Ибрагим Бильмез: они боялись парадигмы Абдуллы Оджалана

Ибрагим Бильмез заявил, что парадигма курдского национального лидера Абдуллы Оджалана представляла большую проблему для гегемонистских держав: «Потому что это была парадигма, которая в то время имела потенциал для решения проблем мирными средствами».

Похищение и передача Турции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана 15 февраля 1999 г. стали результатом международного заговора, начавшегося с его освобождения из Сирии 9 октября 1998 г. Ибрагим Бильмез, один из адвокатов Абдуллы Оджалана, дал в беседе с нашим новостным агентством оценку процессу, приведшему к «заговору 9 октября».

По словам Бильмеза, в процессе, предшествовавшем 9 октября, у Турции изначально имелись различные причины для того, чтобы поддержать вывоз Абдуллы Оджалана из Сирии при помощи гегемонистских и региональных держав. Отметив, что парадигма и идеология Абдуллы Оджалана в то время представляла большую проблему как для региональных игроков, так и для гегемонистских держав, Бильмез сказал, что эта линия была парадигмой, которая в то время имела потенциал для решения проблем мирными средствами.

«ОН НЕ ПОСТУПИЛСЯ СВОИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ»

Заявив, что такая ситуация не отвечала интересам как региональных, так и гегемонистских держав, Бильмез сказал: «Абдулла Оджалан и РПК представляли для них опасность и должны были быть ликвидированы. Это можно назвать причиной, по которой начался процесс, приведший к 9 октября. И условия этого периода были подготовлены соответствующим образом. Эти страны сотрудничали в деле вывоза Абдуллы Оджалана из Сирии.  НАТО и США перебросили крупные военно-морские силы в Восточное Средиземноморье. Турция провела наращивание военного присутствия на сирийской границе. С другой стороны, были усилия Израиля. Все это можно резюмировать следующим образом: все эти силы были объединены и пытались ликвидировать Абдуллу Оджалана, которого считали опасным для себя».

«ОДЖАЛАН СОРВАЛ ЗАГОВОР»

Подчеркнув, что лидер курдского народа Абдулла Оджалан выдвинул мирное решение курдской проблемы, Бильмез продолжил свою речь: «С другой стороны, есть силы, которые видят во всех достижениях курдов опасность. В особенности таковой была позиция Турции, были региональные силы, выступающие за продолжение войны и решение вопроса с помощью насилия. В результате такого сотрудничества Абдулла Оджалан, действуя из чувства лояльности, 9 октября покинул Сирию и отправился в Европу. Разумеется, причина того, что он предпочел Европу, заключается в следующем. Абдулла Оджалан выражает ее очень четко, он говорит: «Причиной моего отъезда в Европу было создание условий для демократического и мирного решения курдского вопроса. В то время я думал, что «европейская цивилизация» может стать лучшей почвой для предложения более цивилизованных решений социальных и политических проблем».

С этой целью он и отправился туда. Так он объясняет, почему отказался от возможности поехать в Загрос, о которой мечтал долгие годы. Фактически, поступив таким образом, он пошел на компромисс, но, проявив ответственность, выбрал европейский путь, чтобы показать, насколько искренне он настроен на мирное урегулирование проблемы. Он стремился решить проблему дипломатическим путем. На протяжении всего процесса он предпринимал эти усилия в тех странах, которые посещал. Он всегда призывал к этому и в Афинах, и в Москве, и в Риме, обращался с этим предложением к представителям и делегациям, приезжавшим туда от имени заинтересованных государств. Он заявлял, что готов решать эту проблему. Но, к сожалению, а также в некоторой степени и к счастью, несмотря на то, что Абдулла Оджалан делал эти призывы и РПК объявила о прекращении огня, его мирные усилия не нашли отклика у европейских государств и США, наоборот, РПК была занесена в список «террористов». Иными словами, все эти усилия оказались тщетными. Это, собственно говоря, очень хорошо показывает, насколько дурными были намерения гегемонистских держав, принимавших участие в этом сговоре. В конце всего этого процесса Абдулла Оджалан даже не получил убежища в Европе – «колыбели цивилизации и прав человека». Он просил убежища в Афинах, Москве, Риме, но это право, которое предоставляется сотням тысяч курдов, не было предоставлено Абдулле Оджалану, которого сотни тысяч людей называют «нашим лидером, нашей волей». Это очень наглядно видно. Фактически в процессе сговора преследовалась цель, чтобы курдская проблема оставалась нерешенной и продолжала существовать. Таким образом, эта конфликтная ситуация ослабила как Турцию, так и региональные государства, а также другие страны с курдским населением, поставив их в зависимость от гегемонистских держав. Иными словами, не допустить политического решения, демократического и мирного решения – именно это и было целью данного процесса.

На самом деле, если бы в ходе этого процесса было совершено покушение на жизнь Абдуллы Оджалана, была бы подготовлена почва для более масштабного конфликта. Целью такой попытки мог бы стать Курдско-турецкий конфликт, который растянулся бы на многие годы. Но Абдулла Оджалан, видя все это, предотвратил ее. Он сорвал ее своим отношением, своей искренностью и приверженностью линии мира. И, наконец, все закончилось 15 февраля, когда он был доставлен в Турцию и помещен в тюрьму на острове Имралы. Но на самом деле ничего не закончилось. Процесс начался снова. Абдулла Оджалан и в Имрали не отступал от своей мирной линии. Своей позицией он предотвратил курдско-турецкую войну».

"В ХОДЕ ПРОЦЕССА 9 ОКТЯБРЯ БЫЛО ЗАКЛЮЧЕНО МНОГО ГРЯЗНЫХ СДЕЛОК"

Бильмез заявил, что во время процесса 9 октября на международной арене было заключено много грязных сделок, и добавил: «Мы видели, что в этом участвуют и Америка, и Россия, и Германия, и другие европейские страны, а также Израиль». В тот период, когда Абдулла Оджалан находился в Москве, Америка усилила дипломатическое и экономическое давление на Россию. Она практически использовала экономику как оружие. Экономика России в то время была в очень тяжелом состоянии. В ходе переговоров между США, Россией и Турцией была официально заключена сделка. США заявили, что откроют финансирование МВФ при условии, что Абдулла Оджалан будет вывезен из России. Тогда же было заявлено, что будет предоставлен кредит в размере 8 млрд. долл. Аналогичным образом Турция обещала сотрудничество России по проекту «Голубой поток». Была обещана помощь в размере 800 млн. долларов.

Например, несмотря на то, что решение о предоставлении политического убежища Абдулле Оджалану было принято нижней палатой российского парламента 298 голосами против 1, к сожалению, экономические интересы и переговоры с МВФ его перевесили. Абдулла Оджалан был вынужден покинуть Россию. В этот период США, с одной стороны, вроде бы помогали Турции, прилагая усилия к тому, чтобы Абдулла Оджалан был ей передан, и усиливали давление как в Афинах, так и в России, а затем в Италии и Риме, с другой стороны, обеспечивали нерешенность курдского вопроса, а с третьей – выдвигали требования к Турции в обмен на эту помощь. Например, мы узнали, что в то время за свержение Саддама Хусейна Турция выдвигала различные военные требования, включая сухопутные войска. Подобных переговоров было много.

К сожалению, в то время ни Турция, ни международные державы не хотели думать стратегически и принимать во внимание, что демократическое решение курдского вопроса было бы выгодно всем. Когда Абдулла Оджалан находился в Риме, Турция ввела очень весомое эмбарго против Италии. В то время тремя основными торговыми партнерами Турции были США, Германия и Италия. Через некоторое время Италия вынуждена была уступить этому экономическому давлению. Давление со стороны Турции, Германии и США привело к тому, что все двери перед курдским лидером оказались закрыты. Опять же, для Германии Турция – это большой рынок вооружений. Поэтому им выгодно, чтобы эти страны продолжали войну. Сегодня, спустя 24 года после этих событий, мы можем с уверенностью сказать следующее: заговор, имевший место в то время, продолжается в виде изоляции в Имралы. На это была направлена система, созданная уже 15 февраля. Однако бескомпромиссная позиция Абдуллы Оджалана, выступавшего за мир и настаивавшего на демократическом решении, сорвала задуманную систему. Фактически, она также сорвала систему изоляции».