Турция

Кахилогуллари: режим не добьется легитимности с помощью насилия

Победа НРП на местных выборах разрушила ореол непобедимости партии Эрдогана, ПСР. Реджеп Тайип больше не кажется непобедимым и ему не удастся восстановить свою легитимность даже с помощью голой силы, убеждена левый политик Пелин Кахилогуллари.

Со дня выборов в турецкие муниципалитеты прошло уже больше месяца. 31 марта правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Эрдогана потерпела тяжелейший за последние два десятилетия электоральный крах. Победа Народно-республиканской партии (НРП) разрушила ореол непобедимости режима, и исламистско-консервативная партия оказалась на втором месте впервые с момента своего основания в 2002 году. Однако, текущие события в стране и регионе подчеркивают, что президент Эрдоган и его приспешники не готовы отказаться от власти. Правящий страной режим понимает, что его интересы находятся под угрозой, поэтому политика войны и репрессий становится основным средством влияния.

Пелин Кахилогуллари, одна из представителей Партии социальной свободы (TÖP), считает, что Эрдоган исчерпал свои возможности. Политик, родившаяся в Хатае в 1990 году, говорит, что однажды правительство ПСР смогло преодолеть свои проблемы и трудности после протестов в Гези, прошедших одиннадцать лет назад. Тем не менее, результаты местных выборов наглядно показали, что Эрдоган больше не кажется непобедимым и ему не удастся восстановить свою легитимность даже с помощью голой силы, а у оппозиции есть реальные возможности осуществить радикальную смену курса в Турции.

Режим утратил легитимность

В интервью ANF Кахилогуллари сказала: «Режим ПСР уже потерял значительную долю своей легитимности в глазах людей перед парламентскими и президентскими выборами в прошлом году. Тогда ему удалось избежать поражения только благодаря подлогам. ПСР создала новые рабочие места и приняла ряд мер в преддверии выборов, сократив уровень безработицы и частично смягчив последствия экономического кризиса. Однако, после выборов людям пришлось бы заплатить за всё это высокую цену. Тогда ПСР удалось предотвратить поражение, подобное тому, которое она потерпела на нынешних выборах».

Эрдоган больше не способен объединять своих сторонников

К нынешнему поражению ПСР привели различные факторы, убеждена Кахилогуллари: «Один из этих факторов – усугубление последствий экономического кризиса для жизни наших граждан. Ухудшение ситуации, связанной с безработицей, и обнищание миллионов людей, включая пенсионеров, сочетаются с ежедневным ростом стоимости жизни. Экономический план по накоплению капитала, известный как программа Мехмета Шимшека [Мехмет Шимшек – министр финансов при Эрдогане], и 12-й план развития лишь ускорили обнищание населения. Кроме того, на этих выборах невозможно было прибегнуть к таким же фальсификациям, как на президентских. Еще один фактор заключается в том, что «лидирующая роль» Эрдогана – хотя он и проехал почти по всем городам страны в ходе своей предвыборной кампании, – начала постепенно ослабевать. Это произошло, когда на первый план вышел политик Народно-республиканской партии и мэр Стамбула Экрем Имамоглу, представший в роли альтернативного лидера».

Восстановить легитимность будет сложно

Собеседница ANF отметила, что результаты местных выборов 31 марта 2020 года и парламентских выборов 7 июня 2015 года можно в какой-то мере сравнивать. Она сказала: «После 7 июня начался похожий переход к социальной оппозиции. Однако, здесь я хотела бы подчеркнуть, что на сегодняшний день утрата власти и кризис легитимности правительства стали большей проблемой в сравнении с прошлым. Когда ПСР делала вид, что вела переговоры о коалиции с НРП, в фоновом режиме она готовилась превратить Турцию в страну бомб. Партия Эрдогана пыталась вернуть власть, которую потеряла 7 июня, создав «шоковый» эффект последовательными атаками в Диярбакыре, Суруче и Анкаре. Они использовали прямое насилие. Все мы помним, какими путями режим смог добиться своей цели на выборах 1 ноября 2015 года. Но сегодня власть предержащим будет сложнее восстановить легитимность с помощью голой силы. Конечно, я не говорю, что это невозможно, в конце концов, в стране наступил кризис власти, и в подобной ситуации они могут применить и такие средства. Но дорога, выбранная для выхода из экономического кризиса, ведет к ухудшению экономического положения и росту безработицы, усиливая гнев людей».

Насилие ведет к хаосу

Кахилогуллари сказал: «Правительство осознает, что распространяющееся сопротивление рабочих, стремление курдов к свободе, нынешнее положение женщин, алевитов, защитников окружающей среды, фермеров, защищающих свою землю, и молодых студентов практически исключает путь откровенного насилия – он становится тупиковым. Такие действия проложат путь к размыванию власти. Решая социальные проблемы только с помощью грубой силы, правительство окажется в затруднительном положении, так как в такой ситуации спираль насилия будет раскручиваться и увеличит вероятность того, что страна погрузится в хаос».

Новое общественное сознание

Кахилогуллари вспоминает этап перед выборами 2015 года, протесты в Гези и поиск демократии в совокупности с освободительной борьбой курдов: «Тогда мы смогли создать политический альянс и программу, которые были необходимы в критический момент времени. Альянс не имел четких очертаний. Тем не менее, народы Турции, курды, рабочие, женщины, молодежь, активисты-экологи поверили в нас. Сегодня они продолжают сопротивление, выдвигая свои требования. В те дни сопротивление порой выходило на первый план, хотя иногда отступало. Я считаю, что этот процесс борьбы, продолжившейся и после Гези, не был напрасен – он сформировал новое общественное сознание. Но, конечно же, мы не можем игнорировать и тот факт, что состояние постоянного насилия и напряженности в социуме разрушает ценности, которые дают опору обществу, и вызывает социальный упадок. Поэтому я должна отметить, что если нынешние гневные реакции и волю наших граждан не удастся применить на благо, трансформировав это негодование в демократическую позицию, разложение может быстро усилиться. Тогда в стране возникнет среда, благоприятная для фашизма».