Реми Пагани, бывший мэр и нынешний депутат кантонного парламента Женевы, ответил на вопросы Серкана Дамиреля из информационного агентства «Medya Haber».
- Мы знаем, что Вы являетесь политиком, который давно и пристально следит за курдским вопросом. Как вы оцениваете политику турецкого государства в отношении курдов? Мне хотелось бы начать с общей картины.
- Прежде всего, я хотел бы отметить следующее. На самом деле меньшинство в Турции - это турки, большинство - курдский народ. Курды также составляют пролетариат Турции. Несмотря на это, отрицание курдов является большой проблемой, и тот факт, что существование курдского народа не принимается, и привел к вооруженной борьбе.
- Как вы знаете, турецкое государство в настоящее время ведет войну против РПК в Северном Ираке и против курдского народа в Рожаве. Как вы оцениваете агрессивное отношение Турции к курдскому народу?
- Такой подход Турции совершенно неправильный. Чтобы объяснить это, я хотел бы вернуться немного назад и привести пример из истории Испании, а именно баскскую и каталонскую проблемы. Сегодня баски и каталонцы могут говорить на своем языке. Или возьмем в качестве примера Швейцарию. Здесь существует 4 официальных языка. Все части общества сумели жить вместе, уважая язык и культуру других частей. Хотя возможно, чтобы различные идентичности жили одинаково, турецкая администрация, которая представляет собой турецкую буржуазию, предпочитает бороться против курдов, запрещая курдский язык, культуру и идентичность. Турецкое государство по-прежнему арестовывает сотни курдских политиков, депутатов, избранных демократическим путем, и бросает их в тюрьму. Самое основное право курдского народа - право на самоуправление - под запретом. Все это неприемлемо и преступно.
С другой стороны, перед нами опыт демократической системы, внедренной РПК, особенно опыт Рожавы, который может служить примером для Европы. Например, очень важно, что в центре этой системы находятся женщины.
Турецкое государство считает эту демократическую систему, реализуемую под руководством курдов, неприемлемой и усиливает свои нападки на курдский народ.
«ВСЕ ЗНАЮТ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЭРДОГАНА С ИГИЛ*»
- Как вам известно, курды боролись против такой террористической организации, как ИГИЛ, от которой страдает весь мир, и одержали над нею военную победу. Но сегодня такие державы, как Европа и НАТО, предпочитают молчать против плана Турции вторгнуться в Рожаву. Как вы оцениваете такое отношение международного сообщества?
- Такое отношение, на мой взгляд, является лицемерием США, то есть Запада. Курды были нужны Западу, чтобы уничтожить ИГИЛ, которое само по себе является большой угрозой. Благодаря курдам эта террористическая угроза была ликвидирована. Но тот же Запад позволяет Эрдогану нападать на курдов, которые борются с ИГИЛ. Такое отношение Запада неприемлемо.
- Сегодня в тюрьмах Рожавы содержатся более 10 тысяч членов банд. Говорят, что если Турция вторгнется в регион, эти заключенные будут освобождены. Что бы вы хотели сказать по этому поводу?
- Около двух лет назад я ездил в Северный Ирак, то есть в Южный Курдистан. Согласно данным, которые я там получил, Эрдоган заключил ряд экономических соглашений с правительством Южного Курдистана, а также поддерживает активы ИГИЛ в этом регионе. Отношения Эрдогана с ИГИЛ не новы, это всем известно. В этом контексте Эрдоган рассматривает РПК как помеху террористам ИГИЛ. Учитывая политику Эрдогана и его грязные отношения в регионе, если Турция вторгнется в Рожаву, она освободит всех находящихся там джихадистов. Все должны знать, что эти заключенные джихадисты представляют собой большую фашистскую силу и очень опасны.
Например, находясь в этом регионе, я также посетил Шенгал. Следы бойни, устроенной ИГИЛ, все еще остаются. Жители Шенгала опасаются, что будут новые массовые убийства.
- Разве международные державы не видят эту опасность, о которой вы говорите, или они не осознают ее?
- Эрдоган продолжает вести грязную войну против курдов, хитро скрывая себя за этой войной и свою роль в конфликте на Украине.
Например, Эрдоган угрожает Западу, говоря: «Если вы хотите, чтобы зерновой кризис был разрешен или чтобы Швеция была включена в НАТО, вы не будете вмешиваться в войну, которую я веду в регионе, особенно против курдов».
Он явно хочет дестабилизировать регион, воспользовавшись конфликтом между Украиной и Россией для своей экспансионистской политики и особенно для того, чтобы остаться у власти.
Учитывая все это, я считаю, что Эрдоган должен покинуть властные структуры как можно скорее.
«РЕЖИМ ЭРДОГАНА - ЭТО ДИКТАТОРСКАЯ СИСТЕМА»
- Почему вы считаете, что правительство Эрдогана должно быть упразднено или как вы оцениваете этот режим?
- Прежде всего, я должен отметить, что режим Эрдогана - это чисто диктаторская система. Проще говоря, это диктатура, когда арестовывают любого, кого он сочтет оппозицией.
Например, почему бывший мэр Диярбакыра Гюльтан Кышанак находится в тюрьме? Я присутствовал на суде. Основания для него и ареста - это полностью заслуга мэрии. Я также исполнял обязанности мэра и совершил все преступления, которые ему приписывают. Несмотря на столь незначительные обвинения Гюльтан Кышанак до сих пор содержится в тюрьме. Если это не диктатура, то что тогда?
«ЭРДОГАН ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ ДЛЯ ЕВРОПЫ»
- Считаете ли вы Эрдогана угрозой и для Европы?
- Да, Эрдоган представляет реальную угрозу для Европы. Особенно в том ключе, что он хочет Европу дестабилизировать. После начала боевых действий между Россией и Украиной мы увидели, что Европа сама оказалась на грани войны.
Эрдоган может сделать нечто еще более опасное. В какой-то момент Эрдоган может изменить свою стратегию, а затем поддержать людей, которые будут распространять террор в Европе. Вполне возможно, что он сделает это в своих собственных интересах.
Действия, которые он сегодня совершает для переизбрания, свидетельствует об этом. Например, он арестовывает членов парламента так, как это никогда не делалось в Европе.
Например, после референдума и декларации независимости Каталонии Испания арестовала каталонских политиков, которые были инициаторами этого. Эта ситуация затронула всю Европу, но Европа практически не отреагировала.
Если член НАТО Турция, а именно Эрдоган, арестует парламентариев, люди подумают, что это нормально. Мы должны четко сказать, что такой человек, как Эрдоган, не должен прийти к власти. И мы должны принять меры, чтобы в Турции действительно уважали демократию.
- Считаете ли вы, что позиция НАТО и Европа поддерживает политику Эрдогана?
- Эрдогану удается демонстрировать свое неприятие дестабилизации Ближнего Востока, в том числе время от времени поддерживать Израиль в своих интересах. Он мастерски использует оппозицию, проводя двуличную политику, и натравливая оппозицию друг против друга.
Помимо этого, Эрдоган является верным союзником НАТО. Об этом свидетельствуют военные базы США в Турции. Существует также проблема Кипра. К сожалению, Эрдогану удается сохранить свою диктатуру, пользуясь всеми этими моментами.
- Опять же, мы знаем, что Эрдоган в определенные периоды мобилизовал крайние турецкие националистические группы против оппозиционных групп в Европе. Например, совсем недавно во Франции были убиты 3 курда. Курды утверждают, что они были организованы турецким государством. Что бы вы хотели сказать по этому поводу?
- Я сам подвергался давлению со стороны этих групп. Перед тем как я отправился в Турцию, чтобы присутствовать на суде некоторых профсоюзных деятелей и политиков, сотрудники турецкого консульства здесь предупредили меня, что мой визит в эту страну нежелателен. Я все равно поехал. В Европе действует ультранационалистическая группа под названием «Серые волки», и это факт. Турецкие власти иногда не скрывали своей связи с ними.
«ЭРДОГАН СОВЕРШАЕТ ВОЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ КУРДОВ»
Давайте вернемся к войне, которую ведет турецкое государство в Курдистане. Некоторое время назад РПК посредством опубликованных видеороликов показала, что турецкое государство использует против партизан химическое оружие. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Я слышал из интервью в прессе, что армия Эрдогана использовала запрещенные газы. И не только это. Когда я ездил в Иракский Курдистан, у меня была возможность пообщаться с курдскими бойцами. Например, с помощью беспилотных летательных аппаратов турецкие военные обнаруживают все живое и бомбят эти районы. В результате таких атак гибнут и мирные жители. К сожалению, у курдских бойцов нет средств противодействия этой технике. В этом смысле эти атаки турецкого государства представляют собой военное преступление.
Мы отправились в Иракский Курдистан, чтобы на месте выявить военные преступления Эрдогана, но, к сожалению, нас не пустили в зоны конфликта.
«РПК - ЭТО ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ»
- Как вы знаете, Европа и многие страны до сих пор держат РПК в списке «террористических» организаций, как вы это оцениваете?
- Это двуличная политика. Потому что это решение отвечает интересам многих. НАТО не хочет, чтобы в Турции, как и в Ираке, образовался курдский автономный регион. Опять же, они не хотят, чтобы курды объединились в своей раздробленной географии. В этом смысле они поддерживают войну Эрдогана против курдов, включив РПК в список террористов.
Я думаю, что РПК - это движение сопротивления, и я вижу его именно таким. Это сопротивление продолжается уже несколько десятилетий. Благодаря этому сопротивлению были освобождены курдские земли в Сирии и построена Рожава. Сегодня в Рожаве построена демократическая система, в которой женщины занимают центральное место.
«ИЗОЛЯЦИЯ ОДЖАЛАНА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПЫТКУ»
- Как вам известно, лидер курдского народа Абдулла Оджалан уже долгое время находится в условиях жесткой изоляции. Как вы оцениваете эту ситуацию?
- Прежде всего, я осуждаю изоляцию г-на Оджалана и считаю, что все должны осудить эту ситуацию. В течение почти двух лет ни его семья, ни его адвокаты не получали от него никаких известий.
Уже много лет он содержится в тяжелых условиях. А последнее время практика изоляции в отношении господина Оджалана превратилась в пытки.
Я уже посещал некоторые из турецких тюрем с делегациями. Они были построены как центры психологических пыток. Заключенные не могут видеть никого, кроме надзирателей. Это похоже на ад. Я посещал массовые тюрьмы в Колумбии, где содержатся по 2500 человек, и могу сказать, что условия в этих тюрьмах куда гуманнее, чем в турецких.
«ОДЖАЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН»
- Что бы вы хотели сказать о роли лидера курдского народа Абдуллы Оджалана в решении курдской проблемы?
- На мой взгляд, настанет время, когда мы найдем решение курдской проблемы. Эрдоган пытался решить курдскую проблему, когда-то он даже вел политические переговоры с Оджаланом и РПК. Но когда он понял, что этот процесс не отвечает его собственным интересам, он отказался от желания найти решение. Решение вооруженных конфликтов было найдено за пределами Турции, хотя на это потребовалось много времени. Я верю, что процесс придет и в решении курдского вопроса, представителем которого является и господин Оджалан.
- Не будет ли ему очень трудно руководить таким процессом в его нынешних условиях?
- Да, безусловно. Прежде всего, он должен, как минимум, иметь связь с внешним миром, а условия содержания в тюрьме должны быть улучшены. Затем он должен быть освобожден, чтобы возглавить процесс урегулирования в качестве представителя РПК.
* - террористическая организация, запрещенная в России