Несколько дней назад газета Asharq Al-Awsat опубликовала иорданский документ, а также секретное приложение к нему, который был посвящен нормализации отношений между арабскими странами и правительством Сирии.
В документе под названием «Ла Варакат» говорится, что конечной целью арабских стран по нормализации отношений с Дамаском является вывод всех иностранных сил и иностранных боевиков из Сирии, которые вошли в страну после 2011 года. Также нужно осуществить вывод военных сил США и коалиции с северо-востока Сирии, в том числе и с американской базы Аль-Танф у границ Иордании и Ирака. Предполагается и осуществление еще некоторых шагов, в том числе ограничение иранского влияния в определенных регионах Сирии и признание законных интересов России.
По данным газеты, иорданская сторона разработала этот план несколько месяцев назад, а король Иордании Абдалла II обсуждал его с президентом США Джо Байденом в Вашингтоне в июле и российским президентом Владимиром Путиным в августе этого года, а также с некоторыми лидерами арабских и не только государств.
Документ также имеет шестистраничное приложение, которое включает в себя обзор событий последних десяти лет и анализ политики сирийской «смены режима». Предлагалось «постепенное изменение поведения сирийского режима» после провала на предыдущем этапе.
Сопредседатель Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Рияд Дарар в своей беседе с нашим агентством заявил: «Иорданский король посетил США в июле и Россию в августе текущего года, чтобы попытаться решить проблемы, с которыми сталкивается Иордания, в частности, и весь Ближний Восток в целом. В результате этих визитов представитель Иордании на заседаниях Ассамблеи ООН выступил с неофициальным документом, в котором содержались предложения по урегулированию сирийского кризиса с точки зрения Иордании.
Данный неофициальный документ предлагает снова иметь дело с режимом Асада. Однако предыдущее сотрудничество с ним было дорогостоящими и не принесло никакой выгоды в ходе конфронтации. Этот неофициальный документ самим своим названием отражает то, что он открыт для обсуждения и возможных изменений.
Этот документ нельзя считать проработанным из-за неточностей в его содержании. В нем ничего не говорится о трагической судьбе сирийцев и о тех разрушениях, убийствах и голоде, которым подвергались простые жители (но не представители власти) еще до начала каких-либо санкций. Это касалось только обыкновенных людей, а представители режима процветали с помощью коррупции даже при полной разрухе.
Тем не менее в документе предлагаются некоторые поощрения для режима, которые не ослабят наказания, не послужат решению кризиса и не сделают положение бедных людей легче. Соответственно, режим будет относиться к данному решению таким же образом, как и к предыдущим. Он будет выражать одобрение и со всем соглашаться, но только формально. Поэтому я не вижу никакой возможности реализовать пункты данной программы в достаточной степени продуктивно, чтобы достичь реальных результатов, которые пошли бы на пользу сирийскому народу, все еще страдающему от последствий болезненных событий прошлых лет».
Мы не видели этот документ, и он не предлагает приемлемого решения в истинном смысле этого слова
По поводу доступа АДС к этому неофициальному документу Дарар сказал: «Мы его не видели, и никто не связывался с нами, чтобы обсудить положения данного документа».
По поводу роли, которую данный документ отвел Ассамблее демократической Сирии, он заявил: «Документ включает параграф, касающийся Сил демократической Сирии. АДС были предложены некоторые региональные и международные сделки. В нем было предложено решение проблемы лагеря «Хол» и задержанных боевиков ИГИЛ*. Также предполагалось заключение соглашения между СДС и правительством Дамаска, которое бы способствовало выводу американских войск. Однако все это лишь надуманные предложения, которые не являются приемлемым решением в истинном смысле этого слова».
Дамаск не хочет, чтобы иранские силы были выведены из страны
Дарар также высказался про предполагаемый документом вывод иностранных войск из Сирии: «Данный документ не получил какого-либо пристального внимания со стороны США или Европы. Когда речь идет о борьбе с ячейками ИГИЛ, в американских заявлениях говорится, что миссия еще не окончена. Кроме того, в опубликованном неофициальном документе говорится об усилении российского влияния, которое может привести к выводу иранских сил, но это далеко от действительности. Любые действия сирийского режима не будут совершаться во вред Ирану. Режим полностью доверяет только Ирану.
Россия имеет возможность договориться о механизме реализации плана, но, как правило, Россия не оказывает давления на режим. Она извлекает выгоду из продолжения кризиса в Сирии, так как это помогает ей сближаться с вмешивающимися в сирийские дела странами и странами Персидского залива, увеличивая возможности своих компаний и их влияние в Сирии. Также Россия получает возможность для диалога с США и Европой по поводу проблем, не имеющих отношение к самой Сирии. Все эти выгоды касаются исключительно России. Что касается вывода отрядов Стражей исламской революции и связанных с Ираном группировок, то это должно стать предметом отдельных долгих переговоров».
Документ останется нереализованным
Что касается возможности реализации неофициального документа, Дарар сказал следующее: «Я думаю, что он останется в списке нереализованных, потому что каждое содержащееся в нем предложение не соответствует интересам режима и его союзников. Они стремятся несильно менять ситуацию и извлекать выгоду из предложений, которые могут служить лишь их интересам. Турция, конечно же, никогда не согласится с тем, чтобы единолично выйти из региона, поскольку у нее есть огромные амбиции, которые, на ее взгляд, вполне могут быть реализованы. Она не хочет, чтобы достижения Ирана или России были больше, чем ее достижения. Следовательно, Турция будет хитрить в поисках выигрышного для себя решения и не захочет способствовать достижению чужих интересов».
По поводу возможности того, что Иордания и другие арабские страны сыграют свою роль в разрешении кризиса и выполнении положений этого документа, которые касаются проблем терроризма и возвращения беженцев в собственные дома, Дарар заявил: «Я думаю, что неофициальный документ по задумке его авторов должен способствовать достижению интересов режима в обмен на требуемые от него меры и некоторые политические изменения. Согласно документу, предложения разных сторон будут тщательно анализироваться на основе поэтапного принципа. Что касается проблемы беженцев и перемещенных лиц, то ее решение основано на содействии добровольному и безопасному возвращению людей посредством постепенного и систематического процесса под надзором специализированного органа. Страх беженцев перед возможной опасностью делает процесс возвращения небезопасным, так как они не верят в нормальную жизнь после событий, о которых говорили в том числе и международные организации. Сейчас им небезопасно возвращаться потому, что режим может их разыскивать по самым различным причинам, например, выражение неугодного мнения и участие в демонстрациях или политических оппозиционных мероприятиях. Об этом было официально объявлено. Следовательно, этот документ может быть реализован только с помощью отлаженного конституционного механизма, так как сейчас невозможно вернуться к безопасной обстановке с нынешним отношением к возможным возвращенцам.
Тезисы о противодействии терроризму в неофициальном документе также могут вызывать разногласия. Самые сильные террористические группировки, по сути, поддерживаются целыми государствами, сложно противостоять экстремизму, который нельзя уничтожить до конца. Турция оккупировала сирийские территории с помощью негласных и официальных соглашений с контролирующими регион международными державами. Также она координирует действия многих экстремистских группировок, которые совершают преступления против мирных граждан, проживающих в регионах, контролируемых турецкой оккупации в Африне, Сарекание и других районах. Можно отметить и ее сотрудничество с «Джебхат ан-Нусрой»*, которая является ярким примером радикальной террористической группировки. От всего этого она должна отказаться ради реализации договора».
Сирийская проблема очень сложна, поэтому и нелегко сделать нужные практические шаги, которые могут быть реализованы всеми заинтересованными сторонами, которых в опубликованном неофициальном документе называют иностранными силами».
Цель данного договора – уйти от исполнения женевских решений
Дарар отметил: «Цель неофициального документа состоит в том, чтобы уйти от выполнения женевских решений и отозвать исполнение Резолюции 2254, потому что режим сейчас не может принимать участие в решениях без одобрения переходного руководящего органа, о котором говорится в Резолюции 2254.
Никакому документу не будет позволено отменить решение Совета Безопасности, и он самостоятельно не сможет вернуть режим в систему арабских стран, потому что это будет противоречить международным, а также региональным интересам, в том числе интересам арабских стран и даже Израиля. Требования этого документа отвечают целям и задачам режима, который вновь хочет обрести реальную силу под лозунгом стабильности. Стоит отметить, что государства, которые преодолели этап «арабской весны» и вернулись к безопасным режимам, имеют ослабленную волю и попали под контроль более сильных держав. Примерами этого являются вмешательство крупных держав в конфликты в странах Персидского залива и Иране, соперничество Турции и Ирана, новая роль Израиля, а также глобальный спор США с Китаем.
Неофициальный документ не является выходом для арабских стран
Риад Дарар обратился к заинтересованным арабским странам и авторам опубликованного неофициального договора: «Суть нашего послания заключается в том, что этот документ не является путем к решению. Это просто принятие очередной новой системы, а не способ решения гуманитарного кризиса. Несмотря на долгие обсуждения этого кризиса, лишь волевое политическое решение сможет разрешить кризис. Возвращение правительства Дамаска в Лигу арабских государств не приведет к качественному изменению, поскольку это будет лишь победа именно правительства, а не сирийского народа. Режим надеется, что его простят и проявят к нему щедрость, а также у него будет возможность присутствовать на заседании ЛАГ уже в Алжире, а поэтому все вернется к состоянию довоенной Сирии. Это не то, что соответствует желаниям сирийского народа.
Мы считаем, что необходимо изменить политику правительства Дамаска. Также другим арабским странам нужно вести иную политику в отношении разных проблем и гуманитарных вопросов в регионе. От мирового сообщества требуется, чтобы некоторые его представители обратили внимание на те жертвы, которые понесли сирийцы. Хотелось бы, чтобы мировые державы руководствовались гуманными соображениями, а не ставили свои интересы выше всего на свете».
*- организация, запрещенная на территории РФ