Курдская журналистка Маруфян арестована и подвергнута пыткам в Сулеймании

Курдская журналистка Назила Маруфян покинула Иран из-за тяжелых политических преследований и заявила, что ее арестовали и пытали городе Сулеймания, Южный Курдистан.

Курдскую журналистку Назилу Маруфян арестовывали четыре раза после интервью с отцом Жины Махсы Амини, молодой курдской девушки, убитой во время содержания под стражей в полиции в Тегеране в сентябре прошлого года.

Журналистке пришлось покинуть Иран из-за преследований и бежать в Южный Курдистан. Как сообщила Маруфян в своем аккаунте на платформе X, ее арестовали в Сулеймании и продержали под стражей 13 дней. В заключении ее пытали.

В опубликованном ею видео она рассказала, что до недавнего времени не думала покидать Иран. Однако теперь она больше не может работать в своей стране и постоянно подвергается преследованиям. После последнего освобождения ее снова вызвали в спецслужбы, при этом ее мать предупредили, что у дочери много врагов и она может внезапно умереть.

«Я всегда считала, что мы должны оставаться в Иране и сопротивляться. Я до сих пор в это верю», – сказала 24-летняя журналистка. Она хотела рассказать о том, что сделали с ней и другими журналистами в прошлом году. Ее избивали и подвергали сексуальному насилию: «Вот почему я не могла оставаться в Иране».

Назила Маруфян сказала: «В центрах содержания под стражей иранского режима много таких женщин, как я. Я надеюсь дать им право голоса. Я хочу продолжить свою журналистскую работу отсюда. Когда я попрощалась со своей семьей и уехала из Ирана, я думала, что это был худший день в моей жизни. Но потом я поняла, что все может стать еще хуже. Из-за пережитых мной событий у меня возникли проблемы с памятью, и я иногда даже забываю имена тех, кого люблю».

Предыстория

23-летняя курдская журналистка Назила Маруфян впервые стала мишенью для иранских властей в октябре прошлого года из-за интервью с Амджадом Амини, отцом Жины Махсы Амини, чья насильственная смерть под стражей в полиции 16 сентября 2022 года спровоцировала народное восстание в Иране и Восточном Курдистане. Амини обвинил власти во лжи о смерти его дочери. По официальной информации, проблемы «со здоровьем» привели к смерти 22-летней Жины Амини. Однако ее семья заявила, что Жину убили полицейские, ударившие ее по голове. Об этом также свидетельствовали заявления из тегеранской больницы, в которую Амини госпитализировали 13 сентября 2022 года. К тому времени ее мозг уже умер.

В январе Маруфян приговорили к двум годам тюремного заключения за «пропаганду против государства» в связи с ее репортажами о смерти Жины Махсы Амини. Недавно она вышла из тюрьмы под залог. В июле ее снова заключили в тюрьму, потому что, среди прочего, она писала о случаях сексуального насилия над женщинами-заключенными в Иране. В середине августа она снова оказалась за решеткой, на этот раз в Варамине, всего через 24 часа после освобождения. Маруфян, которая, как и Жина Махса Амини, родом из Секиза в Восточном Курдистане и работает на медиа-платформе Rouydad 24, также учится в Тегеранском университете Алламе Табатабай.

После недавнего освобождения она опубликовала в социальных сетях несколько фотографий, на которых запечатлена без обязательного платка. По данным KHNR, Маруфян неоднократно получала звонки с угрозами от чиновников министерства разведки Ирана, которые просили ее прекратить свою деятельность в социальных сетях.

Последнее задержание Маруфян было обосновано иранскими властями публикацией в X (ранее Twitter), в которой журналистка выразила солидарность с иранским певцом Мехди Яррахи. Недавно музыкант был арестован иранскими властями за публикацию песни, в которой он ставил под сомнение обязанность женщин носить хиджаб. «Незаконная песня», как ее окрестили судебные органы Ирана, под названием Roosarito («Твой платок»), относится к революции Jin, Jiyan, Azadî, возглавляемой женщинами. Яррахи поет, среди прочего: «Сними платок, распусти волосы (...)».

Произведение, по его словам, «посвящено благородным женщинам моей родины, которые смело сражаюся в авангарде движения «Женщина, жизнь, свобода».