Сопредседатель Комиссии по правовым вопросам Партии равенства и демократии народов (ПНРД) Озтюрк Тюркдоган ответил на заявления министра юстиции Йылмаза Тунча относительно законодательства о видеосообщениях и перечислил соответствующие статьи закона. Тюркдоган заявил: «Вопрос видеозвонков регулируется законодательством. Главное, чтобы на то была воля».
20 февраля в телепередаче министр юстиции Йлмаз Тунч на вопрос о том, будет ли заявление лидера Абдуллы Оджалана сделано в видеоформате, ответил: «В нашем законодательстве нет положения, позволяющего осужденному обращаться к общественности через видео. Необходимо устранить неправильные толкования». На это заявление ответил также Озтюрк Тюркдоган, сопредседатель Комиссии по юридическим вопросам ПНРД. Тюркдоган, выступая на телеканале «Медия Хабар», заявил, что такое законодательство существует.
ИМРАЛЫ — ЧЕРНАЯ ДЫРА ЗАКОНА
Тюркдоган сказал: «Мы столкнулись с интересной ситуацией. Имралы — это фактически черная дыра в законодательстве. Нынешний Закон об исполнении наказаний № 5275 вступил в силу в 2005 году. Предыдущий Закон об исполнении наказаний не применялся в тюрьме острова Имралы, и нынешний тоже до сих пор не применяется. Но, несмотря на слова господина министра, в этом законе есть несколько статей. Параграф 60/4 закона гласит, что вещательная деятельность может быть организована в рамках свободы слова. Это полностью зависит от разрешения Министерства юстиции. Статья 66 включает в себя право на телефонные звонки, которым господину Оджалану до сих пор разрешалось воспользоваться дважды. Статья 67 также включает право на использование интернет-трансляций. На самом деле этот вопрос должен решаться следующим образом: во-первых, если представители политической власти, составляющие республиканский альянс, и их политические представители президент Эрдоган и глава ПНД Девлет Бахчели говорят о проблеме выживания и придают такое большое значение посланию господина Оджалана, то говорить, что в законодательстве нет соответствующих положений для этого, значит не совсем понимать проблему. Прежде всего, я думаю, что министру следует понять, насколько легитимным является этот вопрос. Если требуется законодательство, то оно есть».
«ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН И ЗАКОН ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ»
Тюркдоган заявил, что существует специальный закон под номером 6551, и сказал: «Этот закон был принят в 2014 году для очередного процесса решения. Этот закон до сих пор использовался в отношении государственных служащих, а также в отношении очень небольшого числа людей, входящих в состав Совета мудрецов, в ходе некоторых расследований. Этот закон предоставляет президенту Эрдогану всевозможные полномочия. Это закон с очень широким охватом. Следовательно, если речь идет о законодательстве, то в Турции оно существует. Не обязательно смотреть только на Закон об исполнении наказаний, ведь в нем уже есть статьи, на которые можно сослаться, чтобы передать видеообращение. Для этого требуется лишь письменное разрешение Министерства юстиции. Более того, у нас есть специальный закон. Если это потребуется, Президент может легко дать разрешение через уполномоченных лиц или напрямую своим собственным решением. Я хотел бы напомнить об этом».
«САМ ОДЖАЛАН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ»
Тюркдоган, отметив, что до сих пор совершались огромные несправедливости и нарушения прав, продолжил: «Если с обращением господина Оджалана начнется новый и важный процесс, то здесь необходимо срочно предпринять определенные шаги. В первую очередь, речь пойдет о том, чтобы господин Оджалан получил условия для поддержания здоровья, безопасности и свободной работы. После того, как столь важное обращение будет сделано, кто будет следить за его выполнением и как оно будет реализовано? Господин Оджалан должен лично заниматься реализацией этого обращения. Это было одной из самых больших проблем в период 2013–2015 годов. В то время мы говорили, что этот процесс должен вести сам господин Абдулла Оджалан. Если это не будет обеспечено, возникнет серьезная проблема. Об этом необходимо напоминать снова и снова. В действующем Законе об исполнении наказаний есть различные ссылки. Если этих ссылок недостаточно, существует специальный закон. В рамках этого обращения можно легко осуществить его в любой форме. Главное, чтобы политическая воля проявила решительность в этом вопросе. Прежде чем законы, существует понятие легитимности. Если действительно желателен легитимный, честный, искренний и серьезный процесс, то необходимо действовать соответствующим образом».
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Тюркдоган также высказался по поводу задержки с обращением Абдуллы Оджалана: «Здесь есть важные моменты, которые господин Оджалан озвучил во время встречи с нашей делегацией. Среди этих моментов — международные события и тот факт, что курдский народ и курдское движение впервые столкнулись с множеством вариантов в свете этих событий. Это очень важно. Я не считаю, что задержка связана с курдской стороной. Компоненты альянса "Народный союз" и политическая власть Турции должны принять решение. Действительно ли они вступят в процесс изменений и преобразований, соответствующий обращению, которое они ожидают от господина Оджалана, или нет? Обеспечат ли они единство на основе равенства или нет? Это стратегическое решение. Кроме того, как вы знаете, наша делегация провела переговоры, в частности с ведущими лицами в иракском Южном Курдистаном. Результаты этих переговоров также должны быть переданы господину Оджалану, и, насколько я понимаю, необходимо провести некоторые оценки. Я считаю, что было бы полезнее, чтобы этот призыв не откладывался, а был действительно реализован.
Лучше поздно, чем никогда, главное, чтобы на этот раз мы смогли осуществить этот новый процесс изменений и преобразований. В этом смысле я не считаю, что мы сильно опоздали. Кроме того, сегодня проходит съезд Партии справедливости и развития (ПСР). Возможно, новая структура управления, новые решения и новый кабинет, которые будут сформированы там, должны соответствовать новым масштабным процессам. Должны быть созданы соответствующие министерства. Это должно отразиться и на регионах. Должна быть государственная бюрократия, способная встретить новый процесс. Менталитет, ориентированный на безопасность, должен уступить место более либеральному подходу. Я считаю, что это также необходимо учитывать. На этот раз, я полагаю, идет подготовка к осуществимому и реализуемому обращению. Что касается вопроса обращения, то законодательство существует. Лишь бы была воля к этому».