Хелин Умит подчеркнула, что заявления нобелевских лауреатов и ООН против положения дел в островной тюрьме крайне важны: «На Имралы действует особый режим». Она заявила, что те, кто хочет мира, не могут оставаться в стороне: «Никто не должен молчать о войне в Курдистане. Необходимо противостоять нападениям на курдский народ и системе геноцида, укоренившейся на Имралы».
Она подчеркнула, что партизаны оказали историческое сопротивление оккупации, но той борьбы, что идет в Северном Курдистане, недостаточно, и добавила: «Восстание необходимо».
Умит призвала курдов к решительной самообороне.
Представительница ЦК РПК Хелин Умит ответила на вопросы Medya Haber TV.
«Инициатива нобелевских лауреатов очень важна»
- Наша главная цель на сегодняшний день — борьба с изоляцией. Изоляция продолжается, но продолжается и сопротивление. В июле этого года произошли некоторые события, и мы наблюдали реакцию протеста против политики изоляции. Например, на заседании Организации Объединенных Наций, состоявшемся в июле, был подготовлен и представлен отчет комитета. В этом докладе звучала критика система изоляции на Имралы. 69 ученых и мыслителей, лауреаты Нобелевской премии, направили открытое письмо международным институтам и организациям, а также Тайипу Эрдогану. Это письмо содержало требования как можно скорее обеспечить освобождение курдского лидера и улучшить его условия для того, чтобы он мог сыграть свою роль в демократическом решении курдского вопроса. Все это — результаты борьбы с изоляцией. Как вы оцениваете борьбу с изоляцией? Можно ли вывести эту борьбу на необходимый уровень, особенно в Северном Курдистане и Турции?
- Прежде всего, я приветствую нашего лидера, который продолжает свое историческое сопротивление на Имралы, с теплотой и глубоким уважением от имени всех моих товарищей. Июль был важным месяцем. Курдский народ продолжал борьбу в четырех частях Курдистана. Мы видели значительный прогресс. Партизаны сражались против системы геноцида, которая была впервые опробована на Имралы. Каждая партизанская операция, по сути, подрывает основы этой системы. Международное движение за свободу курдского лидера продолжается. Есть как борьба партизан, так и борьба, которую продолжает в четырех частях Курдистана наш народ. Последствия и успехи становятся все более очевидными с каждым днем. Недавно произошли важные события, о которых вы упомянули. Их нельзя недооценивать, особенно письмо, написанное 69-ью лауреатами Нобелевской премии – учёными, академиками и литераторами, требующими не только изменения условий, в которых находится Оджалан, но и его освобождения, переговоров с ним. Это действительно имеет большое значение. Это не просто 69 человек. Каждый из этих людей также представляет определенную группу общества и заслуживает своего звания. Именно эти люди и получили Нобелевскую премию. Нам нужно очень хорошо понимать значение этого шага. В нем раскрывается общественное устремление людей.
Пятьдесят лет назад, когда в Курдистане не было ничего, когда против курдского народа были применены всевозможные методы давления и истребления, никто не знал ни о курдах, ни о войне против курдов.
В регионе идет война против курдов, геноцид курдского народа. Они хотят сказать этому «стоп». Я думаю, что эти 69 человек заслуживают полученной ими Нобелевской премии, и могу сказать, что мы, конечно, надеемся, что этим заявлением дело не ограничится. Мы надеемся, что они поддержат народ, который является самым угнетенным в мире, людей, которые начали этот век без идентичности, без статуса, под угрозой геноцида.
Сегодня часто упоминаются мирные процессы. Этот дискурс существует и в Турции. Пускай наступит мир. И потребность в мире, и требование мира свидетельствуют об одном. Это показывает, что идет война. Есть и стороны в этой войне. Кто-то нападает, кто-то сопротивляется. Не может быть мира, если мы не поддержим угнетенных и тех, чьи права были попраны. Невозможно стоять на равных со всеми, держаться на равном расстоянии от всех сторон и таким образом выступать за мир.
Сегодня я хотела бы ещё раз обратиться с этим призывом к демократическому человечеству и народам всего мира. Никто не должен молчать о войне в Курдистане. Необходимо противостоять нападениям на курдский народ и системе геноцида. Система геноцида Имралы должна быть ликвидирована. Это важно, и именно это укажет путь к развитию. Но, повторюсь, именно бесконечная борьба курдского народа выявила, что это развитие возможно. То же самое касается плена нашего лидера, который продолжается более 25 лет. Курды всегда выражали свою волю, где бы они ни жили – на улицах Европы, на всех четырех континентах мира. Они всегда выражали свои требования о свободе. В результате этого мы сейчас видим, как в мировом общественном мнении развивается такое движение.
Резан Сарыджа, один из адвокатов нашего лидера, также дал свою оценку происходящему. Важно и заявление ООН. Они выражают свою обеспокоенность. На самом деле, это становится все более и более очевидным. Есть политзаключенный, ситуация которого находится под контролем государства-члена ООН. Он отбывает пожизненный срок. Неясно, как с ним обращаются. Организация Объединенных Наций пояснила в своем заявлении, что человеку должно быть разрешено встретиться со своим адвокатом не позднее, чем через 24 часа после задержания. После этого он должен регулярно встречаться со своими адвокатами. Всё это законные права, то есть права, общепризнанные в мире в рамках прав человека.
«Особый режим тюрьмы на Имралы»
Обратите внимание на эту ситуацию – наш лидер не может встретиться со своими адвокатами уже почти 10 лет. До этого, когда встречи имели место, его постоянно прослушивали, и камеры работали 24 часа в сутки. Абдулле Оджалану никогда не разрешалось встречаться с адвокатами в комфортных условиях и в рамках законных и признанных прав. Сама эта ситуация показывает, насколько особенным является режим, установленный в тюрьме на Имралы. Рядом с нашим лидером четверо товарищей. Одному из них пора на свободу, его срок заключения истек. Но они его не выпускают. Почему? Чтобы он не мог передать информацию от Оджалана, чтобы курдский народ не понимал, что происходит. Чтобы они могли психологически пытать курдов, используя положение лидера, как заложника. Товарищ Басе сказала, что они требуют от нас выполнения каких-то условий. Если мы сделаем что-то, то они разрешат встретиться с Оджаланом. Это говорит о том, что наш лидер оказался в положении заложника.
«Заявление ООН очень важно»
На данном этапе очень важным фактором стало заявление ООН, разъяснения, которые организация дала в своем докладе относительно необходимости допуска адвокатов в тюрьму на Имралы без каких-либо задержек.
Мы обсуждали позицию ЕКПП уже несколько месяцев. Это так называемый комитет по предупреждению пыток. Это международная организация. Но на самом деле можно сказать так: ЕКПП – это институт, созданный в результате борьбы народов Европы и народов мира. Это наднациональный, надгосударственный орган. Но какое объяснение своему бездействию они дали? Они сказали, что мы не могут обнародовать свой отчет за 2022 год, потому что страна-участник этого не позволяет. Не говоря уже об отчетах за 2023 год и за 2024 год. Адвокатское бюро «Асрин» также сделало заявления по этому поводу. Это действительно важно.
(...) Но теперь, когда адвокатам так долго не разрешают выполнять свои обязанности по отношению к клиентам, ЕКПП ничего не делает, не делает никаких заявлений. Тот факт, что страна-участник не позволяет публикации отчётов, тоже о чем-то говорит. Что это означает? Вопрос касается проблемы жестокого обращения, несправедливости. Очевидно, что дела в островной тюрьме идут не очень хорошо. Ситуация вышла на уровень, когда это больше невозможно скрывать. В Турции мы полностью понимаем этот факт. В Турции вообще нет закона, нет справедливости. Когда дело касается курдов, никаких законов нет. Но теперь скрыть это стало невозможно. Ситуация стала вызывать ответную реакцию во всем мире.
«Борьба за право на надежду должна продолжаться»
Мы уже обсуждали право на надежду. В этом году оно будет обсуждаться снова. В этом контексте курдский народ и его друзья должны продолжать борьбу за то, чтобы лидер воспользовался правом на надежду, определенным этими законами. Все правовые нормы, выработанные международной системой, требуют, чтобы заключенный мог воспользоваться этим правом через 25 лет. Они не могут прикрываться «дисциплинарными взысканиями». Смотрите, прошла неделя, и они сказали, что в отношении лидера вновь было вынесено дисциплинарное наказание. Мы хотим знать причину этих взысканий. Адвокаты хотят знать. Я имею в виду, такой произвол недопустим. Одностороннее наказание незаконно. Оно имеет свою подоплеку, юридический аспект. Мы прекрасно знаем, что все это политическая игра, что она связана с войной против курдов. Пока ситуация в тюрьме на Имралы не меняется, в Курдистане не может быть политического и правового решения. Никакие мирные шаги невозможны. Поэтому никому не следует позволить ввести себя в заблуждение. Не обманывайтесь в этом вопросе.
(...)
В этой ситуации наш долг – борьба и сопротивление, чтобы разрушить систему геноцида на Имралы.
«Слов недостаточно, нужно восстание»
Конечно, в Северном Курдистане проводится ряд мероприятий. Протесты родственников заключенных продолжаются. Да, процесс в тюрьмах изменился. Родственники заключенных продолжают протестовать против изоляции, против бесчеловечных практик в пенитенциарной системе страны, особенно на Имралы, и против практики геноцида. Но, конечно, этого недостаточно. Северный Курдистан – эпицентр нашей борьбы за свободу. Всё начиналось там, и оттуда распространилась освободительная борьба. Теперь народу необходимо продолжить традиции этой борьбы. История требует социального восстания.
(...)
Что же нужно сегодня? Требуются комплексные действия в рамках всего общества, организованные на основе солидарности и усиливающие сопротивление. Это может быть марш, это могут быть уличные протесты, это могут быть сидячие протесты, это могут быть палаточные протесты или голодовки. Наши люди в Северном Курдистане не должны вести себя так, будто геноцида нет. Противник прилагает особые усилия для создания такого впечатления, будто жизнь продолжается и идет своим чередом. Это не так. В Курдистане, в Северном Курдистане существует режим геноцида. Возможно, в будущем вы зададитесь новыми вопросами о происходящем, но суть ситуации не изменилась. В центре всего этого находится система геноцида, опробованная на Имралы. Ни экономика, ни социальные отношения не улучшатся, и мы не сможем свободно жить, если всё останется, как было прежде.
Поэтому наши люди, живущие в четырех частях Курдистана, особенно в Северном Курдистане, и за рубежом должны принять позицию борьбы. Пора сделать август нашим месяцем прорыва, месяцем командира Агида.
«ДПК продает свой народ, и это огромная ошибка»
- Одним из главных вопросов на повестке дня в Курдистане является война. Партизаны оказывают сопротивление Турции, сражаясь с захватчиками в зонах обороны Мидии. Атаки перешли в новую фазу начиная с 3 июля. Турецкая армия пользуется поддержкой ДПК на линии Метины и Запа, стремясь расширить зону оккупации. Некоторые населенные пункты подверглись обстрелам, и люди были эвакуированы. Все это осуществляется при поддержке ДПК. Идут партизанские боевые операции, НСС сбили вертолет. Нередко сбивают вражеские БПЛА, а турецких солдат ликвидируют. Как вы оцениваете нынешний этап войны? С какой целью турецкие оккупанты блокируют партизанские районы и в чем состоит цель ДПК?
- Прежде всего, я с уважением вспоминаю всех наших героев и героинь, включая Деврима и Абу Лейлу. В Запе, Авашине, Метине, в районе, который мы называем Бахдинан идет историческое сопротивление. На самом деле, мы можем объяснить не всё.
(...)
Сегодня мы переживаем пик борьбы. Все эмоции пробудились. Не будь у курдов такой великой страсти к свободе и приверженности борьбе, развить такое сопротивление было бы невозможно. Я хотела бы передать через вас свой привет всем нашим товарищам, всем соратникам, которые самоотверженно сражались в рядах РПК.
Да, война продолжается, как вы и сказали.
(...)
Нельзя сказать, что турецкая армия добилась серьезных результатов. Они пытаются окружить горные районы, наступая с равнины. У них примерно такая тактика. Именно ДПК контролирует равнину. Они придерживаются тактики блокады партизан в горах, направляясь из районов, которые заняты силами ДПК. В любом случае мы не на равнине. Мы заняли позиции в горах и на данный момент не оставили ни одной позиции.
У нас есть товарищи в каждом из стратегических районов. Война продолжается со всей своей интенсивностью. Но на самом деле я не хочу сказать, что это нормально. Это тяжелая война. Против нас воюет армия, оснащенная всеми технологиями НАТО. Есть также группа предателей, которых, возможно, никогда не было в истории ни одного народа. Да, мы наблюдаем факты предательства и в истории борьбы других народов. Такие группы существовали всегда.
Но ДПК делает это открыто, безо всякого стыда. Например, другие народы, по крайней мере, пытались скрыть, когда происходило нечто подобное, и заключали тайные соглашения. Но это не первое предательство со стороны ДПК или, скорее, клана Барзани. Они всегда преподносили свою стратегию, как борьбу за права курдов, строя свой имидж. Вы не можете просто сказать, что это группа пособников и предателей, и игнорировать ситуацию. Возможно, необходимо поискать более правильные определения. Например, у курдов это явление можно назвать «Гладио». Абдулла Оджалан определил организацию Барзани и ДПК именно так. Необходимо проанализировать, какая именно война ведется против нас. Война в зонах обороны Мидии, особенно в Бахдинане, якобы имеет целью РПК. Говорят, что она ведется с целью устранения РПК, чтобы вытеснить партизан из региона. Но это не тот случай. Курды становятся истинной мишенью боевых действий, а РПК используется в качестве оправдания. При этом сложная обстановка на Ближнем Востоке используется, как возможность. Курды подвергаются нападениям. Они (турецкие оккупанты) сожгли и стерли с лица земли множество курдских деревень. ДПК ввела турецкую армию во все районы, где имели влияние курдские племена, не близкие к клану Барзани или противостоящие этой правящей регионом семье. Она сыграла такую отвратительную роль.
В чем заключается стратегия турецких оккупантов? Их первая цель – ликвидировать курдов в этом регионе. Об этом уже сообщалось в свободной прессе. Например, вопросы, по которым пришли к согласию Бахчели и Барзани, были всесторонне освещены. Они придут в южный Курдистан и расселят там семьи наемных боевиков, сторонников праворадикальной турецкой партии ПНД.
Они хотят изменить состав населения, привечая на курдских территориях ИГИЛ* или туркменские организации. Даже Саддам не смог ликвидировать и уничтожить курдов на этой земле.
Может ли местность быть курдской, если на этих землях нет курдов? Возможно, курды останутся далеким воспоминанием. Возможно, про них будут писать исторические книги. Но никто не назовет это курдской землей. Посмотрите, вот что случилось в Киркуке. Подводя итог, первая и последняя цель захватчиков – ликвидировать даже память о Курдистане. Это означает уничтожение курдской родины. Это должен понимать каждый. Вторая цель, конечно же, их региональный план. Они действительно строят новые планы аннексии, мечтая выйти к границам, обозначенным в Национальном пакте, и о неоосманизме, который не ограничивается курдами. Они делают шаги в этом направлении всякий раз, когда появляется возможность. Что значит сохранять контроль над регионом, который включает Киркук, Мосул, Метину, Зап, Гаре и Хакурке? С одной стороны, это означает контроль над Мосулом, а с другой – близость к Киркуку. Есть такое. Хотя захватчики и говорят, что стремятся ликвидировать РПК, основной причиной их наступления является существование курдского народа. Турция хочет утвердить свою роль имперской державы в регионе. В этом контексте партизаны и наши товарищи оказывают историческое сопротивление.
Недавно были уничтожены три турецких вертолета. БПЛА продолжают сбивать. Они считали, что БПЛА гарантирует им превосходство в военной технике. Фактически, во все времена, особенно на Ближнем Востоке, турецкие власти считали, что у них есть возможность стать гегемонистской державой. Они видят себя такими, и они опьянены этой мечтой. Но я хочу сказать вот что. Силы самообороны Курдистана преданы своему народу. Они преисполнены такой страстью к свободе, такой любовью, что могут всё.
Мне очень хочется повторить слова нашего лидера. Оджалан говорил, самая великая техника – это люди. Техники, превосходящей человека, до сих пор не существует. Искусственный интеллект не обладает той волей, творческими способностями, которые есть у человека. Человек может сделать всё и добиться всего, если захочет. Партизаны продолжают добиваться прогресса в борьбе с вторжением и геноцидом теми методами, которые разработали, основываясь на своей великой преданности курдскому лидеру, нашим павшим героям и народу Курдистана.
- Наступает 3 августа. 3 августа – важная дата для езидов, а также для Курдистана. Это дата геноцида. 3-го августа 2014 года террористы ИГИЛ совершили нападение на Шенгал, истребив тысячи езидов. Как вы оцениваете сопротивление езидов в годовщину этой бойни, вклад партизан в спасение Шенгала, а также уровень самоуправления и самообороны, достигнутый в езидском городе?
- Да, я тоже с ненавистью осуждаю нападение, произошедшее 10 лет назад. Необходимо осудить тех, кто совершил геноцид, тех, кто организовал бандформирования ИГИЛ, тех, кто действовал в сотрудничестве с ними, и тех, кто бросил езидов и бежал… Эта трагедия произошла в Шенгале. Как вы и говорите, были убиты тысячи людей. Тысячи женщин были проданы на невольничьих рынках. Тысячи детей по-прежнему числятся пропавшими без вести. Это означает, что тысячи езидов исчезли. Они были порабощены, стали собственностью преступников. До сих пор неясно, какова их судьба. Теперь необходимо очень хорошо усвоить уроки прошлого. Я думаю, что наши люди в Шенгале, езиды, курды извлекли очень важный опыт из этой катастрофы. Езидизм – это особая позиция. Это нечто особенное как с точки зрения курдской истории, так и с точки зрения истории религий.
Это одна из древнейших религий и промежуточное звено в переходе от естественного общества к классовому. Вот почему при внимательном рассмотрении можно увидеть, что в езидской общине скрыта память человечества. Это совершенно особое положение необходимо понимать. Например, те, кто это заметил, – страны, которые это заметили, – признали трагедию Шенгала, как геноцид.
Посмотрите, дело не только в том, что Шенгал стал целью нападений 3 августа 2014 года. Как мы уже говорили, это семьдесят четвертый указ об истреблении в истории езидов (прим. — геноцид). До этого было один семьдесят три подобных попытки уничтожения. Мы говорим о людях, которые видели семьдесят три бойни в ходе своей истории. Езиды подвергаются таким атакам из-за их убеждений, на них клевещут. Так почему же это происходит? Слышали ли вы о том, что езиды где-то организовались и напали на другую религиозную группу... Или они организовались и решили убить кого-то. Это очень мирная вера. Их общественная структура и мировоззрение хранят память о естественном обществе и естественном человечестве. Это историческая память, сохранившаяся до наших дней. Да, со временем они претерпели изменения. Подобные вещи происходили в езидизме, как и в любом обществе. Но на самом деле они стали мишенью геноцила и из-за своей этнической принадлежности к народу курдов, и из-за веры, и потому, что поддерживают естественные человеческие убеждения. Религиозный радикализм и национализм не выносят существования таких сообществ, и потому езидов попытались уничтожить. Эту подоплеку необходимо понимать.
(...)
Оджалан говорил, что Шенгал – это линия, за которую мы не намерены отступать. Езидская община Шенгала действительно является красной линией с точки зрения курдского народа, человечности и нашей системы убеждений и философии. Если Шенгала не станет, многое в демократической жизни курдов исчезнет. Поэтому защита Шенгала очень важна. Я думаю, что за последние 10 лет община Шенгала, курды, живущие в Шенгале, и езиды стали лучше осознавать это.
Население города строит свою собственную автономную систему самоуправления и обороны. Она еще не полностью сформирована, но езиды осознали, что они не могут отдать ответственность за свою защиту внешней силе. Все мы видели, как ДПК бросила город и её войска бежали. Тогда ИГИЛ наступало на эту общину, и ДПК бежала. Им должно быть стыдно за свою трусость и бесчеловечность.
Теперь я хочу сказать следующее – езидской общине Шенгала пришлось увидеть реальность. Езиды не могут передать обязанности своей самообороны никому и никогда. Только сами езиды могут защитить себя. Эту обязанность нельзя передать ни Ираку, ни другим группам, которые заявляют, что стоят на страже Шенгала. Жители Шенгала создадут свои собственные структуры. Они уже сформировали ОСЭ (Отряды сопротивления Эзидхана) и пытаются расширить эти подразделения. Самоуправление и самооборона показали свою необходимость после нападения 3 августа 2014 года. Я считаю, что это самое важное достижение. Вот как мы это видим. Ряды езидских сил самообороны должны шириться. Езидская молодежь должна укреплять ОСЭ и Женские отряды Эзидхана (ЖОЭ), чтобы они могли защитить свой народ. Каждый молодой езид должен провести какой-то период своей жизни в войсках. Помните, что нападения все еще продолжаются. ИГИЛ все ещё существует. Турецкая Республика — основатель, защитник и патрон ИГИЛ, и каждый день враги наносят удары по Шенгалу.
«Опасность ещё не исчерпана»
По сути Эрдоган – «халиф» ИГИЛ. ИГИЛ ослабло повсюду, а в некоторых районах его ячейки исчезли. Что случилось с этими боевиками ИГИЛ? Куда они делись? Именно Эрдоган организовал их всех, создав новые группировки под другими названиями, и натравил их на курдов. Сегодня они пытаются воевать в Мосуле, Киркуке, Шенгале, Рожаве и Африне, чтобы перебросить боевиков в зоны обороны Мидии. Буквально на днях он признался, что однажды использовал джихадистов в Ливии. Он признал, что они сделали это и во время Карабахской войны. Он военный преступник. Следует понимать, что для Шенгала существует опасность геноцида. Я не хотела этого говорить. Я думаю, что это очень тяжело осознать и принять. Тяжело говорить народу, пережившему 74 геноцида, что угроза резни сохраняется. Это трагедия, но мы должны это сказать. Опасность сохраняется. Альянс Эрдогана-Бахчели полон решимости уничтожить корни, историю и традиции курдов, а также все их достижения. Они также, чтобы единственной религией в регионе был суннизм, следуя путем политического исламизма. Они хотят уничтожить любые другие верования. Почему мы так часто не хотим видеть эту реальность? Разве ИГИЛ не имело подобной цели? Последствия геноцида следует рассматривать именно так. Да, езидское общество и жители Шенгала стали намного сильнее, организованнее и сознательнее, чем раньше. Они знают, откуда исходит опасность. Однако, им следует продолжать укреплять свои организации.
«Давление на турецкое общество»
- Наряду с изоляцией, война в горах Курдистана, а также сопротивление изоляции имеют свои последствия для общества. Как в Турции, так и в Северном Курдистане существуют серьезные социальные и политические проблемы – бедность, высокая стоимость жизни, безработица и связанные с этим трудности. В нашем контексте ни одна социальная проблема как в Турции, так и в Северном Курдистане, не может быть решена независимо от политики изоляции и от военной политики фашистского правительства. Мы говорим о среде, где даже курдские молодые люди, танцующие гованд, оказываются под арестом и сидят в тюрьмах под пытками. Итак, осознает ли общество эту атмосферу войны?
- Позвольте коснуться текущей ситуации в Турции. Люди нуждаются даже в еде, в Турции наступил долговой кризис, мы видим сильнейшее социальное расслоение в части распределения доходов, увеличение разрыва между группами общества, социальный кризис, убийства, повышение женской смертности от насилия, коррупцию, кризис... Это само по себе требует протеста и восстания. И, если вы обратите внимание, я даже не упомянула практику геноцида в Курдистане.
Турецкая система ломает силу воли людей. Общество лишают сил, чтобы люди не смели требовать достойной жизни. Это правительство всегда надеялось уничтожить общечеловеческие ценности. Это основа авторитаризма. Например, те, кто находится у власти, сначала хотят уничтожить достоинство общества. Волевой человек не приемлет рабства. Волевой человек не делает все, что ему говорят. Он хочет равенства и рассчитывает жить на определенной основе справедливости. Вот почему нынешняя турецкая военная система разрушает волю всех социальных групп в стране, и это касается турецкого общества в том числе. Там очень плохая атмосфера.
Они делают пафосные заявления. Мы смотрим эти выступления по их каналам. Ни одна из компаний в Турции, особенно связанных с ПСР, не понесла никаких убытков. Все они получили прибыль в течение года. Никто из них не платил налогов. Я говорю об их собственных системах. Но вся тяжесть войны, необходимость платить за эту войну легли на плечи батраков, угнетенных, бедноты, крестьян, рабочих и пенсионеров. Если это само по себе не причина для восстания, то что должно дать толчок к протесту?
Только 10% рабочих в Турции состоят в профсоюзах, 90% никак не организованы. Народ не знает своих прав. Люди беззащитны, сталкиваясь с эксплуатацией со стороны компаний, групп капитала и боссов. Конечно, такой человек становится рабом своего хозяина, потому что ему нужен хлеб, чтобы есть.
Вот почему в Турции создают современных рабов. Это действительно серьезная проблема. Как я уже сказала, есть причина, по которой в Турции творится ежедневный ад.
В Курдистане сложилась немного иная ситуация. В Курдистане идет война, но на этой земле существует устойчивая социальная структура. Классовая борьба здесь достаточно слаба. Здесь множество собственных примеров преследований и угнетения – как вы сказали, молодежь, танцующая гованд, молодые женщины в курдской одежде, песни, исполняемые на свадьбах, и лозунги в поддержку Абдуллы Оджалана теперь превратились в повод для ареста. Так в чем же причина? В том, что курды и РПК связаны. Если вы выбросите РПК из нынешней реальности Курдистана, такое понятие, как курды, исчезнет. Другими словами, именно борьба, которую вела РПК, возродила все курдские ценности. Вот почему мы говорим это с гордостью.
В Курдистане была создана демократическая нация. Благодаря Оджалану и освободительному движению существует курдская демократическая нация. Да, ее институционализация, формирование ее структур и статуса все еще остаются нерешёнными задачами. Однако, уже возникла курдская демократическая система. Турецкий режим осознает это.
Мы всегда говорили, что лозунг «Люди – это РПК» не возник спонтанно. Он возник в результате возрождения нации. Нация снова ожила благодаря борьбе, которую вели партизаны. Вот почему ни РПК, ни курдский народ не могут быть уничтожены. Это невозможно. Турецкий фашизм предпринимает тщетные усилия. В этом контексте я хочу сказать следующее – весь курдский народ и его товарищи должны продолжать танцевать гованд вместе с курдами. Пусть они продолжают демонстрировать знак победы. Пусть они продолжают петь курдские мелодии. Самое главное, они должны продолжать говорить: «Да здравствует Абдулла Оджалан», не моргнув глазом перед лицом какого-либо давления. Никто не может этому помешать. Юридически это не преступление. Но что будет, если даже эти слова запретят? Например, что произойдет, если они запретят говорить: «Да здравствует Абдулла Оджалан»? Конституционный суд вынес вердикт о том, что это не запрещено. Так что же случится? Заклеят ли нам рты? Смогут ли они помешать курдскому народу говорить? Вот почему мы должны танцевать гованд при каждой возможности, демонстрировать победный жест и продолжать скандировать «Да здравствует Абдулла Оджалан», чтобы это слышали все.
«Вам не остановить женщины – женщины изменят мир»
- Иранский режим приговорил к смертной казни двух курдских активисток, Пекшан Азизи и Шарифе Мохаммади, которые были арестованы за события, в которых они участвовали, и новостные тексты, которые писали в рамках восстания под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода», начавшегося осенью 2022 года. Как вы оцениваете эту антиженскую политику режима? Каково ваше мнение?
- Прежде всего, я хотела бы выразить свою любовь и передать теплый товарищеский привет Азизи и Мохаммади от имени Движения свободных женщин. Конечно, восстание под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода» вышло на международный уровень. Ситуация в Иране была в центре внимания всего мира, когда демонстранты призывали к свободе. Это стало символическим актом борьбы и сопротивления для женщин во всем мире. Последствия всё ещё продолжаются. Наблюдая за политикой Ирана, мы понимаем, что активисток женского движения, как и последствий этой революции, боятся, поэтому за ними до сих пор ведется охота. Те, кто участвует в акциях, те, кто организует эти акции, те, кто выступает за свободу женщин, оказались под угрозой.
Вероятно, нет более легитимной деятельности, чем активность женщин, пытавшихся добиться свободы. Несмотря на то, что иранский режим охотится на курдских женщин, курдянки, как и все женщины в целом не должны молчать о своих требованиях. Власти не могут остановить женщин с помощью казней, убийств и массовых расправ. Эта позиция выражена в письме Азизи. Пытаясь начать протест, они понимали риски. Женщин невозможно запугать. Женщины не отступают.
Жизнь женщин в подобных условиях – это действительно камера пыток. Удерживать женщин в обстоятельствах, где доминируют мужчины, держать их в системе постоянного насилия, постоянно отнимать у них волю, постоянно не давать принимать решения о самих себе, есть угнетение и пытка. На самом деле, это дегуманизирует. Никто не может остановить женщин, которые борются за свою свободу, и невозможно остановить женскую освободительную борьбу. Может быть, иранские власти считают, что, если они уничтожат активисток, их голоса замолчат навсегда. Но голос женщин невозможно заглушить подобным образом. Стремление к свободе неудержимо.
Женщины изменят мир, они добьются свободы. Эта женская революция рано или поздно преодолеет систему, в которой доминируют мужчины, и регион станет местом равенства, свободы, демократии. Мир будет местом, пригодным для жизни, любви и уважения.
* — террористическая организация, запрещена в РФ