы. Это привело к тому, что они стали меньше писать о нашем районе».
Журналисты будут оставлять свое дело все чаще
Подчеркнув, что правительство хочет, чтобы у общества был лишь один голос и общий образ мышления, чему и призван послужить закон о цензуре, Балыкчи сказал: «Мы уже сталкиваемся с цензурой и самоцензурой, но теперь между обществом и правдой возводится непробиваемая стена. Похоже, что мы столкнемся с ситуацией, когда еще больше журналистов будут брошены в тюрьмы. Я думаю, что недавний арест 16 наших коллег, которые оказались под стражей за последние несколько дней, – пример того, к чему приведет новый законопроект. Дело журналистики будет поставлено под вопрос, новостная деятельность окажется в тупике, а сами корреспонденты станут фактически недееспособными. Если говорить о конкретике, то либо тюрьмы наполнятся журналистами, либо возрастет число людей, уходящих из профессии».
Нет никакой демократии, когда информация подвергается цензуре
Балыкчи добавил, что не может быть и речи о демократии в стране, где новости и журналистские материалы нельзя распространять свободно.
Он продолжал: «Политическая власть пытается контролировать не только сферы деятельности журналистов, но и их социальные сети. Она очерчивает границы дозволенного с помощью этого закона. За год до выборов данный закон сыграет роль правительственной дубинки. Закон, который они намерены принять, уничтожит сегодняшние частичные свободы усиленным давлением и цензурой».
Турция станет тюрьмой для журналистов
Говоря о преследованиях курдской прессы, Балыкчи подвел итоги сказанному такими словами: «Репрессии случались и раньше. Мы видели, как закрывают курдские телеканалы, газеты и радиостанции, это было частью общего процесса. Все знают о журналистах, которые были незаконно задержаны и оказались под арестом за репортажи о курдах. Совсем недавно были арестованы 16 наших коллег. Фактически, это беззаконие в отношении курдской прессы войдет в правовые рамки с принятием закона. Другими словами, сейчас все это давление уже испытывает курдская пресса, но теперь оно распространится и затронет широкую общественность. Турция станет тюрьмой для журналистов. Общество лишится свободного доступа к информации. Правительство хочет сломать наши перья».