Турция

Резан Сарыджа: Турция вводит Европу в заблуждение

«План действий», представленный Комитету министров Евросоюза, далек от решения, принятого в отношении Оджалана, отметил адвокат Резан Сарыджа.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что пожизненный приговор курдскому национальному лидеру Абдулле Оджалану, который с 15 августа 1999 года содержится в закрытой тюрьме строгого режима типа F в Имралы, нарушает 3-й пункт Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), запрещающий пытки и жестокое обращение. Вслед за этим решением 18 марта 2014 года по тому же вопросу было вынесено решение о нарушении прав человека, которые происходят в отношении заключенных Хаяти Кайтана, Эмина Гурбана и Дживана Болтана. Несмотря на точто с момента принятия решения о нарушении в отношении г-на Оджалана и других заключенных прошло 7 лет, не было предпринято никаких действий, которые мобилизовали бы юридические и правозащитные организации.

Ассоциация юристов за свободу, Фонд общества и правовых исследований, Ассоциация прав человека (АПЧ) и Фонд прав человека Турции, обратились 26 июля в Комитет министров Евросоюза*, который контролирует и выполняет решения, принятые ЕСПЧ. Тогда Комитет впервые включил этот вопрос в повестку дня и решил обсудить решение на заседании, которое пройдет с 30 ноября по 2 декабря.

«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН» ДЛЯ ИМРАЛЫ

Турция сделала два отдельных уведомления после того, как Комитет вынес этот вопрос на повестку дня. В своих уведомлениях Турция утверждала, что в Имралы не было нарушений с 2009 года. Турция проигнорировала выводы и предложения, касающиеся «обеспечения права на надежду» и «внесения поправок в законодательство о режиме исполнения пожизненного заключения при отягчающих обстоятельствах». С 2009 года Оджалан и другие заключенные по разным причинам лишены возможности встречаться со своими семьями и адвокатами.

В уведомлении, представленном Комитету 7 октября под названием «План действий», Турция заявила, что Оджалан и другие заключенные не имеют права на условное освобождение, и признала, что в Имралы действует «частное право». 

Резан Сарыджа, один из адвокатов адвокатского бюро «Ашрин», представил агентству «Меcопотамия» оценки относительно уведомлений Турции и возможных решений, которые примет Совет.

ТУРЦИЯ НАСТАИВАЕТ НА ОТСУТСТВИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ В ИМРАЛЫ

Заявив, что Турция в своих уведомлениях применяет подход, далекий от сути вопроса, Сарыджа рассказал о том, что Турция настаивает на отсутствии нарушений прав человека в Имралы. Сарыджа сказал: «Заявления Турции не новы. В своих уведомлениях в 2016 году она утверждала, что решение было выполнено. Поэтому мы должны еще раз сосредоточиться на решении ЕСПЧ. Главный вопрос заключается в том, что пожизненное заключение будет фактически пожизненным, а это означает, что люди не смогут выйти из тюрьмы, пока не умрут. ЕСПЧ говорит, что это пытка. Бессмысленно, когда Турция говорит, что в Имралы нет никаких нарушений».

ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Утверждая, что заявления Турции об отсутствии нарушений в Имралы касаются права на посещение, Сарыджа сказал: «Ответ Турции касался изоляции. Однако Комитет больше интересует пожизненное заключение, а не изоляция. Он отслеживает этот вопрос в законодательстве Турции. Будет это развитие ситуации в соответствии с решением ЕСПЧ или нет? Это то, за чем они наблюдают. Поэтому они будут оценивать уведомления, поданные как НПО, так и Турцией, и отслеживать, есть ли изменения в соответствии с принятым решением». 

ЦЕЛЬ ТУРЦИИ

Сарыджа отметил, что упорное игнорирование Турцией требований НПО означает, что она не выполнит решение. Он сказал: «Представленный Турцией «план действий» не содержит никаких указаний на процесс, которому следовал Комитет. План не реалистичен и не применим на практике. Короче говоря, применяется подход, который уклоняется от этого. Этим Турция пытается отвлечь внимание Комитета. Она ожидает, что Комитет отойдет от решения и демонстрирует незаконный подход».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ НА КОМИТЕТЕ

Заявив, что их главное требование к Турции – привести существующий закон в соответствие с ЕСПЧ и правами человека, Сарыджа подчеркнул, что Турция также должна представить реалистичный и применимый на практике план действий для процесса мониторинга. Сарыджа сказал: «План действий и ответы, которые Турция представила до сих пор, не соответствуют этому. Мы требуем, чтобы он был составлен в соответствии с решением ЕСПЧ. Однако Турция настаивает на том, что она не будет ничего исправлять. Мы видим, что она будет действовать вопреки закону, не признает решение ЕСПЧ и попытается ввести в заблуждение процесс мониторинга Комитета. Если она не будет выполнять свои обязательства, то ответственность лежит на Комитете. И в случае, если Комитет определит, что Турция не выполнила решение, будут обсуждаться отношения Турции с Комитетом. Турция должна действовать в соответствии с решениями ЕСПЧ, потому что она является ее членом. Членство Турции окажется под угрозой, если Турция будет настаивать на невыполнении решения. Могут быть введены и другие санкции».

*-Комитет министров состоит из министров иностранных дел 47 государств – членов Совета Европы или их постоянных представителей в Страсбурге.