Дипломатические источники сообщили, что голосование в Совете Безопасности ООН по поводу продолжения доставки гуманитарной помощи из-за границы в Сирию было отложено без одобрения Дамаска, хотя должно было состояться в четверг.
Один дипломат на условиях анонимности заявил агентству «Франс Пресс», что голосование проведут в пятницу. Другой же источник считает, что задержка даст «больше времени для завершения переговоров».
Мандат ООН по поводу гуманитарной помощи действует с 2014 года, но в 2020 году его действие было резко ограничено под давлением Москвы. Срок мандата истекает в субботу.
Член президиума Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Сиханок Дибо прокомментировал это так: «Разумеется, резолюция ООН 2254 — это резолюция, согласованная всеми участниками и сторонами, заинтересованными в разрешении сирийского кризиса, и в первую очередь самой Россией. Но когда мы слышим из разных источников, что существует намерение России и намерение собравшихся в Астане внести проект решения о переходах, суть которого заключается в повторном закрытии контрольно-пропускного пункта Тель-Кочар и открытие контрольно-пропускного пункта Баб-аль-Хава, то это ситуация, мягко говоря, является противоречивой».
Дибо решительно отверг «политизацию вопросов, связанных с гуманитарной помощью и контролем ее доставки до пунктов назначения, ради снижения рисков по поводу продолжающегося одиннадцатый год кризиса в области гуманитарной помощи».
Он считает, что любой шаг в этом направлении «представляет собой на данный момент дополнительное препятствие на пути к разрешению сирийского кризиса». На данный момент Россия имеет свои силы в северно-восточной Сирии и в районе перехода Тель-Кочер в качестве главного гаранта прекращения огня с 2019 года, после оккупации Турцией Сарекание и Гре Спи. По мнению Дибо в этом и есть суть противоречия, которое показывает намерение политизировать гуманитарные переходы.
Закрытие контрольно-пропускного пункта Тель-Кочр является наказанием для пяти миллионов человек.
По поводу того, что контрольно-пропускной пункт Баб-аль-Хава остается открытым, Дибо сказал следующее: «Существует общемировое признание (в том числе в России и США) «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ, ранее «Джабхат ан-Нусра») террористической организацией, но она свободно контролирует КПП Баб-эль-Хава вместе с Турцией».
Член президиума Ассамблеи демократической Сирии (АДС) подчеркнул необходимость понять, что наказаны будут жители Идлиба, и продолжил: «Конечно, мы поддерживаем поставки гуманитарной помощи во все сирийские регионы, но политизация функционирования проходов для доставки гуманитарной помощи и закрытие КПП «Тель-Кочар» является наказанием для 5 миллионов человек и для тех, кто в глазах международного сообщества ответственны за их безопасность, то есть для Сил демократической Сирии. СДС являются глобальным символом борьбы с терроризмом. Вместо оказания гуманитарной помощи они должны решать проблему лагеря «Холь», и еще более важную проблему – с тем, что делать с 60 000 боевиками ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).
Он отметил: «Решения этой проблемы не стоит ожидать от России, и, если Россия будет настаивать на том, чтобы взять на себя эту ответственность, проблема будет только усложнена. В этом плане будет лучше, если Россия возьмет на себя основную сложность проблемы именно с гуманитарной точки зрения».
Переход от централизованной системы к системе самоуправления
Касаемо недавних заявлений Москвы о стремлении стать посредником в диалоге Дамаска и Автономной администрации, Дибо призвал Россию принять более общий подход к урегулированию сирийского кризиса: «Мы услышали от МИД России заявление, в котором говорилось, что оно рассчитывает на диалог между северо-восточной Сирией и центральным правительством. Проанализировав его, мы делаем вывод, что формулировка является не совсем полной. Это должно быть российское приглашение к диалогу между Автономной администрацией и Ассамблеей демократической Сирии (АДС) с одной стороны и сирийским правительством с другой. Главный вопрос для нас заключается не только в решение курдского вопроса, но, скорее, в решение всего сирийского кризиса и осуществлении перехода от централизованной системы к децентрализованной демократической системе в форме самоуправления».
Он добавил в том же контексте: «Формулировка этого заявления, которую некоторые считают почти вводящим в заблуждение, должна быть исправлена, чтобы она выглядела более всеобъемлющей. Диалог между Автономной администрацией и Ассамблеей демократической Сирии с одной стороны и сирийским правительством с другой выглядит конструктивным и надежным шагом, а также хорошей отправной точкой для дальнейших действий».
Дибо указал на то, что существует противоречие между разными заявлениями и еще раз подчеркнул: «Если открытие контрольно-пропускного пункта Тель-Кочар не состоится, то это будет наказанием для пяти миллионов сирийцев».
В ответ на вопрос о переброске групп боевиков в Идлиб через открытый КПП «Баб-аль-Хава» член президиума Сирийского демократического совета заявил, что любой, кто рассматривает организацию «Джабхат ан-Нусра» в качестве законной оппозиции, поддерживает нарушение сирийского суверенитета и турецкую оккупацию сирийских территорий, что является абсолютно недопустимым.