Восстание в Восточном Курдистане и Иране за свободу и самоопределение длится уже 39 дней. Режим духовенства развернул реакцию на полную силу: по состоянию на сегодняшний день убито более 200 человек, по крайней мере, 40 из них в Восточном Курдистане. Но нет никаких признаков ослабления восстания. В Махабаде на выходных была объявлена еще одна всеобщая забастовка, и, несмотря на усиленное присутствие сил безопасности, вечером много людей вышло на улицы, скандируя «Женщина, жизнь, свобода» и «Смерть диктатору». Протесты в адрес режима прошли также в Сине (Санандадж), Секизе (Саккез), Кирмашане (Керманшах), Девлане (Дехголан) и Бокане. Сообщается, что в Сине снова раздались выстрелы, а в Кирмашане студенты университета Рази скандировали: «Мы будем сражаться, мы умрем, мы вернем Иран». Вчера также началась забастовка, объявленная Координационным советом профсоюзов учителей.
Сопредседатель ПСЖК (Партии за свободную жизнь в Курдистане) Сияменд Моини считает, что Курдистан — это центр революции в Иране. В интервью RojNews Моини рассказал о текущей ситуации в стране, проекте своей партии и важности общей позиции всех участников сопротивления.
— На ваш взгляд, в чем разница между нынешним восстанием, которое было вызвано насильственной смертью Жины Махсы Амини, и предыдущими протестными движениями?
— Диктатуры и консервативные системы имеют свои собственные истины, основанные на определенных ограничениях и неприятии других идей. Эти системы, как правило, выступают против любой формы социальной и личной свободы. Они не принимают никакого пути, который ведет к свободе. Исламская Республика Иран действует в рамках этого сознания и с милитаристской точки зрения. Именно так поддерживается патриархальная система. Совершенно естественно называть этот режим религиозным и фашистским. Он никогда не пытался найти решения. Поэтому различные группы и классы постоянно организовывают протесты в Иране. Однако нынешние демонстрации отличаются от предыдущих. Их можно охарактеризовать как начало возрождения сознания и идей в Иране и во всем регионе. Предыдущие протесты были либо классовыми, либо региональными и были направлены против централистского менталитета национального государства. Между различными социальными компонентами Ирана и Курдистана не было точек соприкосновения. На этот раз демонстрации во главе с курдскими женщинами начались в Восточном Курдистане. Люди используют революционный лозунг «Женщина, жизнь, свобода». Он объединяет все силы и партии, выступающие против иранского режима. Его скандируют по всей стране, но родом он из Восточного Курдистана. Это означает, что Курдистан может стать центром и авангардом демократической и либеральной революции во всем Иране.
«РЕЖИМ РАССМАТРИВАЕТ ПРОБЛЕМУ ДЕМОКРАТИИ И СВОБОДЫ КАК ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
— Каковы требования народа, особенно женщин, в Иране и Восточном Курдистане?
— У каждой группы населения и у каждой идентичности есть свои требования. Однако если посмотреть на проблему с социологической и политической точки зрения, то можно обнаружить, что между требованиями всех групп населения и идентичностей в Иране есть много общих моментов. Одним из таких пунктов является требование свержения тоталитарного, фашистского и религиозного режима. Этот режим неприемлем для групп населения Ирана и для женщин, которые, в конце концов, составляют половину общества. В этой стране угнетение режима достигло такого уровня, что он вмешивается в жизнь каждого. Он диктует женщинам, как им одеваться и как повязывать платки на голове. Режим рассматривает вопрос демократии и свободы народов как проблему безопасности и угрозу собственной власти. Он не допускает никакой свободы. Он заставляет всех молчать под предлогом якобы «разделения Ирана». В последние годы мы, как ПСЖК, представили много проектов, но требования народа Восточного Курдистана правительство никогда не принимало во внимание. Поэтому народ Ирана, особенно курдский народ в Восточном Курдистане, ищет пути борьбы за свободу.
«МЫ СВИДЕТЕЛИ КРАХА РЕЖИМА»
— Иранский режим утверждает, что за протестами стоят иностранные силы, и обвиняет в этом организации из Восточного Курдистана. Как вы оцениваете эти обвинения?
— Такие заявления режима не новы; большинство диктатур, попавших в беду и неспособных решить проблемы общества, ищут оправдание в том, что за протестами стоят силы из-за рубежа. Это полная ложь и неубедительное оправдание, которое диктаторы используют в ответ на требования свободы и прав. Когда обществом правит диктаторская и тоталитарная система, где нет свободы, люди вынуждены протестовать и требовать от правительства соблюдения своих прав. В каждом конфликте между народом и правительством диктаторы ссылаются на внешние силы. Однако история человечества показала, что этот метод не приносит успеха. Наоборот, мы наблюдаем крах диктатуры и то, как народ разрушает эту систему.
«НЕ ЗАМЕНЯЙТЕ ДИКТАТУРУ НОВОЙ»
— Некоторые силы пытаются обратить надежды народа вовне и возродить шахский режим. Что за этим стоит?
— Действительно, есть некоторые партии и отдельные лица, которые возлагают все свои надежды на иностранное вмешательство и хотят занять место в будущем правительстве. Но они не отражают волю народа. Это в основном означает, что у этих кругов нет эффективной организации в народе. Поэтому они хотят поставить себя на место старых диктаторов с помощью иностранных держав. Мы знаем, что у мировой системы есть свои полулиберальные планы и проекты в регионе, которые она хочет реализовать из собственных интересов. В отличие от этого, на другом фронте народная власть готовится к построению устойчивого и демократического общества. Но, с другой стороны, есть и те, кто хочет реализовать полулиберальные устремления международных держав и сменить нынешнюю диктатуру на новую. Однако народы Ирана и особенно курды уже знают эту династическую систему. Она не может завоевать симпатии среди иранского народа такими шовинистическими методами. Народ в целом требует мира и свободы. Он отвергает религиозную и расистскую диктатуру. Поэтому этой системе не будет места в будущем Ирана.
«РЕАКЦИОНЕРЫ ХОТЯТ ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ ПАТРИАРХАЛЬНЫМИ ПУТЯМИ ТРЕБОВАНИЯ ЖЕНЩИН»
— Существуют ли попытки маргинализировать требования женщин в ходе протестов?
— Общеизвестно, что иранское общество сформировалось под влиянием всесторонне патриархального менталитета через систему образования и систему Исламской Республики. Исходя из этого, менталитет также является патриархальным. С точки зрения социологии понятно, что идеи режима и части иранской оппозиции основаны на этих идеях. Они рассматривают политические события и социальные проблемы с точки зрения власти и господства мужчин. Поэтому патриархальная часть этого общества не может переварить естественные требования женщин о свободе и равенстве. Они хотят либерализовать эти требования в соответствии со своими собственными представлениями или, другими словами, в соответствии с патриархальными идеями. Однако демократические требования женщин, которые я ранее назвал возрождением духа, являются препятствием для консервативного и патриархального менталитета. Поэтому вполне естественно, что в обществе, где доминируют мужчины, консерваторы хотят скрыть свой реакционный менталитет под революционной маской.
«КУРДСКИЙ НАРОД ДЕЙСТВУЕТ В ЕДИНСТВЕ И СОЛИДАРНОСТИ В ВОСТОЧНОМ КУРДИСТАНЕ»
— А как насчет политического единства сил в Восточном Курдистане?
— Независимо от политических партий, курдский народ в целом находится в состоянии единства и солидарности. Восстание, начавшееся в городе Секиз в связи с убийством Жины Амини, вскоре поддержали в других городах Восточного Курдистана. В восстании участвовали не только города Курдистана, но и такие города, как Тегеран, Тебриз, Шираз и Ахваз. Это восстание распространилось по всему Ирану, и курды, живущие в других странах, также вышли на улицы против режима. Это удивило все репрессивные силы в Иране.
«НЕЛЬЗЯ РЕФОРМИРОВАТЬ РЕЖИМ»
— Какого решения вы хотите для Ирана?
— Исламская Республика с ее религиозными и фашистскими воззрениями не допускает никакой возможности для демократии и решения проблем в Иране. Сейчас, после более чем 40 лет пребывания у власти, они не могут терпеть даже своих старых союзников. Многие из их бывших лидеров были ликвидированы, убиты или заключены в тюрьму. Что касается курдского вопроса, то эта система подходит к нему как с точки зрения безопасности, так и с религиозно— фашистской точки зрения. Поэтому было бы исторической ошибкой ожидать от такой системы демократии. Как мы уже говорили, при таком правительстве нет возможности для перемен и реформ. Поэтому реформы и перемены сейчас невозможны. Перемены могут означать только крах этого режима и смену власти. У ПСЖК есть проекты на этот период.
«Пока не будет достигнута победа»
— Каково ваше требование к иранскому народу, иранским силам, демократическим силам и женщинам в этот период?
— С 2016 года мы работаем над двумя основными проектами: один для Восточного Курдистана, а другой — для всего Ирана. Мы хотим, чтобы продемократические силы сотрудничали в едином фронте против этого тоталитарного режима. В настоящее время лозунг «Женщина, жизнь, свобода» объединил все силы по всему Ирану. Курдский народ стал авангардом этого восстания. Пришло время воспользоваться этим. Большинство социальных компонентов в Иране признали авангардную роль Курдистана. На данном этапе он может возглавить народную революцию. Однако важно укрепить единство Восточного Курдистана и продолжать это восстание до победы. Важно, чтобы демонстрации продолжались до успеха. Мы, ПСЖК, боролись за наш народ с первого дня и будем со всей силы продолжать стоять на стороне нашего народа и людей, которые требуют свободы в Иране. До тех пор, пока не будет достигнута победа.