Член Исполнительного совета Ассоциации общество Курдистана (АОК) Хелин Умит в специальной программе, вышедшей на телеканале «Medya Haber», дала оценку важным вопросам, стоящим на повестке дня, развивающимся вокруг Курдистана и Турции – от изоляции до политики геноцида, от национального единства до экологии.
Хелин Умит сказала: «Не обязательно быть революционером-демократом, но в экологической борьбе должен участвовать каждый, кто любит свою землю, кто хочет прекрасных, светлых дней, кто хочет дышать чистым воздухом. Необходимо организовать очень широкий круг участников. Если говорить о геноцидных нападениях, то необходимо противостоять им, особенно в Курдистане. Основа таких атак в Курдистане – перемещение и депортации. В Турции существует очень серьезный экономический кризис. Это делает фашизм еще более злобным. Он все больше наступает на рабочих, крестьян и простой народ, желая отнять у них все, что они имеют. Исходя из этого, каждый должен проходить в сопротивлении. Конечно, во главе этого сопротивления должны стоять молодые женщины и мужчины. Потому что то, что они там защищают, – это фактически, их будущее», – сказала она.
Умит подчеркнула, что курдское молодежное движение, которое, как она выразилась, будет иметь очень сильный выход, должно поставить на повестку дня вопрос о свободе и статусе: «Цель стала ясной. Наша собственная правда раскрыта. Теперь будет понятно, как мы будем бороться. Как мы будем участвовать в военной борьбе, как мы будем участвовать в политической борьбе, как мы будем участвовать в интеллектуальной борьбе? Как мы будем вести просветительскую работу в интеллектуальной борьбе? На этой основе должна формироваться повестка дня курдской молодежи. Если это произойдет, то мы получим молодежное движение с очень важным динамизмом. Мы уже сейчас повсеместно опираемся на молодежь. Это молодежь, которая борется. Они сражаются в Запе, Авашине, Хафтанине, Метине, Хакурке, – одним словом, везде. И РПК – это движение, которое всегда остается молодым благодаря этой молодежи».
«Прежде всего, я хотела бы от имени молодежи, женщин и наших товарищей выразить приветствие, а также нашу любовь и уважение, лидеру Абдулле Оджалану, широко известному как лидер Абдулла Оджалан.
Позиция лидера Абдуллы Оджалана в системе пыток и геноцида «Имралы», конечно же, является приоритетным вопросом для курдского народа. Так было на протяжении всех прошедших 25 лет. В течение 25 лет курдский народ мобилизуется и призывает к освобождению Лидера Абдуллы Оджалана, где бы он ни находился. Курдский народ непреклонен уже 25 лет. Он в состоянии требовать и бороться за физическую свободу лидера Абдуллы Оджалана.
Есть такое выражение, «бросить в глухой колодец». На самом деле, это выражение очень распространено в народной литературе. И используется оно, как правило, для описания действий правящих сил в отношении лидеров, вождей и первопроходцев от народа. В нынешней ситуации, конечно, турецкая суверенная система, турецкие правящие классы вместе со своими международными базами подвергают лидер Абдулла Оджалан подобному обращению. Они пытаются придать этому обоснованность как в глазах курдского народа, так и народов мира, – чтобы его голос не был слышен в глухом колодце.
Мы должны настойчиво повторять, что лидер Абдулла Оджалан олицетворяет реальность курдского народа. Необходимо давать ему именно такое определение и отождествить свободу курдского народа со свободой Абдуллы Оджалана. В этом смысле курдский народ чувствует это весьма глубоко. Но и такое определение несколько узко. Определение лидера Абдуллы Оджалана только как лидера курдского народа истинно, но узко для того периода, в котором мы находимся. Потому что в нынешний период, когда капиталистическая современность превратила себя в глобальную систему и не осталось ни одной территории, социальной базы и народа, где бы она не установила свою гегемонию, когда она держит рабочих, угнетенных, женщин и народы под гнетом политики резни и социального геноцида, Лидер Абдулла Оджалан является источником надежды и борьбы для народов как реальность, которая возникает с парадигмой демократической современности и в этом смысле раскрывает лидерство альтернативной системы.
Возможно, в силу такой реальности мы определяем лидера Абдуллы Оджалана как курдского национального лидера или как лидера сопротивления курдского народа. Называете ли вы происходящее отсутствием статуса, на который сейчас обречен курдский народ, называете ли вы это политикой геноцида, отрицанием и атаками на уничтожение – можно рассматривать это в разных аспектах. Это настолько позорно и неприемлемо для человечества, что мы рассматриваем это вместе с проблемой свободы курдского народа.
ЛИДЕР АБДУЛЛА ОДЖАЛАН – ВОЛЯ К СУЩЕСТВОВАНИЮ КУРДСКОГО НАРОДА
Предположим, что мы достигли определенного этапа в курдской проблеме и она решена. Тогда парадигма лидера Абдуллы Оджалана, его подход к миру, к системе, к социальной реальности, которую он хочет построить как идеал, на самом деле сделает реальность представляемого им руководства более наглядной для всех народов мира. С нашей точки зрения, с точки зрения той борьбы, которую мы ведем, лидер Абдулла Оджалан – это голос свободы курдского народа. Он – его воля, его воля к существованию. Необходимо видеть это именно так и вести борьбу именно так. Стоит отметить и недавнее заявление профсоюзов в Брюсселе. Оно действительно было очень важным. Очень важны и их призывы, и те решения, которые они приняли. Они обратились с призывом к турецкому государству, обратились с предупреждением к Европейскому союзу и призывом к народам мира. В этом смысле постепенно развивается понимание, признающее важность и ценность физической свободы лидера Абдуллы Оджалана не только для демократии и свобод страны и региона, но и для народов мира и их борьбы. Оно должно стать более масштабным. Например, борьба народа Алжира в прошлом. Это была область, в которой народы мира, фактически все человечество, считались с совестью. Или борьба палестинцев... Она и сегодня сохраняет такую реальность для народов Ближнего Востока и всего мира, но из-за политики Израиля она не стоит на повестке дня так часто, как раньше. Именно в этих центрах народы противостояли нападкам на них.
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОЛОСОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СОВРЕМЕННОСТИ
Курдистан – это место, куда в унисон направлены атаки на все человечество. Если человечество победит в Курдистане, если курдский народ победит, если победит свобода, если победит демократия, если победит борьба за демократическую современность, то это будет очень важной победой как в моральном, так и в политическом плане для всего человечества. Мы должны настаивать на этом вместе с нашими друзьями-интернационалистами, интеллектуалами других народов, интеллигенцией, различными неправительственными организациями; мы должны быть голосом демократической современности в мире, который капиталистическая современность хочет контролировать, сдерживая его третьей мировой войной. В этом смысле можно думать о каждом из них как о коммуне. Профсоюз – это коммуна, неправительственная организация – это коммуна. Если мы действительно берем за основу демократические критерии, то очень важно объединить эти коммуны и поднять борьбу во всем мире.
Это важно и для физической свободы лидера Абдуллы Оджалана. Но еще важнее это для всего человечества. Чтобы открыть пространство для реальности, которую представляет собой Лидер Абдулла Оджалан, мы должны усилить нашу борьбу, объединившись с силами демократии. Что касается заявления в Брюсселе, то я могу сказать следующее: необходимо правильно понять, почему сложилась такая политика в отношении Лидера Абдуллы Оджалана. Прежде всего, в Турции идет борьба за гегемонию. В рамках этой борьбы фашистский альянс во главе с ПСР-ПНД хочет закрыть пространство для сил, требующих демократии и свободы. Поэтому, боюсь, и происходят такие мощные нападки на лидера Абдуллы Оджалана. Потому что они хотят установить идеологическую, культурную, политическую и экономическую гегемонию. Система мышления лидера Абдуллы Оджалана, его философия борьбы, его подход к организации народов и превращению их в силу – препятствие на этом пути. Если его сломать, в Турции будут не развиваться демократия, свобода, права человека, справедливость и сосуществование. Такая сильная атака идет потому, что она не совпадает с интересами нынешней фашистской гегемонии. Пользуясь случаем, я хотела бы сказать, что турецкие демократы, интеллектуалы, особенно те, кто думает о будущем турецкого народа, а также турецкие политики должны взять дело в свои руки. Они должны взять на себя ответственность за этот вопрос. Если в Турции не будет решена курдская проблема, не будут ликвидированы нападения на лидера Абдуллы Оджалана и не будет реализовано его физическое освобождение, Турция обречена на еще более серьезную тьму.
ТУРЕЦКИЕ ПАТРИОТЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАБОТАТЬ ПОЗИЦИЮ ПРОТИВ НАЦЕЛЕННОСТИ НА ВОЙНУ
Мы боремся. Мы, РПК, являемся силой, ведущей активную борьбу. У нас есть определенная сила в социальной сфере. Мы обладаем ею повсюду. Эта борьба будет продолжаться. Рассчитывать на Турцию тяжело. Настоящим турецким патриотам, людям, которые думают о Турции, необходимо выработать позицию против линии войны в Турции, линии войны с народами, войны с рабочими, войны с женщинами. Турецкие демократы и интеллигенция должны принимать гораздо более активное участие во всех сферах деятельности, не только в Турции, но и на международной арене.
Мы знаем, что в Турции в отношении решения курдского вопроса существует очень тяжелая атмосфера фашизма. Сейчас все следуют примеру Мердана Янардага. Ведь есть же реальность в Имралы? Против заключенных там творится беззаконие. Он разоблачил политические цели этого беззакония. Но это была область, где действовал нерушимый закон: нельзя говорить ни о чем, связанном с лидером Абдуллой Оджаланом. Нельзя рассказывать о нем правду. Что происходит уже около месяца? Он был задержан и арестован несправедливо.
Одной из причин этого является то, что Мердан Янардаг остался в одиночестве. Если в Турции действительно есть интеллектуалы, которые согласны с демократическими опасениями по поводу будущего Турции, которые хотят справедливости, стремятся к равенству в экономической сфере, то они должны научиться объединяться. Прежде всего, интеллектуалы и демократы, левосоциалистические силы в Турции должны уметь объединяться. А затем они должны научиться становиться плечом к плечу с силами сопротивления и борьбы курдского народа за свободу. Иначе государство останется с тем, что оно натворило. Мой призыв направлен именно на это.
В нынешний период времени система геноцида Имралы, направленная на Лидера Абдуллы Оджалана, достигла той точки, когда ее уже невозможно скрыть. Помимо того, что это позор для человечества, это самый важный центр в Турции, который раскрывает истинную природу режима в Турции. Без его распада в стране не может быть сделано ни одного шага, не может развиться ни одна оппозиция. Система этого не допустит. Но если ее сломать, если ее изменить, если появится сила, воля и мужество выступить против нее, то политическая среда в Турции оживится, появится динамика.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ АТАКА ПСР-ПНД ДОЛЖНА БЫТЬ ВСТРЕЧЕНА СИЛОЙ
Культурный ислам, ислам, которым живет наше общество, и политический ислам – это разные вещи. Это очень деликатный вопрос. Ближневосточные общества – это общества верующих. Все мы – дети таких семей. В нашем обществе высок уровень исламских традиций и приверженности исламским ценностям. Что делает ПСР-ПНД? Проводя различие между исламистами и секуляристами, она играет поляризующую роль для всех исламистов.
С момента основания республики мы наблюдаем, что конфликты в политической сфере продолжаются. Они идут с момента основания. Происходит отождествление желания свободы с Западом. Что остается? Султанский, диктаторский режим. Правящие силы идут к его построению. Такая опасность существует. В этом смысле необходимо вникнуть в детали борьбы за гегемонию в Турции. Демократия уходит корнями в эти земли, в эту географию. Самые редкие образцы демократических моделей и образцы демократической жизни были на Ближнем Востоке. Самые красивые сопротивления развивались именно в этой части света. Здесь сложились модели организации, основанные на ценностях общинной жизни. И все это развивалось под зонтиком ислама. На эту идеологическую атаку фашизма ПСР-ПНД, особенно ПСР, нужно отвечать силой. Взять для примера изоляцию, наложенную на Абдуллу Оджалана. Своей парадигмой он предлагает народам Ближнего Востока, особенно курдскому народу, альтернативу – жить со своими собственными ценностями в демократической культуре. Не надо смотреть на то, что называют локально-национальным. Это лозунг, который использовался исламистским движением при создании республики. Сегодня они возрождают эту фразу. А при чем здесь это? Они пошли в НАТО и охотно согласились на все, что им сказали на саммите НАТО. Это все знают. Что сейчас пытаются сделать СМИ ПСР? Они якобы вносят коррективы во внешнюю политику. А при чем здесь это? Турция возвращается к своим собственным установкам. Что такое установки Турции? Турция, турецкое национальное государство, – это зависимое государство. Политические структуры в Турции могут быть независимыми, местными и национальными только в том случае, если они будут организованы из низов путем демократизации, если воля и сила народа будут высвобождены, и если организованное общество сможет стать обществом, производящим политику на ежедневной основе. Ни демократия, ни свобода не могут прийти с выборами раз в пять лет, раз в четыре года, с отстранением народа от свершения своей судьбы, с приходом к власти тех, кто приведен с тем, чтобы отстранить народ от управления собственной страной. Все остальное – лишь витрина. Лидера Абдуллы Оджалана хотят бросить в глухой колодец, потому что он все это увидел и объяснил. Поэтому я призываю интеллигенцию в Турции и особенно за рубежом мобилизоваться. За рубежом много интеллектуалов, и я призываю их взять на себя ответственность.
ВЫПРОШЕННЫЙ У ВСЕХ «ПЛАН РАЗВАЛА»
Война продолжается, не снижая интенсивности. Может быть, есть что-то такое: война сосредоточена за пределами границы, за пределами Южного Курдистана, в зонах обороны Мидия. В Южном Курдистане есть некоторая нечувствительность. Прежде всего, мне хотелось бы подвергнуть критике ее. Я говорю с точки зрения и народа Турции, и народа Курдистана. Война в зонах обороны Медия направлена на захват контроля в Турции и Курдистане. Если сопротивление партизан здесь регрессирует, если оно ослабнет, если оно не выживет, то наступит время для полномасштабного фашизма в Турции. Поэтому в Турции необходима такая позиция, которая видит свою судьбу в этой войне, в этой войне с партизанами, поддерживает их, присоединяется к ним, принимает эту войну. И для народа Турции должно быть такое отношение, которое противостоит этому и осознает последствия этой захватнической операции.
Каждый должен осознать: что произошло в Турции с участившимися терактами после 2015 года, когда был принят план действий «Развал»? Что произошло с политической, военной, экономической и социальной жизнью в Турции? Все рухнуло, да? Они борются. Он едет в Катар, ездит туда-сюда, просит у всех.
А как было до этого? Когда были переговоры с Лидером Абдуллой Оджаланом, когда голос Лидера Абдуллы Оджалана был услышан, был период, когда произошли, может быть, самые обнадеживающие и позитивные события в истории республики, все глубоко вздохнули, развились лучшие примеры сосуществования народов. Повысился уровень экономического благосостояния. И это не заслуга ПСР!
Мы знали эту ситуацию, мы знали, насколько пострадает турецкая экономика в этой войне, поэтому наши друзья неоднократно давали оценки по этому вопросу. Они говорили, что это нанесет ущерб обществу Турции. На данный момент война в Запе, Метине, Хафтанине, Хакурке и вообще в зонах обороны Медия больше всего бьет по ее хозяину, по тем, кто продолжает эту войну. Народы Турции и Курдистана должны быть чувствительны к этому.
За последнюю неделю были проведены очень эффективные мобилизации. Особенно в Тепе Джуди. Я приветствую всех партизан ССЖ «Стар» и НСС, которые приняли участие в этой акции. За последнюю неделю действительно произошли такие подвижки. Турецкое государство – оккупационная, геноцидная держава. Как бы оно ни пыталось оправдать себя разными способами, оно не может объяснить этого ни миру, ни народам. Это усиливает гнев. Это говорит о том, что партизаны всегда будут продолжать свои действия в более сильном ключе, даже если они получат несколько ударов, даже если враг придет в отдельные места и будет удерживаться своей технической мощью, он не сможет долго там оставаться.
ПРОТЕСТЫ ИЗ-ЗА ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БОЛЕЕ МАССОВЫМИ
Турецкая армия может воевать тем оружием, которое она получает от НАТО. Она может воевать только тактическим ядерным оружием и химическим оружием.
На днях завершилась акция протеста Хошнава Ата. Это было по-настоящему показательное заявление. Он сказал: «Я протестовал здесь в течение года, чтобы мой голос был услышан, чтобы состоялась встреча, а они даже этого не сделали». Он заявил, что оставил свою по этим причинам, но будет продолжать свою борьбу различными другими способами. Я выражаю ему нашу любовь и приветствие от имени наших друзей-партизан. Сопротивление, действия и позиция, которые он демонстрировал в течение года, были чрезвычайно значимыми. Это не была позиция одного человека. Как представитель курдского народа, он выступил в поддержку партизан и против турецкой армии, которая совершила преступления против человечности в отношении бойцов курдского сопротивления. Такие акции должны быть более массовыми. Должно быть больше сопричастности. Хошнав Ата сделал это ради двух своих племянников. Его племянники – борцы за свободу курдского народа. Так силен в нем дух сопричастности. Курдский народ всегда должен участвовать в подобных акциях. Он должен иметь возможность действовать везде, во всех областях, насколько это возможно. Особенно когда происходит применение химического оружия, применение тактического ядерного оружия – это преступления против человечества. Наши противники связаны законом. Но когда речь идет о курдах, законы не применяются.
Тем не менее, я говорю, прежде всего, для наших людей, живущих за границей: они должны стучаться в двери этих организаций. Они должны организовывать акции на всех возможных уровнях. Они должны продолжать их до тех пор, пока не будут приняты необходимые решения по этому вопросу.
Действительно, у турецкой армии нет другой позиции, нет других средств против партизан. Она ведет войну, исходя из этого. Война, которую ведем мы, – это всегда народная борьба, основанная на идеологии, мысли, воле, мужестве, отваге, самопожертвовании и доброте против высоких технологий. У нас нет мысли о том, что у нас нет таких высоких технологий, и поэтому мы не можем бороться и сопротивляться. Партизанское понимание противоречит этому. Но отравление химикатами, применение тактических ядерных бомб – это совсем другое дело. Курдский народ должен выступить против этого везде, во всех областях.
На данный момент война застопорилась. Она уже называется «Операция Коготь». Мы говорили, что эта операция зайдет в тупик, когда она только развивалась. Действительно, ситуация не меняется. В этом смысле проявляется необходимая жертвенная позиция против оккупационной политики турецкого государства. О каком-либо прогрессе говорить не приходится.
В КУРДИСТАНЕ ИДЕТ СТРАШНАЯ ГЕНОЦИДНАЯ ВОЙНА
Традиционно свободная пресса подвергается очень серьезному давлению. Каждый день происходят аресты и задержания. Одних забирают, других отпускают. Я тоже выражаю им нашу любовь и приветствую их сопротивление. Это действительно очень важно. Они не отступают ни на шаг. Эти аресты производятся для того, чтобы скрыть геноцид в Курдистане. Наши враги пытаются не допустить, чтобы практика в отношении курдского народа была разоблачена, чтобы нападения были раскрыты перед общественностью.
Они пытаются обеспечить продолжение нападений, которые сломят волю курдского народа, продолжение массовых убийств курдских крестьян и простых людей. Они не оставили ни одного дерева в Джуди. Разве это тоже не геноцид? Это действительно геноцид. Он отнимает ваше жизненное пространство. Представьте себе, мы сейчас находимся под деревьями. Представьте, если эти деревья вырубить. Может ли здесь быть жизнь? Дерево – это жизнь. План действий по ликвидации и коллапсу, который был решен и спланирован в 2014 году и активно введен в действие в 2015 году, неотступно выполняется турецким государством. Наиболее актуальной целью плана «Распад» является план продолжения геноцида курдов. Что они для этого делают? Ежедневно угрожают курдскому обществу, держа меч над его головой, и даже более того – ежедневно убивают его, тем самым и запугивая, и ломая его волю. Они вновь расправляется с теми, с кем уже расправились. Таким образом, они хотят нашей капитуляции.
Это такая геноцидная война. Она уникальна, в мире подобного не было. Например, есть другие народы, которые тоже подверглись геноциду. Есть народы, подвергшиеся колониализму. Есть народы, которые противостоят этому. Но если вы обратите внимание, наш Лидер назвал геноцид курдов «уникальным». Он сказал, что этот геноцид не имеет аналогов. Например, чернокожие... Когда они подвергались гонениям, они знали, за что их преследуют. Они знали, что на них нападают из-за цвета их кожи. Евреи знали, почему их убивают – из-за их веры. Но когда убивают курдов, их убивают не как курдов. У них нет никакой идентичности. Разве может быть что-то тяжелее этого? Уничтожать курдов под различными поводами и предлогами, запрещать их язык, запрещать их культуру, вмешиваться в их образ жизни, развращать их всякими грязными вмешательствами, проституцией, наркотиками... На Курдистан идет страшная геноцидная атака.
Наш народ должен глубоко прочувствовать эти геноцидные атаки. Самое страшное – привыкнуть к ним. Турецкое государство хочет, чтобы курды курды с ними свыклись. Оно хочет приучить к деградации. Оно хочет приучить их к отчуждению от самих себя. Таким образом, оно хочет завершить ассимиляцию. Оно систематически проводит такую политику. Будет продолжать ее проводить. Это политика деградации. Поэтому все наши люди должны глубоко прочувствовать геноцид. Жить с геноцидом невозможно. Это влечет за собой нравственное падение. Поскольку мы не можем отказаться от своей человечности, поскольку курдский народ не может отказаться от того, чтобы быть народом, у нас нет другого выхода, кроме как сопротивляться. Курдский народ, безусловно, должен быть организован против таких нападений. Необходимо занять четкую позицию.
Ни одно фашистское нападение, ни одно диктаторское нападение не может быть объяснено молчанием. В интервью с Гюльтан Кышанак было сказано: «Социальные катастрофы не похожи на стихийные бедствия, стихийных бедствий вы ожидаете. Тогда вы можете восстановить себя. Но социальные катастрофы, нападения и разрушения так не происходят. Если есть атака, если ей не противостоять, она будет усиливаться. Поэтому ждать, уповать на другие силы, ожидать, что кто-то придет и спасет, уже нельзя. Никто не должен так думать. Курдский народ – это политический народ. Курдский народ – это народ, который стал нацией, выйдя из огня, народ, который таким образом пережил демократическую государственность. Поэтому он должен видеть свою силу в самих себе и бороться за самоорганизацию. Те, кто сталкивается с подобными нападками, не должны оставаться в одиночестве. Эрдоган говорил Асаду, что «угнетение нельзя победить угнетением». Теперь он сам пытается сделать себе имя с помощью угнетения. Он ничем не отличается от Асада. Можно даже сказать, что он пытается обеспечить геноцид курдского народа в более страшной, более скрытой, более грязной сети отношений.
В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОДНА СИЛА
В 100-летний юбилей республики мы отвечаем на эти нападки. Они также активизировали свои атаки, чтобы завершить геноцид курдов. Нападения связаны с этим. Никому не нужно впадать в отчаяние и неуверенность. Свободные силы курдского народа сопротивляются, его руководство сопротивляется, его женщины сопротивляются, его молодежь сопротивляется. И впредь она будет сопротивляться еще больше. Период обмана, сокрытия и лжи закончился. Мы должны подходить к этому с большей уверенностью в себе.
Один из моих призывов в этой связи будет касаться демократической политики. В области демократической политики должен быть выработан третий путь. Не ждать между двумя политическими течениями, не позиционировать себя, а формировать свою линию, строить, бороться... Другой оппозиционной силы в Турции все равно нет. В Турции нет оппозиции вне сферы демократической политики, вне Альянса труда и свободы, вне сил, входящих в него. Есть только одна оппозиция в сфере демократической политики, и это Альянс труда и свободы. Если они сыграют свою роль, то так и будет. В противном случае – не будет никого. Такой силы не существует. Это надо всем признать.
На этой основе они должны суметь организовать политический дискурс и линию практических действий, которые охватят рабочих, трудящихся, женщин, экологов, анархистов и всех, кого беспокоит нынешний ход событий, особенно курдский народ, который угнетается, притесняется, страдает от призрения, исключается и подвергается преследованиям. Сейчас не время выжиждать еще пять лет. Они должны победить сейчас, чтобы победить через пять лет.
ЛОЗАННСКОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ КУРДЫ ЗАЯВИЛИ О СЕБЕ
Прежде всего, я поздравляю те силы, сегменты, отдельных людей и интеллектуалов, которые организовали курдскую Лозаннскую конференцию. Мы вступили в 100-летний юбилей республики, подвергаясь атакам, которыми хотят ликвидировать курдское существование и свободу. Эти нападки не прекращаются. Но есть и такая реальность. В течение этого столетия не удалось реализовать главный план Республики, который заключался в завершении геноцида курдов. Этой конференцией, состоявшейся в год столетия подписания Лозаннского договора, курды, прежде всего, сказали: «Мы существуем». В этом и заключается смысл Лозаннской конференции. Очень важно, что курдский народ, представители курдского народа собрались вместе и громогласно заявили, что планы геноцида не удались, и на этой основе предприняли решительные шаги по планированию следующего временного периода.
Мы говорили о Хошнавом Ата и его поступке. В ответ на его протест он получил заявление: «У вас нет собственного государства». Те, у кого нет государства, не признаются людьми. Мы всегда говорим о 40 млн. курдов, но сейчас, наверное, численность курдов уже перевалила за 40 млн. Курдский народ – это народ численностью 50-60 млн. человек, и его игнорируют. В отношении них проводится политика геноцида. И никто против этого не протестует. Такова реальность. В этой связи важно, что курды достигли той точки, когда смогли провести конференцию, на которой они могут организоваться и выразить себя на основе становления демократической нации. Это должно быть оценено по достоинству.
Но некоторые выработанные там решения могли бы быть более конкретными. Например, было принято решение о свободе лидера Абдуллы Оджалана. То же касается политических заключенных в общих тюрьмах... Это важно, но это не единственная позиция лидера Абдуллы Оджалана. Он не является политическим заключенным в темнице. Приравнивать его к этому представляется неправильным. Позиция лидера Абдуллы Оджалана или центр геноцида Имралы – это центр геноцидных атак, осуществляемых во всех четырех частях Курдистана. Поэтому я считаю, что необходимо выработать более конкретный план действий. Возможно, участники сделают это позже. Возможно, они примут такое внутреннее решение. Но я говорю об этом в той мере, в какой это отражено в прессе.
ДПК СОВЕРШАЕТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Кроме того, участвовавшие в конференции организации и отдельные лица пришли к определенному соглашению. Одним из важнейших решений стало решение о созыве национальной конференции. Наше движение, наше руководство на протяжении многих лет, почти столько же, сколько длится история нашего движения, борется за развитие курдского национального единства. Но курдское национальное единство, конечно, будет основано на определенных принципах, в рамках определенных правил. Необходимо мыслить так, чтобы это служило национальному единству курдского народа. Например, об этом высказался и товарищ Карасу. Он заявил, будто без ДПК не будет национального единства, будто национальная конференция не состоится. Это неверно. Давайте посмотрим, какую роль сыграла ДПК в сложившейся ситуации. Я не обсуждаю, поехали ли ее представители в Лозанну или нет. В регионах, которые она якобы контролирует, курдских детей убивают с помощью химикатов и тактического ядерного оружия. ДПК сообщница в этих преступлениях. Это национальное преступление. Это уголовное преступление. ДПК и силы, связанные с ней, теперь являются специальными военными силами; что бы кто ни говорил, это нельзя оправдать. Посмотрите на турок. Представьте себе, что вы будете принадлежать к народу, который так много страдал, которого так много преследовали – и я вообще не считаю ДПК курдской, – но столько всего будет происходить, а вы не будете это осуждать даже для вида. Скажем, смотрите, вы здесь преследуете курдов, вы заполнили подземелья курдами, я вас осуждаю. Этого тоже нет.
При обсуждении национального единства, при обсуждении национальной конференции необходимо вести эти обсуждения на основе национальных интересов курдского народа. Иначе будет то, то и то. Важно не менять их в зависимости от политической позиции существующих сил. Но, как я уже сказала, важно, что такой ответ был дан в Лозанне в год столетия Лозаннского договора. Важно, что такое решение было принято. Дискуссии продолжаются до сих пор. В Турции, например, идет обсуждение Лозанны. Демократический конгресс народов планировал ее проведение, проводит и будет ее проводить.
Нам очень нужно обсудить эту конференцию. Какая судьба уготована международной системой курдскому народу? Как можно сломать эту судьбу? Каковы ее отношения с народами региона? Нам очень нужны эти дискуссии. Но необходимо также превратить их в конкретный план действий и начать действовать.
КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К БОРЬБЕ ЗА ЭКОЛОГИЮ
Политика уничтожения природы имеет два аспекта. Первый – в контексте капиталистической современности, капиталистической системы эксплуатации, уничтожения природы зверем индустриализма и атак, которые фактически разрушают экосистему. И в контексте политики геноцида в Турции и Курдистане. Существует двухмерная реальность, когда речь идет о Турции и Курдистане. В других частях мира это обсуждается по-другому.
Существующие национальные государства, даже могущественные, берут под защиту свою территорию. Но для них народ, нация, места обитания людей не имеют никакой ценности. Нет ни любви, ни уважения к этой земле. Все они – грабители, оккупанты и те, кто все превращает в деньги. Именно поэтому сегодня самые красивые и редкие уголки Турции находятся под угрозой уничтожения. Я приветствую сопротивляющихся матерей, людей, чьи руки пахнут землей, которые живут своим мозолистым трудом. Мы действительно восхищаемся ими. Я сама поражаюсь, когда вижу сопротивление матерей, обнимающих эти деревья, потому что это дерево – жизнь для нее, ее прошлое, ее настоящее и будущее ее детей. Это не просто дерево. Разве не так было в Гези? Например, отправной точкой Сопротивления в Гези была защита деревьев. А нападение в Мугле? Это же политика массового убийства. Таким образом, они фактически хотят сломать остатки человечности в турецком обществе. Деревенское общество, сельская жизнь, природа, общество, живущее в мире с природой, – это нравственное общество. Тот, кто защищает свои деревья, защищает и своих людей. Уже есть такая диалектическая взаимосвязь. Люди природы не нарушают этого единства. Они не делают различий, например, дерево отдельно, безжизненно, бездушно, а человек – живой, у него есть душа. У нас в деревнях тоже так было. Например, их жители разговаривают с деревьями, разговаривают с тропинками, наделяют их смыслом. Они видят, что у них есть душа. И на на самом деле это так. Они наделяет их смыслом. Если память турецкого общества будет уничтожена таким образом, что останется от тех моральных ценностей, на которых она основано? Куда на самом деле пойдут эти люди? Как они будут жить?
Борьба за экологию – это не только глобальная борьба за спасение мира и чистый воздух будущего. Это еще и область патриотизма, где ты заявляешь о своем прошлом. Она имеет как местные связи, так и является общечеловеческой борьбой, которую необходимо вести в глобальном масштабе. Все революционеры, демократы, небезразличные люди в Турции... Не обязательно быть революционером-демократом, в экологической борьбе должен участвовать каждый, кто любит свою землю, кто хочет прекрасных, светлых дней, кто хочет дышать чистым воздухом. Необходимо организовать очень широкий круг участников такой борьбы. Если говорить о геноцидных атаках, то необходимо противостоять им, особенно в Курдистане. В Курдистане они осуществляются в несколько иных масштабах. Они происходят на основе вытеснения курдского народа в Курдистане и превращения его в апатридов. В Турции это делается, например, на основе экономической ренты. Турция переживает сейчас очень серьезный экономический кризис. Это делает фашизм еще более злобным. Он все больше наступает на рабочих, народ и крестьян, желая отнять у них все, что они имеют. Исходя из этого, каждый должен оказывать сопротивление. И, конечно, во главе этого сопротивления должны стоять молодые женщины и мужчины. Так и должно быть. Потому что то, что там защищается, – это их будущее.
РПК – ПРОСВЕЩЕННОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Я приветствую Первую молодежную конференцию РПК. Это была первая молодежная конференция данной партии. В этом смысле она выражает тот этап, которого она достигла. Я верю, что они с большим напором и энтузиазмом будут претворять в жизнь принятые ими решения.
Многое можно сказать о роли молодежного движения в нашей исторической борьбе. Наш национальный лидер говорит: «Мы начали молодыми, мы добьемся успеха молодыми». РПК начинала как молодежное движение, это было интеллектуальное молодежное движение. РПК до сих пор сохраняет эти черты.
Именно наше молодежное движение возглавляет социальную борьбу во всех областях, особенно в военной сфере. Молодежь дает ей направление, придает ей дух и стильную твердость. Решения, которые они принимают, действительно важны.
Я призываю всю молодежь Курдистана к дальнейшей интеграции, встрече и поднятию борьбы в рамках всеобщего молодежного движения на этой конференции. Если посмотреть на сегодняшний день, то в Турции, в Курдистане молодежь доведена до такого состояния, что ей буквально нечем дышать. Все бремя системы, экономическое бремя, бремя войны, социальные кризисы, политические кризисы – все это ложится на спину молодежи. Есть реальность молодежи, готовой взорваться. Но есть и реальность, которая манипулирует ею с помощью специальных военных методов. Пользуясь случаем, я хотела бы сказать, что молодежь Курдистана должна быть более бдительной и эффективной в борьбе с манипуляциями специальной войны.
Оно должно сохраниться как интеллектуальное молодежное движение. В этом смысле более эффективное Молодежное движение Курдистана должно проявиться в организационном движении в школах, университетах и вузах. Это очень важно. Не надо начинать с нуля. У нас есть пятидесятилетний опыт борьбы. Молодежным ассоциациям 18 лет. За 18 лет практики у них накопились и опыт, и исторические предпосылки, способные в ближайший период развязать революционные колебания на Ближнем Востоке, начиная с Курдистана. Это не новички, у них есть опыт, их не обмануть.
МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОВЕРШИТ ОЧЕНЬ МОЩНЫЙ ПРОРЫВ
Я считаю, что в условиях развивающейся войны, нападений на курдский народ, столетия Лозанны, решений, принятых в связи со столетием Лозанны, и всего этого в совокупности, на основе физической свободы Лидера, наше молодежное движение сделает очень сильный рывок в ближайший период. Социологическая и психологическая почва для этого готова. Чем занималось молодежное движение в Курдистане в 70-е, 80-е и 90-е годы? Оно рассказывало о Курдистане, пыталось привести людей в чувство. Оно говорило: «Ты курд, смотри, есть курды, мы курды, у нас есть права как у курдов, мы должны бороться».
Теперь они говорят, что курдская реальность раскрыта, она стала истиной, которую все принимают. Сейчас мы обсуждаем вопрос о свободе и статусе. Молодежь Курдистана должна включить это в свою повестку дня. На повестке дня молодежи Курдистана должны стоять вопросы: как живут курды, как они станут демократической нацией, как они будут решать свои задачи построения общества на этой основе. Существуем мы или нет, существуют курды или нет, должны мы бороться или нет? Это не наши задачи. Цель стала ясна. Наша собственная правда раскрыта. Теперь будет понятно, как мы будем бороться. Как мы будем участвовать в милитаризированной борьбе, как мы будем участвовать в политической борьбе, как мы будем участвовать в интеллектуальной борьбе? Как мы будем вести просветительскую работу в интеллектуальной борьбе? На этой основе должна формироваться повестка дня курдской молодежи. Если это произойдет, то мы получим молодежное движение с очень важным динамизмом. Мы уже сейчас повсеместно создаем такую молодежь. Это молодежь, которая борется. Молодежь борется в Запе, Авашине, Хафтанине, Метине, Хакурке, – словом, везде. И РПК – это движение, которое всегда остается молодым благодаря этой молодежи.
Первая молодежная конференция РПК дала еще одну молодежную прививку. Исходя из этого, я призываю всех молодых людей участвовать в работе Молодежных ассоциаций, участвовать в молодежной работе РПК, стать апочистской молодежью, сделать голос апочистской молодежи громче во всем Курдистане, и особенно в Южном.