Кишанак: если мы будем молчать сегодня, завтра не о чем будет говорить
В продолжение своих выступлений по делу Кобани Гюлтан Кышанак сказала: «Я обращаюсь к турецкому обществу: если мы будем молчать сегодня, то завтра нам не о чем будет говорить».
В продолжение своих выступлений по делу Кобани Гюлтан Кышанак сказала: «Я обращаюсь к турецкому обществу: если мы будем молчать сегодня, то завтра нам не о чем будет говорить».
После акций протеста, состоявшихся 6–8 октября 2014 года против нападения ИГИЛ* на Кобани против 108 человек было выдвинуто обвинение против 108 человек. 18 из них были заключены в тюрьму, в том числе бывшие сопредседатели Демократической партии народов и членов Центрального исполнительного комитета. Дело продолжают слушать в Синдажане.
Заключенные тюрьмы Синджана Себахат Тунджел, Назми Гюр и Бюлент Пармаксыз присутствовали в зале суда. Некоторые политики присутствовали через видео-информационную систему (SEGBİS). Бывший сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ, находящийся в тюрьме Эдирне, присутствовал на слушаниях через видео-информационную систему (SEGBİS), Гюлтан Кышанак, находящаяся в тюрьме Кандыра, также была подключена к слушаниям через SEGBİS. За слушанием наблюдали юристы из Ассоциации адвокатов за свободу (ААС) и многие другие люди.
Суд начался с защиты Гюлтан Кышанак. Политик, которая начала свою речь с заявления о том, что Партия народного равенства и демократии (ПНРД) выступила на выборах с важными демократическими требованиями. Она отметила, что на местных выборах будут разоблачены заговоры, а люди выполнят свой долг.
Кышанак сказала, что народ не одобряет обвинение активистов в деле Кобани и выразила свою волю на выборах: «Это вопрос, который вы должны принять во внимание при принятии решения. Мы уже много лет боремся с нашими политическими оппонентами против механизма, называемого судебной системой. Мы разоблачаем их ложь, и поскольку наш народ знает об этом, на выборах он проявляет свою волю. Как судебная власть, вы также поставите свою подпись под этим решением. История будет судить вас. Встанете ли вы на сторону тех, кто устраивает переворот вопреки воле народа, или вы встанете на сторону тех, кто хочет справедливости?»
«Обвинительное заключение было подготовлено через 11 дней после ареста»
Гюлтан Кышанак упомянула обвинения против участников дела: «Это дело – политическое. Все обвинения, выдвинутые против меня и наших друзей по этому делу, политически мотивированы. Пусть общественность знает, что нет никакой другой вины, кроме наших собственных политических мыслей и политической деятельности. Это дело – дело о заговоре. Мой арест в 2016 году – это часть заговора. Какой прокурор подготовит обвинительное заключение через 11 дней? Нет ни одного документа, подтверждающего утверждения в этом обвинительном заключении, это полицейские отчеты, основанные на лжи, созданной заговорщиками».
Реальное положение курдов и Курдистана
«По мнению прокурора, он дал определение «этническому терроризму» и сказал, что «у этнического терроризма есть две причины». Он решает, правильно ли это для Турции, для нас, для курдов? Прокурор говорит, что в истории курдов не было прецедента, и что некоторые люди используют это в качестве оправдания. Те, кто написал это заключение и продолжает этот процесс, согласны с этим: «РПК – не причина, они – результат». У курдов есть язык, курдский, есть родина, ее название – Курдистан. Есть реальность курдов и Курдистана. Курды – древний народ этих земель. Курдов лишили своего языка и идентичности. В парламенте постоянно обсуждают курдский вопрос. На днях наш депутат от Амеда Мехмет Камач сказал: «Я говорю здесь по-турецки, но моя мать меня не понимает». Избранный представитель пришел в парламент, но его мать не поняла, что он сказал. Разве это не проблема для вас? Поставьте себя на место курдов: вы пошли в парламент, но ваша мать, жена, брат и деревенский житель вас не понимают. Потому что они не знают языка. Разве это не несправедливо? Поэтому это не так называемые причины, а реальные причины. Факт и то, что курды существуют, что есть Курдистан, что курды – древний народ, живущий в этом месте, что система в этой стране не представляет должным образом их интересы и что они не имеют права на свой родной язык».
То, в чем Эрдоган обвиняет НРП, он делает сам
«Все эти аспекты обсуждались и обсуждаются в комиссии, которую мы создали в парламенте во время процесса решения. Это был выбор нашей власти – сделать вид, что этих истин не существует, представить своих оппонентов как «террористов». Политика в Турции бескостная. Сегодня политики забывают то, что говорили вчера. В 2011 году Эрдоган извинился за то, что произошло в Дерсиме, и попросил Кемаля Кылычдароглу также извиниться. Он раскрыл семь важных документов.
Эрдоган хотел получить политическую выгоду, оказывая давление на Народно-республиканскую партию и Кылычдароглу. Эрдоган обвинил НРП в притеснениях курдов. Почему бы вам не подумать об этом? Что бы произошло сегодня, если бы мы сказали это? Нас обвиняют в том, что мы чтим память лидера веры Сеида Рызы, но Эрдоган говорил об этом в 2011 году. Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что политика в Турции бескостная. Они возвеличили курдский вопрос, используя его в качестве политического инструмента. Кто сегодня принесет извинения от имени Эрдогана?».
Мы изложили решение в 10 статьях
«План будет раскрыт, и шаг за шагом будет показано, во что превратилась демократическая политика. Мы говорим: давайте начнем с чего-то. Построение мира – это процесс. Это не произойдет сразу, но давайте начнем с чего-то. Начать нужно с устранения препятствий на пути к демократии и ликвидации заговоров. Нет ничего, что мы не могли бы решить, если мы искренни. В 10 статьях мы расскажем, как будет решен курдский вопрос, и на это есть желание. Мы все приложили усилия во время процесса самоуправления в 2015 году. Если бы они хотели решить этот вопрос, он бы так не продолжался. Там не было людей с ракетами. Если бы политики приложили усилия и правительство пошло на переговоры с нами, мы могли бы положить конец этой ситуации. Не было необходимости разрушать эти города. То, что командиры – участники переворота, не случайность. Они сознательно и добровольно пошли на эскалацию конфликта. Мы хотели бы твердо стоять на стороне правительства и оппозиции, но мы не смогли. Нас судят, потому что мы верим в риторику правительства «Я хочу решить этот вопрос», иммунитет члена парламента не защищает курдов, а свобода мысли и слова не защищает нас. Разве мы не являемся гражданами этой страны? Если нет, скажите: «Вы не гражданин, у вас нет права на организацию, вы не имеете права быть мэром или членом парламента».
Слушания были прерваны.
* - террористическая организация, запрещена в РФ