Турция

ПНРД: Оджалан должен стать участников дискуссий по курдскому вопросу

Пресс-секретарь ПНРД Айшегюль Доган заявила, что инициаторы недавних дискуссий не имеют общей дорожной карты. Она подчеркнула, что двери Имралы должны быть открыты, а Абдулла Оджалан должен быть включен в текущие дискуссии.

Пресс-секретарь Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Айшегюль Доган провела пресс-конференцию в штаб-квартире партии, посвященную заседанию Центрального исполнительного комитета, которое состоялось в воскресенье.

Доган прокомментировала недавние события, связанные с лидером Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели. 1 октября он пожал руки группе ПНРД на открытии Великого национального собрания Турции. Возобновились дискуссии о возможном процессе урегулирования ситуации с курдами. Однако в то же время на заседании группы партии во вторник Бахчели призвал Абдуллу Оджалана, который находится в тюрьме Имралы, «в одностороннем порядке объявить о прекращении террористической деятельности и ликвидации своей организации».

«Позвольте ещё раз акцентировать внимание на том, что курдская проблема является одной из самых серьёзных и ключевых для Турции. Мы имеем дело не только с внутренним вопросом, но и с региональными и международными аспектами. Поэтому для разрешения этой глубоко укоренившейся исторической проблемы требуется тщательный и вдумчивый подход», – заявила Айшегюль Доган.

Далее она продолжила: «Добрая воля и искренность – важные составляющие для разрешения любых конфликтов, но они не могут быть единственным ключом к решению курдского вопроса. Нам требуется серьёзный, всесторонний и исторический подход. Мы должны извлечь уроки из прошлого опыта и предложить новые идеи для демократического решения. Если это не будет сделано, то не будут урегулированы экономические проблемы, то не настанет демократия, то не будет прогресса. Это особенно актуально, учитывая, что Турция, несмотря на свой огромный потенциал, стала бедной страной.

Чего же ей не хватает? Ей не хватает свободы, равенства, справедливости, демократии и прав. Страна, лишённая этих ценностей, может только беднеть. Чтобы устранить эти проблемы и найти выход из сложившейся ситуации, мы можем начать с решения курдского вопроса. Это не новая идея. Курдский вопрос – это не вопрос безопасности, а вопрос демократии и идентичности. Достижение демократии невозможно без решения курдского вопроса. Мы, как партия, всегда придерживались этой позиции. В условиях нарастающего конфликта на Ближнем Востоке единственным выходом является демократическое разрешение курдского вопроса через переговоры. Мы поднимали этот вопрос еще до начала войны. В разные времена мы сталкивались с различными нападками. За что? За нашу приверженность к демократическому решению курдского вопроса и за наши требования в этом направлении.

Мы, как ПНРД, всегда открыты для переговоров и диалога. Это наша цель, и мы будем продолжать выступать за мир и демократию. В настоящее время в Народном альянсе звучат разные голоса. С одной стороны, мы видим стремление к внутреннему миру и демократическому развитию, а с другой – некоторые пытаются продемонстрировать свою дерзость и независимость. Когда мы рассматриваем намерения правящего крыла с такой точки зрения, нам становится сложно комментировать происходящее. Как ПНРД, мы обязаны информировать вас о том, что мы работаем открыто и у нас нет никаких тайн. Мы открыто говорим о своей позиции. Мы также наблюдаем за ситуацией, наши советы оценивают её, а сопредседатели нашей партии при каждой возможности делятся с общественностью своими взглядами и мнениями по этому вопросу и развитию событий. Повторюсь, мы не можем назвать текущую ситуацию процессом урегулирования, мы можем лишь сказать, что ведутся некоторые обсуждения».

Доган подчеркнула, что в процессе обсуждения курдского вопроса представители ПНРД всегда ссылались на курдского лидера Абдуллу Оджалана, и именно по этой причине стали объектом нападок. Она заявила, что те, кто инициировал обсуждения, не были открыты в своих взглядах на решение вопроса. Указав на то, что инициаторы дискуссий не представили общественности чёткой дорожной карты, Айшегюль Доган сказала: «То, что делает ПНРД, то, чего она хочет достичь и к чему стремится, предельно ясно и не оставляет места для сомнений или подозрений. Все знают нашу позицию по вопросу урегулирования и мира. Мы также напоминаем тем, кто не в курсе. В каждом нашем заявлении мы объясняли, почему решение и мир необходимы Турции, почему они важны для народов Ближнего Востока, и почему жизненно важно, чтобы мы продолжали двигаться в этом направлении».

Айшегюль Доган продолжила: «Курдский вопрос многогранен, и его решение не может быть достигнуто исключительно усилиями ПНРД. Тем не менее, мы считаем себя самыми активными участниками процесса решения, хотя и не единственными. Мы готовы взять на себя ответственность и проявлять инициативу. Однако мы хотели бы сказать общественности, что на данный момент нет ничего, что выходило бы за рамки обсуждений. Мы не являемся единственным субъектом, так как существуют конфликтующие стороны, которые также играют активную роль в этом процессе. Напомнив об этом, мы также берём на себя ответственность и проявляем смелость в Турции, где многие другие не готовы делать этого. Мы говорим о том, как найти справедливое решение курдского вопроса. Мы объясняем, как можно найти подлинный выход из этой сложной ситуации. В ситуации с множеством действующих лиц нельзя достичь решения, убирая важных участников процесса и пытаясь создать марионеток. Абдулла Оджалан – это человек, который предлагает решения и идеи не только по курдскому вопросу в Турции, но и по многим глобальным проблемам, особенно по событиям на Ближнем Востоке.

Мы уже несколько месяцев, а то и лет, поднимаем вопрос о системе изоляции в тюрьме Имралы. Мы организовывали акции и протесты, потому что считаем, что здесь нарушаются права человека. Изоляция – это недопустимый метод пыток, который нельзя применять ни к кому. И поэтому против нее нужно бороться. Оджалану и его товарищам по заключению отказывают в праве на общение, лишая их всех возможных прав. Ему не разрешают видеться с семьёй и адвокатами, он не может пользоваться телефоном и писать письма. Мы не знаем, что происходит там. Мы можем посещать другие тюрьмы, но о тюрьме на острове Имралы у нас нет никакой информации. Все пути туда закрыты, но председатель ПНД, г-н Бахчели, находит способ обратиться к Абдулле Оджалану. Наш сопредседатель ответил, и мы хотим повторить его слова: отройте двери для Абдуллы Оджалана, дайте общественности услышать его, дайте нам тоже услышать его ответ на ваш призыв, узнать, что он скажет...

Мы считаем его роль жизненно важной. С одной стороны, вы продолжаете держать его в изоляции, но с другой – обращаетесь к Абдулле Оджалану. Позвольте обратиться к нему ещё раз: «Необходимо положить конец этому беспрецедентному беззаконию». Мы считаем, что путь для диалога должен быть открыт. Если вы не снимете изоляцию, не откроете двери Имралы и не пригласите Абдуллу Оджалана к участию в этих дискуссиях, то все так и останется на уровне разговоров, которые не приведут к реальным результатам. Поэтому мы повторяем наш призыв: «Изоляция должна быть снята, врата Имралы – открыты, а Абдулла Оджалан – принимать участие в этих дискуссиях».