Выступая в специальной программе на телеканале Medya Haber, член Центрального комитета Рабочей партии Курдистана (РПК) Хелин Умит оценила годовщину международного заговора против лидера Абдуллы Оджалана, ситуацию после переговоров, состоявшихся в Имралы, продолжающиеся нападения на партизанские районы, а также операции и аресты в Турции и Курдистане.
Умит заявила, что Движение за свободу Курдистана теперь осведомлено о содержании переговоров, проведенных в Имралы с его лидером Абдуллой Оджаланом, и подчеркнула, что на данном этапе ключевое значение имеет его текущее состояние.
Хелин Умит отметила, что необходимо прояснить положение лидера Абдуллы Оджалана в системе Имралы и что по этому вопросу должен быть прогресс. «Физическая свобода и возможность свободного труда лидера Абдуллы Оджалана — это главная необходимость, если мы хотим добиться прогресса», — сказала она, добавив, что система геноцида в Имралы подошла к концу.
«Мы говорим о системной проблеме, а не просто о месте содержания», — отметила Хелин Умит, подчеркнув, что только после необходимых изменений лидер Абдулла Оджалан сможет реализовать дальнейшие этапы процесса.
Член Центрального комитета Рабочей партии Курдистана (РПК) Хелин Умит также добавила следующее:
«Прежде всего, от имени всех моих товарищей я еще раз приветствую лидера Абдуллу Оджалана с уважением. Прошло 26 лет, и мы вступаем в 27-й год международного заговора, в его черный день — 15 февраля. Этот пройденный путь действительно требует всесторонней оценки. На самом деле, мы постоянно анализируем его — каждый год, почти каждый день. Ведь система геноцида Имралы, созданная в результате Международного заговора 15 февраля, означает не только попытку уничтожения лидера Абдуллы Оджалана, но и геноцидный приказ против всего народа. Именно поэтому, оглядываясь на эти 26 лет, мы, как и наш народ, руководствуемся глубокой самокритикой.
За это время мы извлекли множество важных уроков. Однако, прежде чем говорить о выводах, которые мы сделали, я хочу прежде всего выразить благодарность и поприветствовать всех, кто принимал участие в сопротивлении — особенно наш народ и наших друзей, которые в течение 26 лет проявляли героизм, защищая своего лидера Абдуллу Оджалана. Конечно, это сопротивление не было борьбой одного человека, и никто не должен воспринимать его так.
С первых дней сам лидер Абдулла Оджалан подчеркивал это, задавая вопрос: «Как вы собираетесь удерживать миллионы в одной камере?». В итоге они так и не смогли этого сделать. Все пошло не так, как они рассчитывали. И в первую очередь это стало возможным благодаря безграничной преданности, вере и доверию нашего народа к своему лидеру Абдулле Оджалану. Это важно осознавать и понимать.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на изначальные опасные цели Международного заговора. Я считаю, что эти цели все еще сохраняются. Мы не можем сказать, что они полностью исчезли. Даже если мы значительно ослабили их влияние и заставили заговор потерпеть неудачу, нельзя утверждать, что он окончательно побежден.
Какова же была главная угроза? Она заключалась в физическом устранении лидера Абдуллы Оджалана. Это был план, основанный на историческом сценарии, который на протяжении веков применялся к лидерам Курдистана и курдской истории. Именно с этой целью был организован заговор.
В течение 26 лет велись попытки воплотить этот замысел в жизнь. Однако против этого выступили Халит, Айнур и их соратники — символы движения «Вы не можете затмить наше солнце», а также сотни патриотов, бойцов, молодых женщин и мужчин, чьи имена мы не можем перечислить. Они остановили этот ход событий, превратив свои тела в огненное кольцо. Для тех, кто пережил 1999 год и 15 февраля, эта реальность по-прежнему остается болезненной и жгучей.
Действительно, если бы не эта великая самопожертвенная борьба вокруг лидера Абдуллы Оджалана, заговорщики добились бы своей цели. Они стремились к физическому уничтожению лидера Абдуллы Оджалана. Мы видим это, знаем это и ощущаем всей душой.
Для курдов это событие стало глубокой травмой, нанесенной 15 февраля 1999 года. Этот день никогда не воспринимался легко, его невозможно было просто принять, осмыслить и переварить. Именно поэтому на протяжении 26 лет сформировалась традиция сопротивления, которая является редчайшим явлением среди народов мира.
За этот период около 30 тысяч человек отдали свои жизни в борьбе против международного заговора. Вслед за протестами «Вы не можете затмить наше солнце» во многих сферах — в партизанской борьбе, сопротивлении серхильданов, массовых уличных акциях — проявилась реальность, требующая свободы, статуса и достойной жизни для Курдистана, основанной на физической свободе его лидера Абдуллы Оджалана.
Я еще раз хочу выразить свою любовь и глубокую благодарность этим героям.
«ЦЕЛЬЮ ЗАГОВОРА БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ГЕГЕМОНИСТСКОГО ПОРЯДКА ЧЕРЕЗ РАЗЖИГАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ НАРОДАМИ»
Разоблачение международного заговора, раскрытие истинной сути событий 15 февраля и анализ вскрывшихся обстоятельств были для нас важнейшими задачами. Ведь заговор 15 февраля стал одним из самых мрачных заговоров в истории.
Мы хорошо знаем о событиях, происходивших в период с 9 октября по 15 февраля. Однако, помимо этого, существует более широкая картина, которую необходимо рассмотреть: региональные планы международной капиталистической системы. В этом контексте мы видим реальность, созданную границами, проведенными на Ближнем Востоке сто лет назад. Этот порядок основан на продолжении конфликтов и противостояния между народами региона, особенно между курдами и турками, что является сутью гегемонистской политики. На самом деле, самым темным аспектом международного заговора является именно постоянное сокрытие этой реальности.
Ситуация представляется так, будто речь идет лишь о войне или конфликте между турками и курдами, чему способствуют националистические установки турецкого государства. Однако мы знаем, что, когда лидер Абдулла Оджалан покидал Дамаск в 1998 году, он руководствовался одной целью: может ли борьба курдского народа за свободу перейти на новый этап? Возможно ли развитие политического процесса и мирного решения? Способны ли ценности народа и его сопротивления, сформировавшиеся в борьбе РПК, обрести правовую и юридическую основу? С этими вопросами лидер Абдулла Оджалан отправился в так называемое «европейское приключение». Однако 15 февраля он столкнулся с мрачным заговором.
В этом плане почти все «боги национальных государств» — даже конфликтующие державы, такие как США, Израиль и Россия, — объединились против борьбы за свободу одного народа. Это редкий случай в истории.
Да, многие народные движения в истории сталкивались с заговорами, предательствами, ложью и манипуляциями. История человечества изобилует такими примерами. Однако уникальность курдского вопроса и особая политическая реальность Курдистана привели к тому, что мы столкнулись с заговором исключительного масштаба.
Такие события встречаются нечасто — ни в мировой истории, ни в нашей собственной новейшей истории. Именно поэтому важно осознать и пролить свет на этот факт. Я уверен, что каждый курд, каждый представитель курдского народа, а также друзья курдов, турков, лазов, черкесов, арабов задаются вопросом: «Почему курды подвергаются столь яростной атаке?».
В некоторых обсуждениях и мифологических рассказах можно услышать, что «курдам никогда не дадут права создать государство, им никогда не позволят поднять голову». Также существуют слухи, приписывающие им особую святость. Привожу это лишь как пример, хотя на самом деле такие утверждения не имеют никакого значения. Этот вопрос связан с расчетами и интересами глобальных сил в регионе, с реальностью лидера Абдуллы Оджалана и с позицией тех, кто отказывается ему подчиняться. Это один из важнейших аспектов, который необходимо осознавать сегодня.
Чем глубже мы понимаем обстоятельства, при которых развивался международный заговор 15 февраля 1999 года, тем яснее можем осознать и сегодняшнюю ситуацию. Ведь еще тогда лидер Абдулла Оджалан заявил: «Один из этапов вмешательства в регион, на Ближний Восток, был задуман как Международный заговор».
«26 ЛЕТ СПУСТЯ СТАЛО ПОНЯТНО ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗЫВА ЛИДЕРА АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА»
Прежде чем международные и глобальные державы вмешались в ситуацию в регионе, они разработали различные планы, чтобы не дать курдам извлечь выгоду из этого вмешательства. Речь идет о политике, которую лидер Абдулла Оджалан описывает как «беги за зайцем и лови гончую», другими словами, о так называемом законе Тунча, который отрицает курдскую реальность и создает атмосферу постоянного конфликта вокруг нее.
Без понимания этого порядка, установленного и закрепленного после Первой мировой войны, невозможно осознать сегодняшнюю ситуацию на Ближнем Востоке. Это принципиально важный момент. Один из ключевых выводов, сделанных в ходе борьбы с Международным заговором, заключается в том, что он касается не только турецкого государства или турецко-курдского конфликта, но и стратегических расчетов международной системы в отношении курдского проекта, восприятия курдов и самой курдской реальности.
Особо подчеркиваю: сегодня существует множество сил, претендующих на звание «антиимпериалистических». Даже Партия справедливости и развития (ПСР) и Эрдоган заявляют, что выступают против США, Великобритании и Запада, противостоят планам империализма в регионе и не следуют израильской стратегии. Однако реальный способ борьбы с этими планами — это их разоблачение и срыв. Так было и тогда. Лидер Абдулла Оджалан с самого начала видел эту картину.
Я помню те дни: с момента его задержания в Кении стало очевидно, что Турция играет роль «опекуна», а план стравливания народов региона приведен в действие. И именно тогда первым призывом Абдуллы Оджалана стал турецко-курдский мир, обновление турецко-курдского союза и строительство демократической республики. Спустя 26 лет это осознается все глубже. Сегодня, когда даже самые оппозиционно настроенные люди признают, что «турки не могут существовать без курдов, а курды — без турок», это является одним из важнейших последствий Международного заговора.
Я считаю этот аспект крайне значимым, но не уверен, что он был полностью понят, осознан и принят. Особенно это касается турецкого общества, где по-прежнему слишком сильны националистические, шовинистические взгляды и позиции. В то время многие полагали, что позиция, занятая Абдуллой Оджаланом после его пленения, была продиктована слабостью. Однако следует подчеркнуть, что уже в 1993, 1995, 1996 и 1998 годах, особенно во время перемирия 1998 года, Абдулла Оджалан, находясь на свободе, осознавал планы капиталистической системы в отношении региона и стремился их разрушить.
Его захват 15 февраля 1999 года турецким государством был не просто актом пленения, а частью гегемонистской и имперской стратегии, направленной на превращение региона в зону кровавых конфликтов путем разжигания турецко-курдской войны.
Эту реальность необходимо донести до турецкого общества. Турецкий народ должен яснее видеть происходящее, потому что этот вопрос становится все более актуальным и жизненно важным.
«СВОБОДА КУРДСКОГО НАРОДА ИДЕНТИЧНА СВОБОДЕ ЕГО ЛИДЕРА АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА»
Во-вторых, я хотел бы затронуть результаты борьбы с международным заговором. Когда заговор был осуществлён, многие полагали, что «РПК прекратит своё существование, что у её лидера Абдуллы Оджалана больше нет пространства для деятельности, а курдское движение за свободу в таких условиях будет ликвидировано, дезинтегрировано и постепенно распадётся». Однако за прошедшие 26 лет благодаря огромным усилиям Абдуллы Оджалана была сформирована новая линия борьбы.
Если рассматривать историю РПК, то можно с уверенностью сказать, что до 2000-х годов борьба за существование и свободу велась в основном в рамках вооруженного противостояния. Однако после 2000 года сложилась новая реальность, основанная на более социализированном, массовом и политизированном движении.
Этот процесс тесно связан с анализом международного заговора и осознанием того, что курдский вопрос — это проблема не только Турции, но и всего международного сообщества. Это привело к необходимости вести борьбу на более универсальном, глобальном уровне и разрабатывать соответствующие стратегии.
С другой стороны, как я уже упоминал, курдский народ отождествляет своё существование и свободу со свободой своего лидера Абдуллы Оджалана. Воспринимая нападения на Имралы как направленные против них самих, курды оказали огромное сопротивление и создали мощные структуры самоорганизации.
Таким образом, борьба против международного заговора привела к формированию великого народного движения, которое значительно превзошло прежний уровень. В ходе этой борьбы демократическое национальное строительство курдов укрепилось. Это движение охватило не только Северный Курдистан, но и все четыре его части, способствуя сплочению, организации и развитию сознания народа вокруг лидера Абдуллы Оджалана.
Даже в Восточном Курдистане, который ранее считался самым слабым звеном, существовала устойчивая культурная курдская идентичность. Это объяснялось такими факторами, как признание иранским режимом некоторых культурных прав, отсутствие полного запрета на язык и само существование Курдистана. Однако в силу географических условий и других факторов курдская община там оставалась относительно дезорганизованной. Тем не менее, после событий 15 февраля в Восточном Курдистане началась спонтанная массовая социальная мобилизация.
По мере распространения борьбы РПК, начавшейся в Амеде на севере Курдистана, на другие регионы возник общий дух демократического государственного строительства во всех четырёх частях Курдистана. Если нацию определять не только через общий рынок, но и через единство духа, языка, культуры и эмоций, то сопротивление курдов атакам на их лидера Абдуллу Оджалана продемонстрировало наличие этого единого духа.
Таким образом, борьба против международного заговора сыграла ключевую роль в демократическом национальном пробуждении курдского народа. Теперь многие вынуждены пересматривать свои прежние представления. Если раньше говорили только о существовании РПК как силы самообороны, ведущей борьбу против отрицания, геноцида, оккупации и культурного уничтожения, то сегодня, спустя 26 лет, курдское движение приобрело более глубокие и структурированные формы. Хотя оно пока не оформилось в единую систему в политической, культурной и идеологической сферах, оно значительно развилось.
Этот аспект чрезвычайно важен. Один из исследователей дал следующую оценку: «Современная курдская реальность не могла бы достичь такого уровня без борьбы РПК. Курды спаслись от грани исчезновения благодаря неустанной борьбе РПК. Однако на данном этапе организация и идентичность курдского народа уже вышли за рамки самой РПК; они превратились в более всеобъемлющую силу».
В этом действительно есть большая доля правды.
«ТЕПЕРЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗАГОВОР ПРОВАЛИЛСЯ»
Сейчас, когда мы вступаем в 26-й год, могу сказать следующее. «Я сообщаю вам хорошие новости: с отрицанием покончено», — заявил 10 лет назад лидер Абдулла Оджалан. Борьба против международного заговора, борьба за существование и свободу под руководством РПК разрушили паутину отрицания, в которой находился курдский народ.
Крупнейшие мировые державы — США, Израиль, Великобритания — всегда знали о существовании курдов, но теперь они официально признали этот факт. В Турции, которая в регионе долгое время представляла линию отрицания, эта система также дала трещину. Таким образом, можно уверенно сказать, что отрицание преодолено. Поскольку 15 февраля завершается 26-й год заговора, можно с уверенностью сказать: сейчас мы вступаем в 27-й год.
Международный заговор, заговор 15 февраля, потерпел поражение. Он не достиг поставленных целей. Ему не удалось реализовать свой главный план — создать масштабный конфликт между народами Турции и Курдистана, привести их к взаимному уничтожению.
В этом сыграла огромную роль дальновидность Абдуллы Оджалана. Не стоит думать, что конфликты не углубились по какой-то случайности. Если бы лидер Абдулла Оджалан не проанализировал международную систему, природу государства и не раскрыл истинные причины заговора, курды могли бы действовать хаотично, подобно «быку в жару». Однако его руководство разрушило этот план.
Наоборот, его стратегия заключалась в предотвращении дальнейшей эскалации. Сведя конфликт к минимуму, он создал основу для формирования демократической нации и проложил путь к самоорганизации курдского общества. Одновременно он сохранил возможность диалога с турецким обществом, что стало важным шагом в противостоянии империалистическим замыслам.
Наконец, хочу подчеркнуть ещё один ключевой момент. В противостоянии международному заговору 15 февраля и в развитии курдской демократической нации огромную роль сыграла революция сознания и совести, произошедшая на Имралы. Это необходимо осознать.
В условиях заговора Абдулла Оджалан порвал с государственно-властным подходом и системой мышления, сформировав новую парадигму, которую мы называем «парадигмой демократического, экологического и женского освободительного общества». В тех условиях это было крайне важно. Когда над тобой нависает угроза уничтожения, необходимо сделать правильный выбор. То, что делает Абдуллу Оджалана уникальным, — его воля и свободная личность.
Отказ от государственной системы в то время, когда «государственные решения» насаждались насилием со всех сторон, стал исторически значимым шагом, принёсшим глубокое осмысление происходящего.
Мы понимали это так: «боги национального государства», организовавшие этот заговор, должны быть низвергнуты. Кто были эти «боги»? Откуда они пришли? Чего добивались? Углубление анализа власти и государства сделало Имралы важнейшей интеллектуальной площадкой Абдуллы Оджалана.
Вывод был ясен: государственные решения никогда не принесут свободы. Само государство, будучи инструментом власти и классового доминирования, неизбежно ведёт к эксплуатации и неравенству. Государства не создают свободу, напротив, они укрепляют рабство и власть над людьми.
Да, в социологии этот вопрос до сих пор обсуждается. Одни утверждают, что государство возникло естественным путём из-за необходимости управления сложными обществами. Однако современные исследования всё чаще говорят о том, что появление государства лишь усилило классовое неравенство. Государство не является инструментом свободы. Напротив, его существование создаёт разделение на господствующих и угнетённых.
Отказ от этой системы и переход к демократическому обществу стали для нас огромным шагом вперёд. Государственная система мышления принуждает людей следовать определённым шаблонам, ограничивает свободу мысли и загоняет в рамки. Освобождение от этих оков открыло путь к социальному разнообразию и новым методам борьбы.
В борьбе против Международного заговора 15 февраля отказ от «парадигмы государства» и переход к «парадигме демократического общества» сыграли ключевую роль. Благодаря этому курдское общество смогло значительно продвинуться в демократическом строительстве, сплотиться и обрести общий дух. Конечно, многие выступали против этого. Так же, как во время заговора звучали неверные интерпретации позиции лидера Абдуллы Оджалана, аналогичные реакции возникали и в период смены парадигмы.
Для тех, кто мыслит категориями государства и власти, кто стремится к созданию классового общества и накоплению капитала, государство является удобным инструментом. Если кто-то хочет узурпировать, разграбить и присвоить плоды чужого труда, ему необходимо государство. Государство — это механизм монополии, объединяющий политическую, военную и экономическую власть. Отказ от этой системы рассматривался как «слабость» с точки зрения традиционной государственной логики.
Аналогично, силы реального социализма критиковали этот подход, считая, что социализм можно построить только через государство. Кроме того, националистические круги, особенно радикально-националистические, также решительно выступали против него.
Тем не менее, с 2003–2004 годов РПК сознательно отказалась от идеи государственного решения. Пользуясь случаем, хочу ещё раз подчеркнуть это, потому что в турецком парламенте и других политических кругах до сих пор звучат заявления о том, что РПК якобы стремится создать государство и расколоть Турцию. Это либо сознательное искажение фактов, либо простое невежество.
На протяжении 20 лет лидер Абдулла Оджалан разрабатывал новую общественную парадигму, осознавая страдания, которые народам принесла глобальная капиталистическая современность и порождённая ею система национальных государств. Он последовательно уточнял и развивал эту линию.
Все должны знать: РПК не рассматривает государственность как решение. Сам Абдулла Оджалан однажды сказал: «Я бы не принял её, даже если бы мне предложили её на золотом блюде», поскольку государство не является инструментом свободы. Для тех, кто действительно стремится к освобождению, государство не может быть средством достижения этой цели. Как он выразился в одном из своих афоризмов: «Средства должны быть столь же чисты, как и цели».
Одним из важнейших фактов, выявившихся в ходе борьбы с Международным заговором, заговором 15 февраля, стало избавление от оков государства. Мы, социалисты, рассматриваем общество как пространство свободы. Государство, напротив, видит общество как пространство эксплуатации. Поэтому демократический социализм принес с собой реальность свободных женщин и построение демократического коммунизма, основанного на женской культуре.
«БОРЬБА С ЗАГОВОРОМ СОЗДАЛА ПОЧВУ, НА КОТОРОЙ СВОБОДНЫЕ ЖЕНЩИНЫ МОГУТ ОБРЕСТИ ЖИЗНЬ»
В этот момент хочу подчеркнуть следующее: борьба против международного заговора и заговора 15 февраля также создала почву, на которой свободные женщины смогут обрести жизнь. Женская борьба началась не только с нас, но курдское женское движение вывело её на новый уровень. На протяжении 5 000, а возможно, даже 9 000 лет, с момента появления первых форм иерархии, женщины стремились к свободе, иногда осознанно, иногда реактивно, сопротивляясь мужскому господству и формам жизни, созданным им. Женщины никогда не были полностью порабощены. Однако в капиталистический период возникла дилемма: «Если хотите получить власть, вы должны соответствовать государству и формам жизни, которые установлены мужским господством». Так же, как говорят о курдах: «Они даже могут стать президентом, что в этом плохого?», женщинам говорят: «Они могут стать президентом, они могут стать правителями», при этом на самом деле им навязывают отказ от своей истинной природы и подчинение системе, в которой доминируют мужчины.
С появлением парадигмы демократического общества и разрушением парадигмы государства в сознании возникло новое пространство для свободных женщин и «женщин, которые хотят быть самими собой» — пространство, которое мы называем «xwebûnisation». Именно поэтому мы, как женщины, рассматриваем Международный заговор 15 февраля как один из самых больших заговоров против реальности женщин. Наша борьба привела нас к созданию такого поля свободы. Одним из результатов этой 26-летней работы стали нынешние события.
«ТЕПЕРЬ ПРИШЕЛ КОНЕЦ СИСТЕМЕ ГЕНОЦИДА ИМРАЛЫ»
В настоящее время у нас есть информация о содержании встречи с лидером Абдуллой Оджаланом. Мы стремимся понять реалии, которые он озвучил во время встречи, правильно интерпретировать их и на основе этого верно определить наши собственные обязательства. Позвольте мне пока сказать следующее: будет ли призыв или нет, его содержание и вопросы будут прояснены в ближайшие дни.
Здесь несколько важных моментов. Во-первых, об этом говорили и другие друзья, такие как Джамиль Байык, Басе Хозат и Дуран Калкан. Мы также обсуждали это в программах, статьях и предыдущих выступлениях: ситуация с лидером Абдуллой Оджаланом имеет решающее значение. Прежде всего, это должно быть прояснено. В этом вопросе необходимо достичь прогресса. Физическая свобода и возможность свободно работать для лидера Абдуллы Оджалана — это самая важная необходимость, если мы хотим двигаться вперед. Я стараюсь быть осторожным в высказываниях, поскольку некоторые понятия могут быть поняты по-разному, но это действительно необходимо. Существует взаимная инициатива. Если от лидера Абдуллы Оджалана требуется что-то сделать, если от него просят позвонить или выполнить какое-то действие, он должен быть в свободной и рабочей обстановке, чтобы это сделать. Теперь системе геноцида Имралы пришел конец. Мы говорим о системе, а не о месте.
Турецкие СМИ сильно отстали в этом вопросе, они зациклены на мелочах и затушевывают суть. Поэтому главный вопрос заключается в том, что лидер Абдулла Оджалан должен иметь возможность свободно работать и общаться. На данный момент это самый важный вопрос. Все остальное будет реализовано на практике самим Абдуллой Оджаланом, и он об этом знает. Необходимо сказать именно так.
«ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ»
В связи с этим процессом я хотел бы добавить еще одно наблюдение: в древних племенах, в рамках естественных социальных процессов, новорожденным детям не давали имена сразу. Существовало несколько причин для этого. У ребенка есть душа, и она должна проявиться, иногда даже может иметь душу животных. Имя давалось лишь тогда, когда ребенок продемонстрирует свои особенности и успехи. Мне всегда было интересно это отношение, которое дает ребенку право воли и выбора. Со временем эта традиция изменилась, и когда ребенок стал объектом собственности, имена стали давать еще в утробе матери с фразой «Пусть будет так».
Я рассказываю об этом по следующей причине: мы переживаем подобный процесс, и хотя многие пытаются дать ему название, это не тот процесс, который можно просто определить. Мы будем называть его в процессе, переживая и проживая его. Подобно так называемому «мирному процессу», о котором настойчиво говорят курдские демократические политики в Турции, это не мирный процесс. Его противники уже утверждают: «Мирного процесса не существует». Это также не переговорный процесс, и мы не можем утверждать, что это процесс решения, потому что его на самом деле не существует.
Так что же это? Это процесс трансформации и изменений. По крайней мере, так мы это воспринимаем, так мы пытаемся понять этот процесс. Как я уже говорил в предыдущем вопросе, борьба против международного заговора и сопротивление РПК — все это можно рассматривать как процесс трансформации. Важно правильно понять эту трансформацию.
После 1990 года, особенно после распада реального социализма и Советской России по внутренним причинам, начался поиск ответа на вопрос: «Как будет организована борьба за социализм?». Пятый съезд РПК стал съездом, который выразил и попытался конкретизировать эти поиски. Например, снятие «серпа и молота» с флага, политический доклад Абдуллы Оджалана «Состояние человечества», анализ системы и мира, проведенный на нем, показали это. Речь идет не только о текущих изменениях, но и о выходе из парадигмы статистов. До сегодняшнего дня социалистические движения в основном шли в русле этой парадигмы и искали решения внутри ее рамок. Сейчас мы можем утверждать, что начинается новый этап борьбы и поиска новой организации.
Когда предпринимаются такие шаги по изменению, турецкое государство всегда пытается обмануть собственное общество, утверждая: «С ними покончено, мы с ними покончили, мы их ликвидировали», а затем оно сталкивается с пустотой. К чему эта чрезмерная ложь? Если бы было больше уважения к правде, если бы существовала среда, где можно было бы легче обсуждать реальность, и турецкое общество, и народы региона выиграли бы от этого. Поэтому правильнее всего рассматривать этот процесс как «процесс перемен». РПК или Курдское движение за свободу будет трансформироваться, как только будут происходить изменения; мы уже готовы к этому. В этом нет ничего нового. Если отбросить период до 2000 года, то после 2000 года мы вступили в непрерывный образовательный процесс, сосредоточенный на защите нашего лидера Абдуллы Оджалана. Мы — движение, которое стремится развивать менталитет, эмоции и практику в соответствии со сменой парадигмы. Изменения и трансформация — это диалектика жизни, и мы подходим к этому с научной точки зрения.
Настоящая проблема заключается в следующем: готова ли Турция к этим изменениям? Готова ли Турция к преобразованиям на основе свободы курдов? В нынешней ситуации турецкое государство, похоже, не готово к этому. Некоторые слои внутри государства пытаются повернуть процесс вспять с помощью манипуляций. Однако стоит отметить, что есть и те, кто осознает серьезность проблемы. Например, Девлет Бахчели выступил с посланием с больничной койки: «В Турции начались родовые боли, что означает опасность, давайте будем едины». Поразительно, что он использовал это послание, даже находясь в больнице. Действительно ли турецкое государство готово к преобразованиям на основе свободы курдов? Мы готовы. Мы готовы к изменениям и трансформации. У нас есть уверенность в этом процессе и вера в его успешность. Наша историческая и социологическая перспектива также гарантирует этот успех.
Для развития такого процесса есть несколько причин. К этому нас вынуждают события в мире и регионе. Я не буду подробно останавливаться на этом, поскольку об этом уже говорилось в предыдущих программах, но на Ближнем Востоке больше не существует прежнего баланса, который сохранялся на протяжении 100 лет. Сирия распалась, и это означает распад Ближнего Востока. С появлением аш-Шараа или Мохаммеда Джолани баланс был восстановлен? Нет, пока ситуация остается неопределенной. Вчера между ХАМАС и Израилем было заключено соглашение о прекращении огня, а сегодня ХАМАС заявил о его отмене. Ситуация в Газе также остается неясной. Война на Ближнем Востоке продолжает обостряться, борьба за капиталы и влияние не прекращается, оккупация продолжается. Это создает угрозу и для Турции.
Я говорю это не для того, чтобы угрожать кому-то, это реальность. Турция — страна, которая претендует хотя бы на региональную гегемонию в этом регионе. Ее отношения с Сирией, Ираком и другими региональными и мировыми державами развиваются в этом направлении. Ее связи с африканскими странами также вызывают беспокойство у капиталистических держав. Однако существует реальность Израиля, который является центральной силой капиталистической современности на Ближнем Востоке. Естественно, что между этими двумя державами существует конкуренция и напряженность. Мы не создаем эту реальность, мы лишь констатируем ее. Поэтому не будет преувеличением сказать, что против Турции вынашиваются различные планы — это факт. Трудно предсказать, какой из них будет реализован в ближайшее время. Если правительство Турции пойдет на полный компромисс и подчинится империалистическим державам, возможно, оно сможет выжить. Но существует большой риск, если оно продолжит текущую политику.
Как Турция сможет преодолеть эту опасность? Она может преодолеть ее, опираясь на исторические турецко-курдские отношения, которые всегда подчеркивал лидер Абдулла Оджалан. «Не может быть турка без курда, и курда без турка. Эти два народа существовали вместе на протяжении тысячелетий». Об этом говорилось и в контексте Международного заговора в 1999 году.
«Союз с курдами для выживания в регионе»
Лидер Абдулла Оджалан говорил об этом тогда и повторяет сегодня. Если турецкое общество, народ Турции или турецкие правительства хотят выжить в регионе, они должны пройти через эту тысячелетнюю историю союза с курдами. Так было во времена сельджуков, так было и позже, так было во времена правления Явуза; это всегда достигалось благодаря этому союзу.
Поэтому это главный вопрос, который должен быть в повестке дня и обсуждаться в настоящее время. Во-вторых, я хотел бы добавить следующее: если бы в Турции действительно существовал такой альянс, если бы курдско-турецкий альянс был реализован, была бы принята новая демократическая конституция... Да, без конституции этого не произойдет. Решение курдского вопроса — это конституционное решение. Не стоит избегать этого. Мы можем обновить наш общественный договор с помощью демократической конституции, в которой курдская община будет определена как равноправные граждане — не только курды, но и все другие народы. Таким образом, можно будет противостоять империалистическим планам, навязывающим себя в регионе. В противном случае в ход пойдут «чужие планы».
Например, у Трампа было «решение», которое он навязал Газе. «Это место уже стерто с лица земли, и мы препятствуем его восстановлению», — заявил он. Это «решение Трампа». Такое решение можно было бы применить и к курдскому вопросу, но какое это будет решение — нужно тщательно обсудить.
Здесь я хотел бы сделать еще одно замечание: все ожидали, какую политику будет проводить Трамп, придя к власти в США. Я могу сказать только одно: да, в истории государства проходили разные стадии, но впервые в эпоху финансового капитала, когда боссы управляют государством, мы видим фашизм в его наихудшем проявлении. Более того, мы увидим его еще больше. Какова доля ближневосточных обществ в мире, где господствуют деньги, где все ничего не стоит и аморально? Я призываю нынешние правительства, политиков и демократов в Турции признать эту реальность и предпринять правильные шаги.
Это основные моменты, которые я хотел бы сказать о процессе. Главное, что я хотел бы повторить, — это обновление курдско-турецкого альянса, если мы хотим сорвать текущую игру. Если это произойдет, то не только курды Северного Курдистана, но и все курды, живущие в четырех частях Курдистана, смогут укрепить Турцию. Народ Турции выиграет, и курдский народ выиграет. В Турции сейчас очень серьезный экономический кризис, культурный кризис и моральный кризис. Решение этой проблемы заключается в том, чтобы поставить демократизацию на повестку дня турецкого общества и включить курдов, которых исключили из состава республики 100 лет назад, в состав демократической республики.
«Мы должны поднять борьбу на новый уровень»
Как показывают опросы, значительная часть курдского общества не доверяет государству, но доверяет своему лидеру Абдулле Оджалану и возлагает на него большие надежды. Протесты показывают, что люди хотят подойти к процессу с большим энтузиазмом и воодушевлением, желая увидеть новое 15 февраля, которое разорвет тьму. Однако недоверие к турецкому государству преобладает.
Я должен сказать об этом в контексте войны: да, мы ведем борьбу с турецким государством уже 50 лет. Она имеет военное измерение, идеологическое, культурное и социальное. Мы хорошо знаем друг друга. Никто не должен думать, что Движение за свободу курдов и реальность лидера Абдуллы Оджалана можно легко обмануть. Наш народ также знает об этом. Война, конечно, продолжается. Государство уже при каждом удобном случае заявляет: «Я буду ликвидировать, атаковать, уничтожать, я расстреливаю террористов». И оно делает то, что говорит. Никто не должен думать, что эта реальность ослабла или завершилась. Это процесс борьбы, и мы должны его еще больше обострить.
Война продолжается и в зонах обороны Мидия. Действия наших друзей продолжаются. Оккупационная позиция турецкого государства и его настойчивость в этом вопросе также продолжаются. Это началось в апреле 2022 года, это называется «Когтистый замок». Они не смогли достичь своих целей. Они создали базовые регионы и договорились с Демократической партией Курдистана (ДПК) о сотрудничестве. Они хотят включить в это Ирак. Совсем недавно они устроили провокацию в Хафтанине, чтобы втянуть нас в конфликт с иракской армией. Похоже, что некоторые сегменты внутри Ирака также надеются извлечь из этого выгоду. В Ираке и так нет единства, даже в армии. Турецкое государство, проводя внешнюю политику через Хакана Фидана с использованием дипломатии и разведки, питало иллюзии, что «мы сможем справиться с Джолани в Сирии и с нынешней багдадской администрацией в Ираке и ликвидировать РПК более эффективно». Однако это не так.
Как отметил Джемаль в одной из передач, турецкие войска не высаживались в Зап-Водах. Они заняли там позиции, применили интенсивные методы и воспользовались сговорчивостью Демократической партии Курдистана (ДПК). Но партизаны — это уже «скрытая» сила. Партизанить — значит действовать так, как знаешь ты, но не знает противник. Поэтому партизаны все еще оказывают большое сопротивление по всей территории зоны обороны Мидия. По этому случаю я с любовью, тоской и уважением приветствую всех моих друзей, которые занимают самую значимую позицию в этом процессе.
Кроме того, ничто не стоит на месте. Партизанские силы тоже не стоят на месте. Мы имеем партизанскую реальность, которая адаптировалась к войне гораздо больше, чем три года назад, и достигла новых тактик и техник. Партизаны, которые могут действовать с воздуха, осуществлять инфильтрацию и рейды, имеют возможность маневрировать небольшими группами... Подводя итог, можно сказать, что турецкое государство не смогло победить партизан, несмотря на поддержку всего НАТО. Возможно, они превосходят нас числом, но партизанский отряд стоит тысяч солдат. Потому что качество, убеждения, идеологическая форма, мобильность и уровень экспертизы у партизан очень высоки. Именно так мы устанавливаем баланс. У них может быть техническое и численное превосходство, но партизаны сводят это превосходство на нет.
Да, у нас есть герои. Народные силы самообороны Курдистана (НСС) объявили о героической смерти товарищей Зилана и Далаля. Я еще раз поминаю их с уважением и благодарностью. Мы сохраним память о них, углубляя и укрепляя самооборону. Именно так проходит этот процесс. Я не знаю, слушают ли эти программы те, кого это касается, но в этом есть разум и логика: если нападения продолжатся, у нас всегда есть право на ответные действия. Мы можем организовать протесты в любой точке Турции. Пусть никто не воспринимает нас за «ягнят». «Есть процесс, что-то начнется, но мы будем продолжать нападать на РПК, а они будут молчать» — это невозможно.
«ЕСЛИ НАПАДЕНИЯ ПРОДОЛЖАТСЯ, ТО БУДЕТ ВОЗМЕЗДИЕ»
Именно поэтому мои товарищи также заявили: необходимо обеспечить хотя бы бесконфликтное состояние. В противном случае, даже если завтра лидер Абдулла Оджалан выступит с ожидаемым призывом, если нападения на нас продолжатся, мы нанесем ответный удар. Тогда никто не должен спрашивать лидера Абдуллу Оджалана или наш народ: «РПК не послушалась». Мы должны защищать свое существование, и одним из способов сделать это является право на ответный удар. Самое правильное — предпринять шаги для бесконфликтного урегулирования. Мы говорим осторожно, потому что турецкие СМИ и система специальных боевых действий все искажают. Это не потому, что мы не можем или не имеем мужества, а потому, что нет другого способа сказать правду. В конце концов, мы стоим, боремся и разрабатываем методы уже 10 лет, несмотря на всевозможные истребительные атаки.
Так что, если предстоит новый период или процесс перехода и перемен, то условия для этого должны быть подготовлены. Товарищ Дуран Калкан также сказал следующее: мы готовы и к войне, и к миру. Мы родились в этой борьбе, мы выросли на этом пути, мы прогрессировали. Мы готовы ко всему.
«АЗИ̇З КЕЛЮОГЛУ БЫЛ НАСТОЯЩИМ ЦЕНИТЕЛЕМ СВОБОДЫ»
В свое время использовался термин «террористы, держащие перо», что означало: «Если вы собираетесь думать, вы будете думать так, как я говорю; если вы собираетесь писать, вы будете писать так, как я говорю; если вы собираетесь говорить, вы будете говорить так, как я говорю; если вы отклоняетесь от этого, вы опасны, вы террорист». Сегодня понятия стали использоваться произвольно, в зависимости от интересов власть имущих.
Не только в упомянутом вами контексте, но и в Турции было арестовано множество журналистов и работников свободной прессы. Те, кто не поддерживает правящую партию или не является «постоянным журналистом», подвергаются аналогичному давлению. Нынешнее правительство фактически ведет с ними войну. В этом смысле действительно существует большой страх.
Прежде всего, позвольте мне сказать следующее: я с уважением и благодарностью поминаю всех героев свободной прессы, включая Азиза Келюоглу. Я сам когда-то следил за его работой. У него была еженедельная телепрограмма Bashûr Gündemi («Повестка дня для Южного Курдистана»); я смотрел его новости и читал статьи. Он обладал важным уровнем контроля и концентрации. Он был настоящим курдским патриотом и свободолюбцем, как в своих оценках, так и в созданной им системе ценностей. Его вклад в традицию свободной прессы огромен.
Что касается нашей борьбы, то можно сказать, что она заключается в том, чтобы раскрыть правду. Курдская реальность должна быть раскрыта, реальность женщин должна быть показана, мир угнетенных должен быть видим, их голоса должны быть услышаны, их требования должны быть поняты. Это борьба за правду. Такие имена, как Азиз Келюоглу, работали ради этой борьбы за правду. Они боролись за правду, проявляя независимый и свободный дух, приверженность патриотическим ценностям. Он был настоящим борцом за правду.
Мы следили за его жизнью на канале Medya Haber. С ранних лет он участвовал в работе прессы, происходил из очень патриотичной семьи и был тесно связан с борьбой курдского народа за свободу. Гулистан Тара, Херо Бахадин, Назым Даштан, Джихан Бильгин, Сеит Эвран и другие герои свободной прессы — часть той же традиции. Подобно появлению выдающихся художников и ученых, возникла «армия работников прессы» и появились их герои.
Отношение турецкого государства к работникам свободной прессы такое же, как и к тем, кто «держит в руках оружие». Оно считает их опасными, потому что боится, что менталитет и правда будут раскрыты. Правительствам обычно нужны люди, которые зависят от них, они ожидают, что их истории успеха будут распространяться и попадать в заголовки газет. Но быть голосом, прессой и ручкой народа, который игнорируется и чья идентичность отрицается, требует радикальной позиции и мужества.
Традиция свободной прессы должна развиваться, освобождая себя, потому что она пытается быть голосом угнетенных женщин и народов через борьбу курдского народа за существование и свободу. Вот почему она платит цену; Азиз, Гулистан, Назым, Джихан и другие стали мишенями не просто так. Их пытаются запугать постоянными арестами и давлением.
На данный момент я могу сказать, что свободная пресса должна стать более настойчивой, организованной и громкой. Мы должны продолжать развивать уровень, установленный Азизом Келюоглу, и еще громче заявлять правду. Борьба с правительством будет продолжаться; если мы заботимся о свободе, если мы стремимся к честности, пресса должна идти по этому пути. Особенно молодые люди и женщины должны видеть это и громко кричать свою правду.
Говорят, что «правда умирает первой на войне», и эта поговорка наиболее актуальна в контексте грязной войны против курдского народа. То же самое происходит и сегодня: я говорю не только о войне в зонах обороны Мидия, но и о грязной войне против общества. Мы не знаем, чем именно занимаются специальные военные силы в Курдистане. Притеснения, изнасилования, игры наркоторговцев, торговля людьми, миграционная политика... Все это очень грязно. И только традиции свободной прессы помогут разоблачить это. Правда должна быть написана и обнародована смело и решительно.
В заключение выражаем соболезнования всем работникам прессы и свободной прессы; лучшим ответом на память об Азизе Келюоглу будет дальнейшее расширение работы прессы, особенно в южном Курдистане, чтобы громче заявить о свободе мысли и сделать правду более заметной.
«ПРИЗЫВ К РЕКОНСТРУКЦИИ»
Все немного запутались в операциях и арестах против свободной прессы и демократических групп. С одной стороны, ведутся переговоры с лидером Абдуллой Оджаланом, и ожидается его звонок, но при этом назначаются доверенные лица и арестовываются журналисты. Говорят, что Турция станет более демократичной, но антидемократические практики продолжают расти.
Позвольте мне сказать в начале то, что я скажу в конце: это процесс борьбы. В своих оценках я также заявлял, что правительство, с которым мы сталкиваемся, особенно представители Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД), не хотят, чтобы Турция демократизировалась. У них нет такой заботы. Они проникли во все сферы государства, захватили судебную систему и бюрократию безопасности. Остались только местные администрации, и там они назначают доверенных лиц везде, где теряют контроль в результате городского консенсуса или различных альянсов. Они хотят создать полную единоличную диктатуру. В самом начале процесса они заявили: «Мы перережем местные и политические колонны». Они дали понять, что захватят все местные органы власти, где они неэффективны. Это политика, переплетенная с путчизмом.
Что нужно делать против этого? Конечно, с этим нужно бороться. Иногда возникает ощущение: в Имралы проходит встреча с лидером Абдуллой Оджаланом, и все ждут, что он «спасется». Как будто если он что-то скажет, все конфликты в Турции завершатся, курдская проблема уйдет, женская проблема исчезнет, экономический кризис закончится, культурная проблема решится... Не стоит так заблуждаться. Турецкое общество переживает серьезный кризис; неправильно иметь такие ожидания и быть разочарованным.
Реальность такова: Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПНД) пытаются взять все в свои руки, удерживая текущую военную ситуацию, угрозы и риски в регионе и стране, как «гильотину» над турецким обществом. Это очень интересно. Например, я слежу за одним телеканалом по вечерам, и они не могли найти повестку дня, поэтому на этот раз обратились к глобальной научной организации. «Где в Турции видели глобальную научную организацию?» — говорят они. Почему я это говорю? Постоянная угроза будет производиться, постоянная опасность будет показана.
Они выдвигают такие утверждения, как «глобальная научная организация закончилась», а затем начинают говорить о движении разломов в земле. Я не говорю, что этих опасностей не существует, не поймите меня неправильно. Но существует реальность особой войны, которая пытается сделать общество неспособным организоваться вокруг своих собственных требований посредством постоянного напряжения и угроз. Это необходимо признать и вести решительную борьбу против этого. Повестка дня Турции должна быть твердо принята.
Главная проблема Турции — это демократизация. Для демократизации Турции через решение курдского вопроса вся оппозиция, начиная от CHP и заканчивая другими, должна действовать в соответствии с этой повесткой дня. Без этого нынешнему правительству легче добиться желаемого.
Например, посмотрите на повестку дня Народно-республиканской партии (НРП). Правительство жестко критикует её, и я не хочу говорить об этом резко, но какое влияние в Турции может иметь главная оппозиционная партия, которая постоянно занимается своими внутренними проблемами? Если они быстро не выйдут из этой ситуации, то снова обрекут турецкое общество на режим Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД). Это критика, не поймите меня неправильно.
У Турции действительно очень много насущных проблем. Пока продолжаются дебаты о том, кто будет президентом, в Стамбуле задержали множество сотрудников муниципалитета. Никто не поднимает шума. Такое впечатление, что между правительством и оппозицией существует негласное соглашение: «Вы делаете это, а мы не будем на это смотреть». Против курдов, и особенно Демократической партии народов (ДПН), существует такое состояние примирения. Постоянными арестами, задержаниями и давлением они хотят еще больше подавить их и сделать бессильными. Цель состоит в том, чтобы создать такую Демократическую партию народов (ДПН) или курдскую оппозицию, которая не будет эффективна в событиях, которые будут происходить. Для этого организуются операции. Они боятся, что курдское общество, которое может быть организовано через муниципалитеты, восстанет и потребует соблюдения своих прав, или что оно обретет боевой дух и станет более заметным в процессе, в который вмешается их лидер Абдулла Оджалан. Чтобы предотвратить это, они прибегают к специальным военным операциям.
Что же делать против этого? Необходимо действовать, не попадая в эти ловушки. Я призываю общество Курдистана к демократической мобилизации. Курдское общество должно развивать демократическую мобилизацию повсюду. Если они хотят, чтобы процесс, который хочет развивать лидер Абдулла Оджалан, был успешным, если они хотят участвовать в нём, если они хотят быть частью этой правды, необходимо сделать демократический серхильдан, демократическую народную оппозицию сильнее в Турции, особенно среди молодежи и женщин. В этом и заключается план.
Есть поговорка «привязать камни и выпустить собак на волю». В нынешней ситуации, создавая атмосферу ожидания и надежды, они хотят лишить демократическую политическую арену и курдское общество их достижений. Такие имена, как Мехмет Учум, постоянно пытаются найти маскировку для этого. «Это связано с терроризмом, если этот закон будет отменен, то никаких попечителей не будет». Вот такие истории. Партия справедливости и развития (ПСР) разваливает возможности аренды в муниципалитетах. Необходимо бороться с такой путчистской реальностью. Способ сделать это — организовываться, проявлять активность и не отступать без страха.
Возможно, сейчас мы переживаем период, когда социальная мобилизация нуждается в наибольшем развитии. В заключение я могу сказать следующее: под руководством женщин и молодежи общество Турции, особенно курдское общество, должно понять своего лидера Абдуллу Оджалана, правильно понять процесс, который он хочет развивать, принять в нём участие и построить новую Турцию на основе свободной Турции, демократической Турции, свободного Курдистана и демократического Курдистана.
Партия справедливости и развития (ПСР) говорит, что построит «100-летнюю Турцию» или «новую Турцию», но Турция развалилась, она банкрот во многих аспектах. С точки зрения международных балансов, фактическая реализация этого краха не кажется невозможной. О чем мы только не слышали в стране, которая так сильно разрушилась изнутри, которая так несправедлива, недемократична, неравноправна, морально развращена и прогнила? От убийства младенцев до изнасилования детей, от нападений на женщин на улицах до самоубийств целых семей. Особенно в социальной структуре, сформированной на основе исламских ценностей, дойти до такого состояния — значит потерпеть полный крах.
По этой причине я призываю к восстановлению, которое должно происходить в рамках свободного и демократического Курдистана и Турции. Я приглашаю всех друзей, социалистов, демократов, интеллектуалов и истинных патриотов Турции принять участие в процессе, который пытается развивать лидер Абдулла Оджалан».