В начале этой недели в Анкаре состоялось 27-е слушание по «делу Кобани».
Дело Кобани было возбуждено в 2020 г. против 108 человек, включая бывших сопредседателей Демократическая партия народов (ДПН) Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, нынешнего сопредседателя Первин Булдан, нескольких действующих и бывших депутатов и мэров городов от ДПН, а также всех членов Центрального исполнительного совета ДПН 2014 года.
Это дело было возбуждено в качестве ответного шага турецкого правительства всего через две недели после того, как Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла окончательное решение, требующее немедленного освобождения Селахаттина Демирташа. Обвинительное заключение по «делу Кобани» основано на сообщении в Twitter**, опубликованном ДПН 6 октября 2014 года. В нем содержался призыв к демократическим акциям протеста в знак солидарности с жителями Кобани - курдского города на севере Сирии, который борется против атак ИГИЛ*, а также против блокады города со стороны Турции. Прокурор требует приговорить всех обвиняемых к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами (без права на условно-досрочное освобождение) 38 раз за преступления «разрушение единства государства и целостности страны» и «умышленное убийство» людей, погибших во время протестов в Кобани. В настоящее время семнадцать политиков находятся в предварительном заключении по этому делу.
Дело Кобани тесно связано с делом о закрытии, возбужденным против ДПН, для которого оно служит предлогом. В рамках закрытого дела обвинение строится в основном на предполагаемой роли и ответственности ДПН в убийствах, произошедших во время протестов в Кобани в 2014 году. Следует подчеркнуть, что Большая палата ЕСПЧ уже рассматривала эти обвинения в деле Селахаттина Демирташа и пришла к выводу, что ни Демирташ, ни ДПН не несут никакой ответственности за убийства.
Сопредседатель Зеленой левой партии (ЗЛП) Ибрагим Акын заявил о деле Кобани, что это «дело о политическом заговоре», и подчеркнул нападения на Кобани и сопротивление, оказанное в то время.
Акын сказал: «Международное право фактически говорит, что заявления, сделанные во время вторжения в Кобани, являются демократическим выражением мнения. Этот судебный процесс является незаконным и противоправным. Он является результатом враждебной политики дворцового режима. Наши друзья - не те, кого преследуют. Благодаря своей защите они фактически открыто выступают в роли обвинителей этого незаконного процесса. Другими словами, они судят режим Партии справедливости и развитии (ПСР), авторитарно-фашистский режим ПСР».
Акын сказал: «Это дело придумано для закрытия ПДН, о чем свидетельствует тот факт, что оно было открыто спустя 6 лет после предполагаемого преступления. Наши друзья находятся в тюрьме уже почти 3 года. Сохранение их в тюрьме не даст ничего, кроме как выставит Турцию такой, какая она есть, - жестоким режимом. Мы пытаемся сопротивляться. Мы будем продолжать добиваться своих прав, устанавливать справедливость и бороться за справедливость для всех».
* - террористическая организация, запрещена в РФ
**- заблокирована на территории России