С приближением летнего сезона курды опасаются, что жертвы, которые они принесли в борьбе с ИГИЛ*, скоро будут забыты. Резкая смена приоритетов Вашингтона и отсутствие стратегического курса со стороны США также заставляют их беспокоиться о том, будет ли оказана дальнейшая поддержка Силам демократической Сирии (СДС) в тот момент, когда она нужна больше всего.
Внимание к конфликту на территории Сирии снизилось на фоне войны Израиля в Газе. Тем временем, военные действия в Сирии привели к повсеместному голоду и нищете, массовому перемещению населения и частым всплескам инфекционных заболеваний. Обстрелы населенных пунктов и ключевых объектов гражданской инфраструктуры на северо-востоке страны, где проживают этнические курды, арабы, ассирийские христиане и другие общины, не прекращаются.
«Нападения на гражданское население никогда не игнорировались крупными СМИ в подобной степени. Они полностью игнорируют происходящее на северо-востоке нашей страны, – говорит Ильхам Ахмед, сопредседательница исполнительного совета Ассамблеи демократической Сирии (АДС), – Турция наносит удары по гражданской инфраструктуре, чтобы запугать людей и заставить местное население бежать, изгоняя курдов из этих районов. Они стремятся создать зону с преобладанием арабов-суннитов на 30 километров вглубь от сирийской границы. Конечная цель правительства Эрдогана – спровоцировать демографические изменения на севере Сирии. Они намерены изменить состав населения нашего региона».
Анкара утверждает, что авиаудары наносятся лишь по позициям СДС и сирийских вооруженных сил. Однако, неправительственные организации, включая Human Rights Watch, и местные СМИ утверждают, что большинство ударов наносятся по мирным городам и поселениям и важнейшим объектам инфраструктуры, обеспечивающей выживание населения, включая электростанции, заправочные станции и сети водоснабжения, заводы и зернохранилища, школы и дороги, которыми пользуются мирные жители и группы помощи.
«Эти удары серьезно нарушили электроснабжение, из-за чего пострадали не менее 3 миллионов человек. Около 80 000 детей не посещают школу из-за повреждений школьных зданий и угрозы обстрелов. Турция также атаковала зернохранилища в этом районе, которые снабжали продукцией местные пекарни», – говорит Ахмед. Политик добавила: «Нападения затронули и многие другие учреждения, которые обеспечивают нужды граждан. Мы глубоко обеспокоены тем, что теряем возможность защитить нашу общину от угроз».
В недавно опубликованном докладе Комиссии ООН, занимающейся расследованием ситуации, сказано, что турецкие удары по объектам инфраструктуры, включая электростанции, «нарушают международное гуманитарное право». Более того, комиссия отмечает, что «в результате целенаправленных воздушных атак, которые соответствуют схеме ударов турецких беспилотников, были убиты и гражданские лица», подчеркивая, что «такие удары могут приравниваться к военным преступлениям».
Ахмед полагает, Турция действует неизбирательно, не регулируя силу ударов. Она считает, что турецкое правительство должно понести ответственность за военные преступления, поскольку безнаказанность – главная проблема, которую необходимо срочно решить.
«Мы считаем, что турецкие чиновники, Хакан Фидан и другие, должны предстать перед Международным судом ООН за преступления, которые они совершили и продолжают совершать против курдов в нашем регионе и на территории Турции. Но, к сожалению, никто не пытается привлечь Турцию к суду для защиты нашего народа. Многие страны Запада и державы региона имеют серьезные экономические интересы и тесные торговые связи и поддерживают военное сотрудничество с этой страной. Они склонны защищать и ставить во главу угла свои собственные приоритеты».
Не пытаясь смягчить своих высказываний, Ахмед сравнивает сдержанную реакцию международного сообщества на действия Турции в северо-восточной Сирии с жестким откликом, который вызвали операции Израиля в Газе. Политик видит тенденцию к применению «избирательной морали», когда дело касается защиты и вопроса выживания курдского народа:
«Происходящее в Газе вызывает глубокое сожаление и сочувствие. Но то, как отреагировали международные организации и институты на нашу ситуацию, демонстрирует их двойные стандарты и предвзятость этих структур по отношению к конфликтам в разных частях мира. Международное сообщество должно быть справедливым в ситуации преступлений, которые наносят урон нашему населению, и не имеет права на предвзятость, когда речь идет о международных конфликтах и нарушениях прав человека, совершаемых целыми государствами. Международное сообщество не должно игнорировать страдания людей в нашем регионе, исходя из своих экономических интересов».
Слова Ахмед отражают настроения, разделяемые многими курдами, проживающими в Сирии и других странах мира. Курды разочарованы тем, что тысячи жертв, понесенные ими в борьбе с ИГИЛ, были забыты. «Мы – те, кто защищал международное сообщество. Мы стали союзниками западных держав в борьбе с джихадистской группировкой. Мы вели эту борьбу с честью, а теперь нас подвели», – горестно говорит Ахмед. Курды считают, что это очередная глава в долгой истории предательств со стороны мировых держав.
Скорбя о потерянных жизнях и землях, этот народ должен найти в себе силы продолжать борьбу вопреки всему, чтобы осуществить свою мечту о демократическом будущем для Ближнего Востока. Эмансипация и политические возможности для женщин – основа идеологии и стратегии курдского освободительного движения. Ахмед слишком хорошо знает о хрупкости солидарности после десятилетий неустанной борьбы за права женщин и самоопределение курдов. Если в первые годы сирийского конфликта товарищество и поддержка курдской борьбы не были мифом, теперь кажется, что спустя тринадцать лет наступила некая «усталость».
Давно прошли те времена, когда Женские отряды самообороны (ЖОС) оказывались на передовицах СМИ в Европе и США – впервые это произошло в январе 2015 года, после героической победы курдских сил над ИГИЛ в Кобани, пограничном городе на северной границе Сирии с Турцией. Появление на Ближнем Востоке светских вооруженных сил, чей личный состав был полностью укомплектован женщинами-бойцами, привело к лавине сенсаций о «невероятных» курдских женщинах, породив легенды о бесстрашной женщине-воине, доблестной и отважной на поле боя. Однако, в этом поверхностном впечатлении упускается ещё одна масштабная трансформация, которая происходила в регионе, пока курдские женщины шли в авангарде борьбы. Их «глобальная задача», как описывает её Ахмед, выглядит так – «призыв ко всем женщинам мира объединиться, взять свою судьбу в собственные руки и защитить свои права, себя и свое будущее».
Глаза сопредседательницы загораются, когда она рассказывает о достижениях женского освободительного движения. Однако, она не преуменьшает трудностей, которые ещё ждут её соратниц, и говорит, что «женщины имеют право на самооборону и должны научиться защищать себя, и особенно это касается тех, кто живет в зонах конфликтов». Отвечая на вопрос о нападениях 7 октября, в результате которых десятки израильских женщин стали жертвами сексуального насилия, она говорит: «Это было чудовищно – видеть то, что произошло 7 октября, и наблюдать за страданиями, которые пережили эти женщины. Мы, курдянки, очень сильно пострадали из-за практик такого рода – насилия, принудительных браков и других преступлений против женщин, которые неизбежно сопутствуют конфликтам, происходившим в нашем регионе».
Очевидно, что Ахмед больше заинтересована в том, чтобы рассказать правду о происходящем, чем в соблюдении политкорректности. Она говорит, что не видит разницы между ХАМАС и поддерживаемыми Турцией группировками, действующими в Сирии, поскольку и те, и другие «используют схожую тактику, чтобы сеять хаос, страх и подчинять себе женщин».
«Страдания, которые женщины испытывают во время конфликтов, будь то курдские, турецкие, персидские женщины или любые другие, ничем не отличаются. Боль ощущается одинаково каждой из нас. И причина, по которой совершаются эти преступления против женщин, одна и та же. Их всегда совершают мужчины, считающие себя главными. Им позволено совершать эти злодеяния, но это должно измениться. Мужчинам никогда не должно быть позволено совершать подобные преступления, и это касается всего мира», – решительно заявила Ильхам Ахмед.
Сирия по-прежнему переживает глубокий раскол; эта страна охвачена насилием. Ахмед понимает, что пока война затягивается, вероятность того, что ситуация будет складываться не в пользу Автономной администрации, растет. Чтобы Рожава выжила, курды должны решительно противостоять любым попыткам участников конфликта принизить и игнорировать роль их народа и сил самообороны. Но этот путь не усыпан лепестками роз. Дорога к политическому урегулированию и мирному сосуществованию в Сирии, где курды играют ведущую роль в установлении нового порядка на всем Ближнем Востоке, усеяна частыми препятствиями и разбитыми мечтами.
* - террористическая организация, запрещена в РФ