Выступая в специальной программе в эфире канала Medya Haber TV, Хелин Умит отметила, что турецкая оппозиция призывает курдов встать на свою сторону и бороться против ПСР, не предлагая ничего этому угнетенному народу. Она добавила: «Но курдский вопрос, который требует решения, – это проблема существования и свободы курдов, проблема положения тех, кто борется за свое будущее. Как только оппозиция получает минимальную власть, они сразу же занимают позицию хуже, чем могла бы занять ПСР».
Менталитет геноцида, господствующий в Турции, следует рассматривать в целом, говорит член Исполнительного совета АОК (Ассоциации обществ Курдистана) Хелин Умит: «Если ПСР/ПНД формирует одну опору (системы геноцида – прим.), то другая опора создана теми, кто говорит, что оппонирует режиму, но на деле участвует в геноциде курдов. Такова реальность турецкой политики».
Хелин Умит рассказала, что думает о турецкой политике, в эфире телеканала Medya Haber. Здесь мы приводим основные тезисы из этой телепередачи:
«Прежде всего, я хотела бы ещё раз подчеркнуть наше уважение и приязнь к Абдулле Оджалану, нашему маяку свободы. Прошло 27 месяцев с тех пор, как от него не было никаких вестей, и теперь начинается 28-й месяц. В своем заявлении адвокатское бюро «Асрин», отстаивающее его интересы, сообщило, что сейчас наступил период максимальной изоляции народного лидера курдов. Я бы сказала, что дела обстоят именно так.
Люди, которые понимают суть ситуации на Имралы, видят подлинные цели турецкого государства. Если мы хотим понять происходящее в Турции, понять политику этой страны и её цели, мы должны верно оценить проявления геноцида на Имралы. Так мы увидим много подсказок, раскрывающих нам суть принципов, на которых построено турецкое государство и его политика.
Режим геноцида, лабораторией которого стала тюрьма на Имралы, определяет суть турецкой политики. Да, этот тюремный остров – центр сопротивления и борьбы. Сопротивление нашего лидера на Имралы беспрецедентно, ничего подобного прежде не случалось в истории. Мы обращаем внимание на происходящее, потому что это относится не только к нарушению прав народного лидера курдов. Это следует понимать.
Турецкий режим – система геноцида
Каждый пытается дать этому режиму свое определение. Кто-то говорит, что это дворцовый режим, кто-то – диктаторский, кто-то – единоличный, кто-то – режим заговорщиков, кто-то называет его фашистским. Так что же представляет собой система, властвующая в Турции? Ясно, что это в любом случае не демократическое правление.
Реальность говорит о том, что турецкая государственная система – это режим геноцида курдов. В тюрьме на Имралы была создана лаборатория геноцида. Не принимая этого во внимание, нельзя выработать ни политику в поддержку курдов, ни политику, которая способствовала бы демократии, правам и свободам человека в Турции. Это тоже нужно понять.
Связь капиталистической системы и режима геноцида
Второй аспект ситуации заключается в том, что режим геноцида характеризует не только Турцию; так мы можем проанализировать всю мировую систему. Мы видим, насколько она фальшива. Она построена на фундаменте лжи и лишена ценностей. Решения, принятые ООН, ЕСПЧ и институтами Европейского Союза, не исполняются. Так, ООН уведомила турецких властей о том, что Оджалан должен получить возможность встретиться со своими адвокатами без какого-либо давления. Но дальше этих заявлений дело не идет.
Если попытаться оценить режим на Имралы в ракурсе ситуации международной системы и Турции, становится очевидно, насколько слаба мировая система. Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и прочие крайне слабы, так как они – порождения системы капиталистического модерна. Демократический модерн – шанс на лучшее будущее, но он всё ещё не имеет организации и структурного оформления. Мы видим нашу капиталистическую современность, европейскую цивилизацию и Запад как маленькие островки, как фрагментированную систему гегемонов. Мы видим эту раздробленность и в ситуации беззакония на Имралы. Эта мировая система, которая слишком разрознена, чтобы подчиняться установленным ей самой правилам и принятым решениям. Турецкий режим использует это положение дел. Мы видим, что у системы, которая сталкивается со структурным кризисом, есть нужда в войне, угнетении и преследовании потому, что так она справляется с собственной неустойчивостью. Все фашистские режимы в мире в целом пытаются укрепить свою власть. Правые испытывают подъем. Но главная причина кризиса заключается в том, что капитализм стал неспособен поддерживать себя сам. Фашистский режим ПСР/ПНД видит в этом возможность реализовать свои интересы как в регионе, так и в Турции.
Самоотверженность нашего народа даст импульс новым событиям
Когда речь идет о Турции, мы говорим о структурах, которые взращивались на традиции власти Ближнего Востока. Они существуют в условиях, в которых не действует закон. Эта система берет начало на Имралы. Решение, вынесенное Комитетом ООН по правам человека в адрес Турции, следует оценивать в этих рамках. Не следует ожидать слишком многого. Тем не менее, такие решения важны. Даже такая борьба с турецким режимом увеличивает нагрузку на систему. Эти усилия не следует недооценивать. В этой ситуации необходимо, насколько это возможно, продолжать борьбу на международной арене, чтобы активизировать демократические институты, которые были созданы в ходе борьбы за демократию и единство народов.
Но именно борьба нашего народа приводит эти институты в действие. Мы не должны ожидать серьезных изменений в случае Имралы, если сами мы не делаем ничего. Настоящая борьба начнется тогда, когда демократические силы, особенно курдский народ, начнут действовать, и искать пути разрешения проблемы. Если мы выведем борьбу за освобождение Абдуллы Оджалана на новую стадию, тогда эти институты будут иметь значение. В этот момент мы поймем, что прогресс возможен.
Цели вражеского режима
Система на Имралы была создана с определенной целью. В чем она заключалась? Оставить курдский народ без лидера, чтобы взять контроль над курдами. Но сделать курдов зависимыми им не удалось.
Вторая цель заключалась в следующем: держать Оджалана в заложниках, пытаясь сломить освободительное движение. Все события 2002-2004 годов говорят о том, что на тот момент они пытались реализовать эту цель. На протяжении всех этих процессов, с момента своего пленения в 99-м году и до сегодняшнего дня Оджалан продолжал оказывать сопротивление врагу. В 2010 году он занял четкую позицию. Курдский лидер заявил, что теперь игра окончена. После протестных голодовок турецкий режим сделал вид, что готов пойти на уступки. Однако, Оджалан не позволил себя использовать. С 2010 года и по сей день он сохранял свой подход. Эта позиция сама по себе является актом сопротивления. Тем временем режим Эрдогана продолжают оказывать давление на курдский народ, его молодежь и женщин. Их народный лидер находится в плену, у него там нет возможности следить за средствами массовой информации. Письма поддержки на тюремный остров не доставляются. В целях психологической войны на Имралы иногда попадали письма с угрозами, и мы об этом знаем. В такой обстановке психологического давления Оджалан смог проанализировать режим геноцида и сделал его суть достоянием общественности, слабым местом Турции. Теперь все народы мира понимают, что происходит в Турции. Эту ситуацию не считают законной и на международном уровне. Даже Мердан Янардаг (турецкий писатель и тележурналист – прим.) это осознал. Не думаю, что изначально он планировал сделать такой вывод.
Происходящее не скрыть
Позиция Янардага ясна. Если Мердан Янардаг говорит что-то о режиме геноцида на Имралы, он наносит сорок оскорблений нашему движению и народному лидеру. Однако, реальность настолько сурова, а происходящее на Имралы настолько неоправданно, что кажется даже демократичным, когда он говорит, что защищает права человека и закон. Я верю, что в Турции есть возможность заставить законы работать. Быть может, Мердан Янардаг видит эту возможность.
Он говорит, что шли некие переговоры с ПСР, и Галип Энсариоглу упоминал их. Обратите внимание, Янардаг говорит, что ПСР контактировала с курдскими партизанами или Абдуллой Оджаланом.
В целом они говорят правду, когда критикуют систему. И дело не в его собственных намерениях, а в том, что эту систему больше нельзя скрывать. В Турции существует тюремная система, есть закон об исполнении наказаний, но в тюрьме на Имралы законы не работают, говорит он. Говоря, что это позор для Турции, он фактически пытается защитить Турцию. Такая позиция – его выбор.
Мы замечаем подобные попытки использовать ситуацию на Имралы после выборов. Те, кто называют себя демократами и противниками власти, говорят, что они против ПСР, и пытаются завоевать общественное признание, изображая оппозицию правящей в Турции партии. Они намерены привлечь курдов и демократов на свою сторону. Для этого и ведется такая игра. Они просят поддержки у курдов потому, что они против ПСР. Но когда дело доходит до курдского вопроса, проблем существования и свободы курдов, ситуации и положения тех, кто ведет борьбу за своё будущее, они тут же занимают позицию хуже, чем ПСР. Мы не может обсуждать всерьез их демократичность или оппозиционность. Систему особой войны в Турции нельзя недооценивать. У ПСР есть собственные представители прессы, которые выступают на стороне действующей власти. И, если альянс ПСР/ПНД представляет собой одну опору режима, то вторая его опора – те, кто делают вид, что представляют собой оппозицию, но по сути участвует в геноциде курдов. Такова реальность турецкой политики. Вот почему я считаю Мердана как интриганом, так и жертвой этой политики.
Как кемалист, как националист, он выступает против ПСР. Но он также искренне предан проекту уничтожения курдов, который построил с нуля кемализм. Они тоже хотят, чтобы это произошло. Во время избирательного процесса это стало очевидно. Те, кто должны были делать работу оппозиции, отказались от своих задач, но стали давать советы о курдах, комментировать курдскую политику и обсуждать, что должны делать курды. Однако, у курдских политиков есть своя программа, свои планы и свои организации. Это демократическая политика, которая имеет поддержку народа курдов, и её сторонники не раз завоевывали места в парламенте. При этом сама оппозиция, заявляющая, что выступает против ПСР, неоднократно проигрывала выборы.
Если смотреть на дело с точки зрения принадлежности к идеологическому направлению, в Турции есть три политические группы: с одной стороны, мы наблюдаем действующее государство и силы, связанные с ним. Это ПСР/ПНД, которые позиционируются как Народный альянс. Другие – это НРП, Хорошая партия (IYI), партия Deva (Партия демократии и прогресса) и, соответственно, аналогичный Национальная альянс, кратко Нация. Но всё это – решения в рамках существующей политики нынешнего турецкого государства. Это не те партии, которые выносят на повестку вопрос о переменах.
Никто не подчинит курдов системе ПСР/ПНД
Турции нужен третий путь, сила перемен, демократическая республика и демократическая нация; это путь предлагает Альянс труда и свободы. Когда речь идет о курдском вопросе, каждый должен сделать выбор. Мы считаем, что курдский вопрос – это лакмусовая бумажка демократии в Турции, и мы говорили так на протяжении многих лет. Мы видим, кто действительно настоящий демократ, настоящий интеллектуал, оценивая отношение к освободительной борьбе курдов и его системе ценностей. Отныне никто не сможет обмануть наш народ. Тем, кто делают вид, что они демократы, не удастся ввести курдов в заблуждение. Не смогут обмануть нас и те, кто заявляют, что выступают против фашизма ПСР/ПНД, системы или режима ПСР/ПНД.
Фашистский режим ПСР/ПНД уже разоблачен. Он не пользуется доверием курдов. Зайдите сегодня в любой курдский дом, послушайте курдских матерей; они клянут этот режим. Были люди, которые поддержали ПСР, когда правящая партия давала слово решить курдский вопрос, и многие испытали надежду. Теперь эти силы ведут самую отвратительную войну. Они заявляют, что делают это во имя демократии, чтобы стать друзьями курдов, что борются во имя прав человека, и это крайне оппортунистично. Не стоит пытаться снова обмануть курдов, чтобы привлечь их на свою сторону, надеясь использовать их голоса.
Впереди местные выборы. Курдская демократическая политика, как и демократическая политика в целом, призвана служить цели демократизации Турции. Политика демократизации Турции проводится на основе курдского вопроса. Его решение принесет выгоду всем народам Турции, трудящимся этой страны, женщинам Турции. Вот как это следует понимать.
Почему же Абдулла Оджалан остается в тюрьме на Имралы? Каждый должен задаться этим вопросом. Почему он находится на этом тюремном острове? Есть только одна причина, по которой условия его заключения так тяжелы. Курдский народ заявляет, что Оджалан борется за права курдов. Но разве это не право человека? Давайте заглянем в нынешнюю конституцию, оценим примеры других конституций стран мира. Разве не самое основное право человека – сопротивляться угнетению? Разве это не законное право? Оджалан оказался в таком положении потому, что требует свободы для своего народа. Настоящие интеллектуалы это понимают.
Сегодня мы знаем, как строить будущее
Я с уважением и благодарностью чту память товарищей, погибших в июне. Штабное командование Народных сил самообороны (НСС) проводит регулярные брифинги, сообщая о происходящем на фронтах Курдистана. Я могу сказать, что в июне освободительное движение вело борьбу, следуя тропой Зилан. После того, как партизаны отказались от режима прекращения огня, прошел ряд успешных боевых операций. Я высоко оцениваю усилия НСС и ССЖ-Стар и их успех.
Гибель в бою – это часть реальности войны. Мы не хотим, чтобы что-то случалось с нашими товарищами. Для нас товарищество – особая человеческая связь. Партизанские районы – это территория свободной жизни, её эпицентр. Мы строим новую жизнь бок о бок с нашими соратниками. Гибель каждого из друзей ведет нас в будущее, к новой жизни, и для этого необходимо держаться за новые связи и сохранять волю к победе. Это касается каждого из нас. Гибель товарищей – всегда тяжкое испытание. Но мы должны помнить о целях, которые они ставили, и строить наше общество, чтобы сохранять эти связи и сражаться за свободу Курдистана. В этом месяце за наше общее дело погибли друзья, которые были воплощением сути этой борьбы. Один из погибших – Азад. Он приехал на фронт Курдистана из Германии и присоединился к нам. Товарищ Асия прибыла из Орду и принесла благородный дух Черноморского региона в горы Курдистана. Кочер Мидия, уроженец Рожхилата, был соратником всем нам.
Мы вряд ли смогли бы удержать друга Сеита с нами. Его ярость к врагу была слишком сильна. Стремление к свободе было слишком велико. Хеваль (товарищ – прим.) Сеит считал подлинной жизнью лишь борьбу, которую вёл в горах... Я наблюдала за ним в разных условиях. Он был нашим молодым другом, которого я вспоминаю его с любовью и благодарностью.
Суть борьбы этих героических людей заключается в том, что они, уроженцы Германии, Турции и Курдистана, стали пионерами будущего. Они показали нам путь в это будущее и стали примерами формирования демократической нации, солидарности, сосуществования, сплоченности и совместной борьбы.
Жители Черноморского региона видят будущее в борьбе
Национализм выходит на подобную стадию не только в Турции, но и в остальном мире. Мы наблюдаем это во Франции, в Греции, в Америке. Говорят, что национализм на подъеме везде. Национализм – идеология капиталистической современности. Он разделяет народы в интересах правящих классов. Регион Черноморья стал эпицентром частных войн. Такие города, как Орду, Гиресун и Трабзон – центры реализации планов «Гладио». Здесь есть что-то, что провоцирует жителей выступать против курдов. Мы видим поляризацию и попытки разжечь вражду народов на примере этого региона. Вспомните случай Эрена. Тогда на примере этого молодого человека, разжигая рознь, жителей региона хотели настроить против курдов. Но в самой сути народов нет никакой исконной вражды. Моя мать говорила: «В каждом народе есть хорошее и плохое». Она была женщиной, которая не имела возможности ходить в школу. Но она понимала жизнь и знала, что на самом деле все народы близки друг к другу, имеют схожие черты, и что нельзя судить о народе в целом.
Национализм – это искусственная идеология, её насаждают силой и диктуют, как относиться к другим народам. Сегодня политическую среду Турции разделили на левых и правых. Правые – блок ПСР/ПНД, левые центристы – НРП, а место рядом с этой партией занимает Ашкенер. Таким образом они связывают оба крыла национализмом. Они обрекли на это народ Турции.
Другой пример – наш товарищ Асия, которая шла путем самоотверженности. Она познакомилась с партизанами и РПК и приняла участие в нашей борьбе. Возможно, вы слышали, как такие люди говорят о своей борьбе – просто, лаконично и проникновенно. Почему она приняла цели освободительного движения, как свои? Потому, что увидела в этом шанс на свободную жизнь, жизнь вместе, настоящее общее дело. Наши товарищи, погибшие в июне, сражались за это общее дело, не делая национальных различий.
ДПК – инструмент войны против курдов
Курдов подавляют, где бы они ни находились. Цель этих действий – не дать курдскому народу обрести какой-либо политический статус не только в Турции, но и за её пределами. В 21 веке, в 100-летие Турецкой Республики, режим намерен сохранить рабский статус курдов. Давление на курдов можно видеть не только в границах Турции, это происходит повсюду – в Рожаве, в Европе, всегда, когда у фашизма появляется такая возможность. Если курды стремятся жить с достоинством, если собираются вместе и идут политику, чтобы строить своё будущее, они становятся мишенью атаки.
Конечно, у этого плана есть авторы. Вспомните гибель нашего друга Хусейна Арасана в Башуре, Южном Курдистане... Когда был убит ещё один наш товарищ, Баран, Масрур Барзани отправился в Турцию. Мы видим связь между этими смертями и турецким визитом Барзани. Это не случайное совпадение. В политике не бывает совпадений, и даже если некое событие произошло случайным образом, оно имеет свою подоплеку. ДПК обеспечивает почву для турецкой агрессии, подавления борьбы курдского народа за свободу и существование в регионе. Эта партия стала инструментом турецкого режима, легитимизируя действия Турции. Они действуют сообща. Мы видели это на примере последнего инцидента и в случаях предыдущих нападений.
Те, кто совершает такие нападения, бегут в Эрбиль. Это означает, что их хозяева, отдающие им распоряжения, находятся там.
Союз с курдами был бы выгоден для Ирана
Учитывая переговоры в Астане и нападения в Рожаве, можно сделать выводы, что враждебные силы стараются сделать всё, чтобы курдский народ не получил политический статус. Они приняли это решение в Астане. Воспользовавшись нынешней ситуацией в Сирии, они интенсифицировали нападения. Некоторые из этих стран согласны с тем, чтобы Турция поощряла подобную агрессию.
Здесь необходимо видеть влияние Ирана. Иран определенно имел отношение к нападению в Хомсе. Иран ведет себя достаточно осторожно, но в целом я могу сказать следующее. Персы выиграют от курдско-персидского альянса. Турция не сможет заключить долгосрочный союз с Ираном в силу идеологических и исторических противоречий. Вспомните, как в прошлом Эрдоган называл Асада своим братом, но потом ветер переменился, и Асад стал «убийцей». Нечто подобное произойдет с Ираном, и сам Иран это понимает.
Политика Ирана имеет глубокие корни. Это государство с долгой историей и своими традициями управления. В этом смысле они очень хорошо знают турок. Когда первые огузские племена (средневековый тюркский народ – прим.) пришли из Центральной Азии, они столкнулись с Ираном. Фактически, турки учились государственному управлению у персов, это исторический факт. Сегодняшняя Турция под руководством Эрдогана – член НАТО, хотя порой всё выглядит так, будто она действует наперекор НАТО. Иран находится в непростой ситуации из-за влияния Израиля и тоже испытывает давление НАТО. Израиль пристально наблюдает за происходящим в регионе. Власти Ирана осознают свое положение, но я хотела бы напомнить о расстановке сил. В такой ситуации союз с курдами демократизирует Иран и даст ему новые возможности в регионе в ближайшем будущем. Что для этого необходимо? Нужно начать демократизацию внутри страны. Все вы помните восстания под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода». Прислушиваясь к своему народу, особенно к женщинам, Иран сможет обеспечить своё внутреннее единство и сыграть историческую роль в регионе как против империалистических нападений, так и против экспансионистской политики Турции.
Рожава уничтожает менталитет ИГИЛ*
Недавно были убиты наши подруги Юсра Дарвиш, Лиман Шивеш и товарищ Фират Тума. Женщины часто подвергаются нападениям в Рожаве. Революция Рожавы – это женская революция, и об этом знает весь мир. Женщины приняли активное участие в создании демократической системы в Рожаве. Тот факт, что они принимают серьезное участие в политике и ведут людей за собой, нарушает правила, принятые на Ближнем Востоке. Рожава – небольшой кантон, но она не слишком мала; её существование оказывает разрушительное влияние на нынешний менталитет национального государства, сотрясая менталитет ИГИЛ.
Мы видели попытку создать в регионе систему, основанную на идеологии ислама. В рамках такой системы женщину считают неполноценной, неадекватной, её хотят ограничить стенами дома и утверждают, что её единственная работа – это деторождение и уход за семьей. Такой менталитет присутствует в регионе. Рожава же является оплотом свободы женщин. Именно поэтому они выбрали своей целью наших подруг, которые работали в Автономной администрации.
Пионеры революции в Рожаве приложили огромные усилия, чтобы добиться имеющихся результатов. Когда человек вносит личный вклад в общее дело, платит за это высокую цену и страдает, он ценит то, за что боролся. Любые нападения не смогут заставить наш народ и курдских женщин отказаться от этих достижений. Мы понимаем, что нападения будут продолжаться. Региональные державы будут пытаться ставить курдам любые препоны, чтобы те не получили статус, заключая союзы не только с Турцией, но и с другими странами. Но курды твердо намерены продолжать борьбу.
Вспоминая товарища Зилан
Наступила 27-я годовщина гибели товарища Зилана. Прошло 27 лет с момента её самоотверженного поступка. Эти 27 лет шли так, как будто она была жива. Зилан сыграла ведущую роль в значимых социальных преобразованиях. Её поступок необходимо оценивать со многих точек зрения, но я хочу подчеркнуть, что Оджалан говорил: «Мы приняли решение бороться за свободу в память о Зилан». Она призывала нас идти дорогой освободительной борьбы.
Зилан понимала суть международного заговора и осознавала подоплеку нападения, которое произошло в Дамаске 6 мая 1996 года. Она понимала, что курдам необходимо сражаться за своё будущее под руководством народного лидера и решилась на свой самоотверженный поступок ради свободы всех женщин своего народа. Об этом необходимо помнить.
Когда хеваль Зилан совершала задуманное, я была рядом с лидером. Тогда мы проходили обучение под его руководством. Когда он услышал о случившемся, он сразу попытался понять Зилан. Он задал нам вопрос: «Представляете ли вы, что чувствует человек, принимающий такое решение?». Это говорит о том, что Абдулла Оджалан отлично понимал мотивы нашего товарища.
Потом мы узнали подробности. Оджалан не спал всю ночь. Сразу же после того, как мы получили сведения о случившемся, он сказал: «Я тоже нахожусь под командованием Зилан». Затем Абдулла Оджалан заявил во всеуслышание, что поступок Зилан был манифестом, призывом к свободной жизни. Никто не смог бы оценить самоотверженность Зилан лучше, чем товарищ Оджалан. Такое товарищество преодолевает пространство и время; я говорю это не для того, чтобы навязать вам дешёвый мистицизм, но мы видели, в чем состоит смысл человеческих связей. Это священно. Вспоминая об этой самоотверженности и преданности товарищам, я испытываю такое чувство, словно вхожу в святой храм. В некотором смысле это действительно призыв к святости – призыв к осмысленной жизни. В этом храме нет скуки, нет усталости от борьбы, там нет беспомощности, нет слабости. Там есть победа, стремление к успеху, приверженность общему делу и верность, там есть настоящий поиск любви и сама любовь. Вот так вспоминаем нашу соратницу Зилан.
Партизанское движение дает нам смысл жизни
Сегодня вопросам свободы уделяется очень мало внимания. Я хотела бы обратиться с этим вопросом к молодежи. Я хочу обратиться к молодым женщинам. Что такое свобода для вас, что такое свободная жизнь, какой она должна быть, что это значит? Нужна ли нам эта свобода? Знаете, что ещё порой беспокоит людей? Например, поиск комфорта, стремление к материальным благам, увлечение деньгами. Но в этом нет смысла, нет свободы мышления и духовной жизни, подлинных ценностей. Это порождает целые общества, гонящиеся за богатством. Сегодня люди поклоняются слишком многим идолам, они поклоняются материальному, брендам и громким именам. Но в этом нет свободы, нет смысла. Многие из тех, кто ищет свободу, питает страсть к ней, пришли в РПК.
Те, кто приходит в ряды освободительного движения, те, кто следуют за Зилан, не могут гнаться за материальными благами и комфортом. Только те, кто ищет смысл и свободу, приходят к нам. Сюда могут прийти те, кто ищет настоящую любовь, дружбу, общение и товарищество. В этом и заключается суть освободительного движения. Именно эти вещи приходят мне на ум, когда я думаю о Зилан.
Я чту память товарища Хелмета с уважением, любовью, грустью и благодарностью. Он был одним из наших товарищей-мужчин, которые следуют за Зилан.
У меня не было возможности работать бок о бок с Хелметом, но наши пути иногда пересекались. Я могу сказать следующее. Мы часто ставим под сомнение доминирующую маскулинность. Мы, женщины-бойцы, именно такие люди. Хелмет же был одним из наших соратников, который мог на равных и свободно общаться с женщинами. Он был скромным человеком, но в то же время очень компетентным и знающим. Я чту его память с уважением. В память о нем мы даем слово работать ради достижения национального единства, и я говорю не о ложных, беспринципных союзах, а о стратегии национального единства в Курдистане.
Если мы не хотим нового «Мадымака», нам нужен третий путь
Я чту память 33 человек, сожжённых в отеле «Мадымак» 2 июля. Да, это павшие герои демократии. Массовые убийства, с которыми столкнулась община алевитов в этом регионе, не ограничиваются Турецкой Республикой; в период Османской империи массовые убийства алевитов не прекращались. Фактически это проистекало из радикализированной исламской традиции, на которой была основана Османская империя.
После смерти пророка Мухаммеда в исламском мире началось разделение, и оно выражается в виде как классовых, так и прочих противоречий, а также некоторых сектантских конфликтов. Конечно, существует и классовая сегрегация. Необходимо оценивать классовую борьбу на Ближнем Востоке именно в этом ключе. Мы не можем сказать, что классы возникли после 19 века, как на Западе, или после промышленной революции. Процесс формирования классов начался раньше, в шумерский период.
В результате доминирования турецких классов, выбирающих суннитский ислам в качестве неотъемлемой части своей идентичности, группы с иными убеждениями всегда сталкивались с преследованиями в регионе. Турецкая Республика считает себя наследницей Османской империи. Я имею в виду, что Турция понимает это не только в географическом ключе; она заимствует у Османской империи культурные и политические коды, особенности управления, и сегодня по этому вопросу развернулась очень серьезная борьба. Алевиты же всегда были готовы к демократической борьбе в Анатолии. Алевитская община готова занять сторону оппозиции, поскольку сталкивалась с угнетением и резней в ходе своей истории. Алевитов всегда хотят ассимилировать, такова реальность этого региона.
Что же произошло за последние тридцать лет? Община алевитов сохранила свои собственные организационные структуры. Абдулла Оджалан взял пример алевитской общины за основу, когда создавал парадигму будущей освободительной борьбы. Особый интерес он уделил Дерсиму. Он придавал большое значение вере алевитов в Дерсиме.
Резня в Мараше была частично связана с развитием нашего движения в этом районе. Мы, как движение, всегда глубоко чувствовали страдания алевитского народа; при этом мы видели в них пример демократии. Для того, чтобы прийти к единству идентичностей в Турции, необходимо признать не только равенство этносов, но и коллективные права религиозных конфессий. Коллективные права должны быть гарантированы. Сегодня мы далеки от такой картины. Существуют серьезные риски конфликтов и столкновений.
Вспомните трагическую резню 93 года, вошедшую в историю как сожжение отеля «Мадымак». Это был период, когда курдское освободительное движение фактически сделало шаг к демократии, а Оджалан призвал к прекращению огня. Это был знаковый период не только для курдов, но и для турецкого общества. Возникла необходимость подбросить хвороста в огонь и разжечь конфликты. Трагедия произошла из-за отрицания прав малых народов и людей, не относящихся к господствующей конфессии в Турции, из-за официальной доминирующей идеологии и приверженцев того, что я могу назвать турецко-исламским синтезом. Но вера алевитов, их самобытность – это очень глубокая культура. Это прекрасная культура, которая может помочь вести борьбу за демократию. На этом фоне мы видим все риски, которые несет национализм. Мы переживаем период, когда режим намерен продолжать идти дорогой унификации – одного государства, одной нации, одной религии и одной веры. Я говорю это не для того, чтобы кого-то напугать, но угроза велика. Будьте осторожны; идут дебаты о конституции, о головных платках. Хочется сделать что-то новое, чтобы кемализм не воскрес. Пора перейти к новой системе. Кемализм ничего не мог предложить алевитам, курдам и другим народам, живущим в Турции. Что он предлагает, так это предельно унифицированное национальное государство. Но мы хотим свободы и плюрализма.
Вспоминая о жизнях, оборвавшихся 2 июля, мы должны принять решение – если мы не хотим новых массовых убийств, если мы не хотим новых чудовищных инцидентов и действительно желаем, чтобы община алевитов жила в этом регионе со своей собственной верой и общественной системой, нам необходимо строить демократическую политику в Турции, избрав третий путь. Алевиты должны стать нашей ведущей силой в регионе. Я призываю к этому весь народ алевитов, всё наше общество.
Значимость объединенной революционной борьбы
Объединенная революционная борьба занимает важное место в перспективе демократической нации, разработанной Оджаланом. 53 года назад, 15-16 июня 1970 года, началось рабочее сопротивление. Это событие можно считать почвой, на которой идет сегодняшняя объединенная борьба. Результаты были значительными, это была успешная инициатива. Сопротивление отменило закон, принятый в парламенте при участии Республиканской народной партии и Партии справедливости. Это был пример успешного сопротивления. 15-16 июня также была годовщина сопротивления рабочих. Если мы оценим сегодняшние условия, каких результатов нам следует ожидать? Мы, движение, считаем, что вести единую борьбу под руководством Народного объединенного революционного движения стратегически необходимо. РПК строила свою стратегию борьбы совместно с левыми революционными силами. У партии есть взаимосвязи с турецкими левыми революционерами. Такие союзы имеют стратегическое значение. Революционная борьба требует альянсов. Даже те силы, которые претендуют на то, чтобы совершить революцию в одиночку, в конечном итоге сталкиваются с необходимостью объединения с организациями, идущими к той же цели. Следует помнить, что сила государства, система, с которой они сталкиваются, всегда организована лучше. Сопротивление 15-16 июня дало понять следующее – при условии объединенной борьбы рабочих и рабочего класса можно стать сильнее.
Я наблюдаю за тем, что происходит в Турции, я вижу бедность и пытаюсь проследить, с какими трудностями сталкиваются люди. Так жить нельзя, в стране нет никого, кто не был бы в долгах. Положение рабочих резко ухудшилось. Квалифицированные работники, возможно, живут немного лучше, но подавляющее большинство существует на грани черты бедности. Подумайте об этом: когда единственной заботой человека остается добыча средств к существованию, его единственная цель – наполнить свой желудок, а для этого он вынужден продавать свое тело и труд. Продавать свой труд – все равно, что продавать свое тело. Потому что это часть вас. Необходимость выходить на рынок труда – это вопрос самопрезентации. Это настоящая проблема, очень серьезное унижение для рабочих. Трудно держать себя в состоянии самопрезентации, состоянии человека, вынужденного подавать себя, постоянно. Но реальность ещё и в том, что это подавляющее большинство кажется мне спящим гигантом. На самом деле, это и есть главная сила. Этот спящий гигант, народ, – главная сила, рабочие – главная сила...
Если народ, угнетенные группы сознательны, организованы, знают ценность своей жизни, этот гигант может всё. Это и есть главное послание 15-16 июня. Вот почему мы должны организовываться и бороться вместе. Необходимость трудиться на капиталиста – это рабство нашего века, эти люди работают и живут в невыносимых условиях. Это и есть современное рабство. Поэтому увидеть силу рабочего класса необходимо.
Помните название курдской партии? Рабочая партия Курдистана. РПК – это партия рабочих и трудящихся. Это партия свободы трудящихся. Это партия бедных. Главное – увидеть это, осознать суть происходящего, и заниматься организацией рабочих, трудящихся и угнетенных в этих рамках. Если мы решим эту задачу, мы достигнем успеха. В противном случае вы ничего не добьетесь, работая лишь со средним классом. Это скользкий класс, который рассчитывает достичь успеха, думая, что выйдет на уровень потребления буржуазии, упорно цепляется за любые шансы и пытается подняться выше. Но рабочие, трудящиеся, и есть люди, которые действительно создали мир своим трудом. Они вправе владеть продуктами своего труда и справедливо распоряжаться ими. Никакие другие силы для этого не нужны.
РПК проводит собственную политику
Мы сталкиваемся с попытками очернить РПК, маргинализировать и покончить с ней в поле общественного мнения. Но курдский народ и сознательные люди знают, что РПК никогда не была движением, которое ведет исключительно вооруженную борьбу. Прежде всего, РПК – это движение, которое проводит свою политику и имеет собственную школу мысли. В Курдистане, где шёл геноцид курдов, РПК фактически стала движением возрождения, обновления и просвещения, надеждой Ближнего Востока. В противном случае она не достигла бы успеха и не оказала бы такого влияния на курдское общество, ей не удалось бы найти столько новых политических аргументов. Конечно, в центре этих процессов находился Абдулла Оджалан. Они развивались под руководством Оджалана и освободительного движения. Оджалан говорил: «Будь у освободительной борьбы другой путь, если бы не было все нападения, пытки и массовые убийства в тюремных подземельях в 1980-82 годах, РПК могла бы развиваться скорее как идеологическое движение, меняющее менталитет народов. Поскольку для этого не было условий, был выбран путь вооруженного сопротивления. Поначалу участники движения не прибегали к вооруженной борьбе».
РПК, безусловно, является политической силой. Это политическая сила курдского народа. Те, кто не хотят, чтобы об этом говорили, не соратники курдам. Я не хочу называть имена. Есть те, кто делает это от имени нашего народа. Если некто так легко говорит от лица всех курдов, значит, он готов продавать на современных рынках даже права своего народа. Все, кто борется за свободу курдского народа, платят за это высокую цену. Те, кто не платят за эту борьбу и говорят, сидя в удобных креслах, никогда не станут одними из нас. Они не могут частью курдской демократической нации. Они часто называют себя националистами. Некоторые люди, провоцирующие такой дискурс, определяют себя как курдских националистов. Но бросили ли вы хотя бы камень в убийцу и колонизатора? Курдистан оккупирован. Бакур тоже живет в условиях оккупации. Кому вы пытались противостоять на этих землях? Ответов на эти вопросы нет. Эти националисты пытаются запутать вас.
Во время недавних выборов мы защищали третий путь. Мы защищали его от начала и до конца. Я хочу сказать следующее: во-первых, курды не хотят делать политику с существующей властью. В ходе выборов каждый показал, чего он стоит.
Второй момент: в настоящее время в отношении курдов и Курдистана действуют особые законы. Подобно тому, как мы видим попытки монополизировать различные вопросы, касающиеся религии, то же самое происходит с курдским вопросом. Этим заняты «Хизболла», ДПК, Hüda Par и примитивные националистические группы, поддерживающие Демократическую партию Курдистана.
В программе РПК нет пункта о создании отдельного национального государства, но подобные группы этого хотят. Они говорят, что хотят независимости, федерации, и я не знаю, чего ещё они хотят. Не обманывайте курдский народ; вы стремитесь продать свое национальное единство турецкой системе геноцида. Делающие это от имени курдов продают свою национальную идентичность. Люди не должны воспринимать это слишком серьезно. Мы тоже относимся к этому без излишней серьезности.
Сейчас РПК пытаются очернить, называя «террористами». РПК – это народ. Наши соратники скандируют: «РПК – это народ, и народ здесь». Наш народ должен помнить эти слова, потому что РПК – это действительно народ. РПК – это народное движение. Эта партия – часть своего народа. Никто не может отрицать этого. Отрицать РПК или пытаться её уничтожить равнозначно геноциду курдского народа. Это означает уничтожение его, как нации. Не поймите меня неправильно, я не хочу сказать, что мы монополизируем этот вопрос. Но многие позволяют себе высказываться за РПК и курдов, почему же РПК не может озвучить свою позицию? Партия заплатила самую высокую цену, чтобы привести курдов в 21-й век. Геноцид курдов был столетним проектом. Сначала это пытались сделать кемалисты, а теперь их последователей называют политическими исламистами. В течение 50 лет мы гибнем на этой земле, отдавая жизни во имя общего будущего. Так мы можем выстоять. Так мы отстаиваем права нашего народа. Этот народ дает нам право и обязанность высказывать свое мнение по вопросам, которые касаются курдского народа, формировать его политику. Никто не сможет этому помешать. Курды подходят к этому вопросу последовательно. Наш народ идет на жертвы и продолжает следовать пути, который указал нам Оджалан. РПК стоит в авангарде этой борьбы. Я верю, что так будет продолжаться и в будущем».
* - террористическая организация, запрещена в РФ